Лучший педагог года

Статья «Разнообразие двигательной активности детей с использованием нестандартного физкультурного оборудования»

Лилия Сайфуллина
Статья «Разнообразие двигательной активности детей с использованием нестандартного физкультурного оборудования»

Вопрос о физическом развитии дошкольников в настоящее время стоит остро, как никогда. Эпидемия гиподинамии, захватившая взрослое и подростковое население городов, уже постепенно доходит и до этой, самой уязвимой группы населения. Замечательно, если ребенок имеет возможность гулять во дворе хотя бы несколько часов в день, но такая возможность есть далеко не у всех городских детей. На деле получается, что ребенок активно двигается в детском садике – полчаса на занятиях по физическому развитию, гимнастике и час-полтора на прогулке. В помещениях детского сада, где количество детей превышает установленные нормы, не приветствуется большая активность, и это можно понять. Когда же дошкольник попадает домой, он прочно усаживается перед телевизором с мультиками или компьютером, а в выходные дни иногда и на целый день.

Публикация «Статья „Разнообразие двигательной активности детей с использованием нестандартного физкультурного оборудования“» размещена в разделах

Педиатры бьют тревогу в связи с таким положением дел, предупреждая, что если ничего не менять, то из нынешних дошкольников через некоторое время вырастет поколение больных людей, страдающих лишним весом, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, мышечной слабостью, одышкой и нарушением обмена веществ. На самом деле эти заболевания уже все чаще и чаще регистрируются у дошкольников, физическое развитие которых пущено на самотек.

Спасти ситуацию может только правильно организованная физическая нагрузка. Ребенок дошкольного возраста по природе своей весьма подвижен и активен. Обеспечивая дошкольнику физическое развитие, его активность даже не нужно стимулировать, ее только надо направить ее в нужное русло. Необходимо подобрать физические упражнения таким образом, чтобы ребенку было интересны занятия, с тем, чтобы они могли стать регулярными. При этом для здоровья малыша важно, чтобы спортивные занятия были не изнурительными, а занимательными. Если вы хотите обеспечить правильное физическое развитие дошкольника, помните, что физкультура предпочтительнее спорта, по крайней мере, в возрасте до шести лет.

Анализ научно-методической литературы и многочисленные педагогические наблюдения показывают, что физическое воспитание - первая ступень комплексной системы воспитания дошкольников. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.

Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений, в процессе которого происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу всех органов и систем.

Таким образом, хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении должна быть нацелена на поиск резервов полноценного физического развития детей и формирование основ здорового образа жизни.

Актуальность. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.

Статистика свидетельствует об ухудшении состояния здоровья наших детей, и хотя в педагогической практике накоплен солидный опыт оздоровления дошкольника поиск эффективных методик в этой области продолжается. В Уставе Всемирной организации здравоохранения, здоровье характеризуется как «состояние наибольшего физического психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Не секрет, что современные дети большую часть времени проводят в статическом положении за столами, у телевизора, у компьютера и т. д. Поэтому необходимо в течение дня разнообразить двигательную активность для сохранения и укрепления физического здоровья детей.

В своей профессиональной деятельности я использую метод проектов. Для проектов характерна групповая деятельность, таким образом, метод проектов становится отличным способом организации воспитательной работы, основанной на взаимодействии педагогов, родителей и воспитанников в ходе реализации проекта. Замечая снижение двигательной активности детей в течение дня и повышенный интерес детей к новым нетрадиционным техникам поддержания и укрепления здоровья, мы решили реализовать в нашей группе практико-оздоровительный проект «Крепыш». Целью проекта является -применение нетрадиционных методов оздоровления с использованием нестандартного физкультурного оборудования по физическому развитию детей.

Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно. И поэтому помимо традиционных методов комплексного воздействия на физическое развитие, мы используем нетрадиционные методы, такие как точечный массаж, дыхательные игровые упражнения, физкультминутки для здоровых глаз, физические упражнения с использованием нестандартного физкультурного оборудования, и др.

Основная цель нетрадиционных методов работы на физкультурных занятиях в детском саду заключается в повышении интереса к занятиям физической культурой и эффективности этих занятий, в сохранении и улучшении психологического и физического состояния детей. Одним из средств решения поставленных задач является использование на физкультурных занятиях, праздниках и развлечениях нестандартного оборудования, которое изготавливается из подручного (бросового) материала: пенопласта, крышек от бутылок, фломастеров, остатков линолеума, поролона, клейкой бумаги, цветного скотча, капсул от киндер-сюрпризов и т. д. Данное оборудование не требует вложения финансовых средств, и каждый ребенок может внести свой посильный вклад в изготовление игры.

Новое физкультурное оборудование — это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству выдумке и умелым рукам. Сделанные пособия являются многофункциональными. Они используются в общеразвивающих упражнениях, в основных движениях, соревнованиях, на праздниках и развлечениях. Эти бесполезные на первый взгляд предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.

Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.

В нашей группе руками воспитателей и родителями создан физкультурный уголок - центр здоровья, где в доступном для детей месте находятся пособия используемое в разных видах двигательной деятельности. Это и фабричное спортивное оборудование, но в основном — нестандартное, изготовленное педагогами совместно с детьми и родителями. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, султанчики и многое другое. Это помогает превратить обычные занятия в интересную игру.

Я разработала наглядное пособие «На зарядку становись» из 15 карточек - на одной карточке изображено одно упражнение. По яркому рисунку, который соответствует названию, дети быстро узнают и называют упражнение. Крупными буками прописаны названия упражнений, так как дети старшего дошкольного возраста знают буквы и многие из них могут прочитать слово. Также на карточке я разместила фотографии детей моей группы, в момент выполнения данного упражнения. Дети, посмотрев на карточку с фотографией, узнают ребенка, называет его имя и фамилию, и легко воспроизводят упражнение, тем самым развивая зрительную память. В нижней части карточки представлена подробная схема - алгоритм выполнения упражнения. Я применяю это пособие в режимных моментах, физкультминутках, на утренней гимнастике, на занятиях по физической культуре. Ребята с удовольствием пользуются карточками и в самостоятельной деятельности.

Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой.

По средствам использования нестандартного физкультурного оборудования развиваются такие физические качества детей как выносливость, ловкость, быстрота и сила в соответствии с индивидуальными особенностями.

Реализуя практико-оздоровительный проект «Крепыш», мы старались развивать у дошкольников сознательное отношение к своему здоровью, пополнили развивающую среду в группе, смогли разнообразить двигательную активность детей, привлекли родителей к участию в жизни группы.

В дальнейшем планируем продолжить работу по использованию нетрадиционных техник и методик по развитию физических качеств детей, продолжать организовывать самостоятельную деятельность детей, внося новые игры, изготовленные совместно с детьми и родителями из бросовых материалов.

Используемая литература :

1. Ефименко Н. Н. «Театр физического развития и оздоровления». -М. : 2006 .

2. Кочеткова Л. В. «Оздоровление детей в условиях детского сада». М. :2005 .

3. Махнева М. Д. «Воспитание здорового ребенка». М. : 1999 .

4. Осокина Т. И. «Физическая культура в детском саду». М. :1986 .

5. Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – М., 2005.

6. Шишкина В. А. «Движения+движения» : Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 1992.

7. Развитие двигательных качеств дошкольников / Под ред. З. И. Кузнецовой. - М. : Просвещение, 1987.

8. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в ДОУ. М. ,2006.

9. Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. М., 2003.

10. Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А., Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 2005

11. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика Для детей дошкольного возраста. М., 2006 .

12. Глазырина Л. Д. Физическое культура дошкольникам // Программа и программные требования. М. : 2005.

13. Л. Глазырина. «Физическая культура – дошкольникам». М. : «Владос», 2001.

14. Б. Егоров. «Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми». Журнал «Дошкольное воспитание». 2001.

Публикации по теме:

Проект по использованию нетрадиционных методов оздоровления на занятиях по физической культуре «Здоровей-ка» Проект"Здоровей-ка" (использование нетрадиционных методов оздоровления на занятиях по физической культуре) Воспитатель:Щербакова Елена.

Смотр-конкурс «Оформление центров двигательной активности (с обязательным наличием нестандартного оборудования)»Смотр-конкурс «Оформление центров двигательной активности (с обязательным наличием нестандартного оборудования)» Коллектив в нашем детском саду творческий и мы не любим сидеть сложа руки, поэтому провели очередной смотр-конкурс. Положение о проведении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Разнообразие двигательной активности детей с использованием нестандартного физкультурного оборудования»
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 12:32
+95Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 89.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД