МААМ-картинки

Преемственность в образовательной деятельности ДОО и начальной школы в достижении планируемых результатов

Миникаева Алсу Талгатовна
Преемственность в образовательной деятельности ДОО и начальной школы в достижении планируемых результатов
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В статье рассматривается проблема преемственности детского сада и начальной школы, актуальность данного вопроса в системе образования на сегодняшний день. Статья раскрывает требования ФГОС к формированию преемственности, основные задачи и формы организации деятельности, приводятся примерные формы работы со всеми участниками педагогического процесса, предполагаемые результаты систематической работы по теме.

Публикация «Преемственность в образовательной деятельности ДОО и начальной школы в достижении планируемых результатов» размещена в разделах

Ключевые слова: преемственность, дошкольное образование, начальное образование, ФГОС, систематичность.

Период дошкольного детства - важный период в жизни каждого ребенка. Как и в первые годы обучения в школе, в это время закладываются основы знаний.

Детский сад и начальная школа - два смежных звена в системе образования. Успехи ребенка - первоклассника во многом зависят от качества знаний и умений, приобретенных в детском саду.

Введение ФГОС ДО одной из важнейших задач определило воспитание всесторонне развитой личности ребенка и создание предпосылок к обучению в школе [4; 15].

Ошибочно предполагать, что формирование преемственности между дошкольной организацией и школой – это сугубо подготовка детей к учебной деятельности. ФГОС рекомендует продлить период детства и сделать переход из одной ступени в другую как можно более мягким. Для этого учителям следует внимательно ознакомиться с формами и методами работы в детском саду, и сделать все возможное, чтобы облегчить первоклассникам адаптацию к новым условиям.

Не секрет, что при поступлении в школу, важна не только интеллектуальная составляющая, но и психологическая. Мягкий переход от одной ступени образования к другой возможен лишь в случае отсутствия устойчивых страхов, связанных с принятием новой позиции - школьника. Комфортность пребывания ребенка в школе не должна находиться в зависимости от организации педагогического процесса, поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из важных условий непрерывности образования подрастающего поколения [1; 38].

На сегодняшний день большое внимание уделяется качеству получаемых детьми знаний и умений. В случае отсутствия между ступенями образования плавного перехода, высокого качества добиться сложно.

Основная задача педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — освоение детьми универсальных учебных действий.

Среди универсальных предпосылок учебной деятельности можно выделить следующие: потребность сознательно подчинять свои действия правилу, действовать в соответствии с инструкцией, выполнять задание по образцу, адекватно воспринимать критику, умение внимательно слушать говорящего и др [3; 58].

Начинать формировать желание и умение учиться следует уже с раннего детства. Причем важно это сделать так, чтобы желание получать знания сохранилось на протяжении всей жизни, а не закончилось с окончанием ребенком школы.

Переход от дошкольного детства к обучению в школе дается детям нелегко. Не напрасно в первом классе уделяется достаточно много внимания вопросам смягчения адаптации детей. Правильная организация преемственности между дошкольным учреждением и школой помогает сделать образовательную среду единым целым.

В данном случае под понятием «преемственность» подразумевается плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания. Педагоги начальных классов не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. В то же время, если дети старшего дошкольного возраста не имеют представления о том, что их ждет в стенах школы, желание учиться воспитать у них будет непросто [2; 49].

Понимание особенностей личностного взаимодействия ребенка с воспитателем в детском саду и учителем в школе важно не менее, чем формирование интереса к школе. Большинство первоклассников переживают стресс от того, что между учеником и учителем присутствует определенная дистанция. Здесь нет той эмоциональной близости, к которой они привыкли в детском саду. Такие различия еще более усложняют адаптацию первоклассников, привыкших к психологическому комфорту в отношениях с взрослыми.

Таким образом, добиться сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования поможет ряд задач :

• единство целей и задач воспитания на различных ступенях образования;

• определение единой концепции процесса обучения и воспитания в школе, в детском саду и в семье;

• организация качественной психологической поддержки семьям воспитанников для облегчения адаптации младших школьников к новым условиям [3; 86].

Для осуществлении преемственности возможны следующие формы работы с дошкольниками :

1. Обогащение предметно - пространственной среды в группах:

- центр «Скоро в школу

- центр «Читаем сказки сами»;

- атрибуты для организации сюжетно – ролевой игры «Школа»;

- создание тематических альбомов, лэпбуков на школьную тематику.

2. Создание условий для мотивации старших дошкольников к обучению в школе.

- ознакомление с художественной литературой о школьной жизни, школьниках, их поступках;

- организация тематических дней, связанных со школьным обучением, экскурсий в школу.

3. Встречи с выпускниками и учителями:

- составление перспективного плана совместной работы дошкольного учреждения и начальной школы на весь учебный год;

- выступление выпускников детского сада перед будущими первоклассниками и их родителями;

- приглашение младших школьников на выпускной бал в детском саду;

4. Работа с родителями.

- оформление информационных стендов полезной информацией для родителей будущих школьников : папки-передвижки, консультации, буклеты и памятки;

- организация тематических родительских собраний с участием администрации дошкольного учреждения, учителей начальной школы, педагога-психолога.

5. Работа с персоналом дошкольного учреждения.

- оформление консультаций для педагогов;

- проведение мониторинга готовности детей подготовительных групп к школьному обучению, анализ результатов;

- организация посещения воспитателями уроков в первом классе, а учителями — организованной образовательной деятельности в ДОУ;

- проведение психологом ДОУ совместных тренингов для воспитателей и учителей начальных классов;

- проведение совместных с учителями начальных классов мероприятий (семинаров, конференций, мастер-классов).

Будучи воспитателями подготовительной группы, мы также стараемся обеспечить своим воспитанников условия, обеспечивающие плавный переход от одной образовательной ступени к другой. А именно:

1. Обогащение предметно – пространственной среды группы.

Выделение центра «Школьная пора» стало местом всеобщего любопытства. Ранец, куклы в школьной форме, учитель Еж, указка, настоящая школьная форма, которую можно примерить, колокольчик, кассы букв и слогов, мольберт… Эти и другие атрибуты создают определенное сопряжение с будущим статусом, стирая страхи перед новым и неизведанным.

2. Тесное сотрудничество с педагогом – психологом, позволяющее вовремя устранить имеющиеся проблемы, которые могут помочь избежать затяжной адаптации к школе.

3. Организация встреч с работниками ближайшей школы на территории ДОУ : учителями начальных классов, педагогом – психологом. Данная форма работы способствует установлению контакта с новым окружением.

4. Проведение вечеров встреч с выпускниками детского сада. Ранее дошколята, а с недавних пор первоклассники, как нельзя лучше передают свои впечатления о школьном обучении.

5. Организация экскурсий в ближайшую школу. Эта форма работа наиболее любима нашими воспитанниками: посидеть за настоящей партой, услышать настоящий школьный звонок, заглянуть в школьную столовую и даже пообедать в ней, познакомиться с учениками и работниками школы… Возвращаясь в детский сад, дети с воодушевлением воплощают в игровой деятельности все, что увидели,

6. Активное взаимодействие с родителями воспитанников – важный этап работы. Зачастую серьезнее переживают переход в новый статус не сами дети, а их родители, в особенности мамы. Учитывая эту особенность, в начале года мы проводим анкетирование для выяснения проблем, которые их тревожат. Проанализировав результаты, мы выстраиваем работу таким образом, чтобы по – максимуму удовлетворить все вопросы, возникающие у родителей, а также развеять их страхи перед поступлением ребенка в школу.

В нашем дошкольном учреждении активно ведутся :

Работа с детьми

- Беседы о школе («Учат в школе», «Скоро в школу», «Профессия «учитель», «Зачем нужно учится в школе»);

- Чтение художественной литературы о школе («Веселые истории о школьниках», «Урок смеха», «Дядя Федор идет в школу», Как Коля Линейкин задачу решал»);

- Выставка рисунков «Я будущий первоклассник»;

- Загадывание загадок о школе и школьных принадлежностях ;

- Словесные и дидактические игры («Собери портфель», «Звуки перепутались», «Назови как в школе», «Что перепутал художник»);

- Экскурсия в школу (Просмотр музыкальной сказки в актовом зале УЛ «Жила-была сыроежка»);

- Сюжетно-ролевые игры («Школа», «Библиотека», «Столовая»);

- Просмотр мультфильма «День знаний»;

- Участие учеников УЛ в новогодних мероприятиях;

- Посещение дополнительных занятий в рамках Детской Академии развития раннего технического творчества «Техно-Алфавит»;

- Интервью «Какой должен быть учитель?».

Взаимодействие педагогов.

- Проведение и посещения праздничной линейки, посвященной Дню знаний;

- Проведение собрания с приглашением заместителя директора по УВР начальной школы УЛ. ряда ЮИД;

Сотрудничество с родителями.

- Консультации на информационном стенде («Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника»);

- Распространение памяток («Скоро в школу», «Какой он, будущий первоклассник?»);

- Оформление странички на сайте УЛ («Для вас родители, будущих первоклассников»)

Таким образом, систематическая работа над формированием преемственности между дошкольным учреждением и школой, позволит добиться следующих результатов :

• дети станут проявить волевые усилия, инициативность, самостоятельность;

• у детей повысится самооценка и уверенность в своих силах;

• дети легче пройдут адаптацию к новым условиям [1; 116].

Список использованной литературы.

1. Болотина Л. Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. - Айрис-Пресс., 2013г.

2. Гафурова И. М., Педагогический совет: Проблема преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную : Методическое пособие. - Паритет, 2015 г.

3. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. / Под ред. Е. П. Арнаутовой. - М., 2016г.

4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

Публикации по теме:

Фотоотчет о мероприятии для начальной школы «Лев Толстой — детям»Фотоотчет о мероприятии для начальной школы «Лев Толстой — детям» В этом году исполняется 190 лет со дня рождения великого русского писателя Л. Н. Толстого. 20 сентября сотрудники библиотеки «Добродар».

Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов Аналитическая справка О результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в ЧДОУ детский сад №34 ОАО.

Оценка результатов детской деятельности-календарь «Мои успехи» (подготовительная группа)Оценка результатов детской деятельности-календарь «Мои успехи» (подготовительная группа) Добыл! Достиг! Добился! Чтоб воздалось стократ, Немало потрудился; Тем слаще результат! Вопрос о том, как оценивать достижения детей,.

Конспект занятия «Где живут добро и зло?» для начальной школы Открытое занятие Тема: «Где живут добро и зло?» Цель: развивать самосознание формирование представлений воспитанников о многогранности и.

Конспект занятия для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности «Куклы Вербница и Пасха»Конспект занятия для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности «Куклы Вербница и Пасха» Цели: – обучить конкретным трудовым навыкам работы с тканью и природным материалом при создании народной игрушки; - развивать творческое.

Праздник 8 Марта. Сценарий для начальной школыПраздник 8 Марта. Сценарий для начальной школы Скоморох. Та-ра-ра! Та-ра-ра! Вся ли в сборе детвора? Та-ра-рам! Та-ра-рам! Все расселись по местам? Та-ра-ра! Та-ра-ра! Начинать уже.

Преемственность детского сада и школы в нашем селе. (Очерк-воспоминание).Преемственность детского сада и школы в нашем селе. (Очерк-воспоминание). Целых двадцать лет назад мой сын пошёл в 1 класс. Всё было как-будто вчера. Нахлынули волной воспоминания. Дети - маленькие, родители и.

Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы)Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы) Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы).Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход.

Проект «Преемственность между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников» Актуальность На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами.

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Все цвета, кроме черного» 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» составлена на основе авторской программы М. М. Безруких.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность в образовательной деятельности ДОО и начальной школы в достижении планируемых результатов
Опубликовано: 22 мая 2020 в 18:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преемственность в образовательной деятельности ДОО и начальной школы в достижении планируемых результатов» (включая файлы) размещена пользователем Миникаева Алсу Талгатовна (УИ 1261980) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД