Лилия Сайфуллина
Статья «Разнообразие двигательной активности детей с использованием нестандартного физкультурного оборудования»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос о физическом развитии дошкольников в настоящее время стоит остро, как никогда. Эпидемия гиподинамии, захватившая взрослое и подростковое население городов, уже постепенно доходит и до этой, самой уязвимой группы населения. Замечательно, если ребенок имеет возможность гулять во дворе хотя бы несколько часов в день, но такая возможность есть далеко не у всех городских детей. На деле получается, что ребенок активно двигается в детском садике – полчаса на занятиях по физическому развитию, гимнастике и час-полтора на прогулке. В помещениях детского сада, где количество детей превышает установленные нормы, не приветствуется большая активность, и это можно понять. Когда же дошкольник попадает домой, он прочно усаживается перед телевизором с мультиками или компьютером, а в выходные дни иногда и на целый день.
Публикация «Статья „Разнообразие двигательной активности детей с использованием нестандартного физкультурного оборудования“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Педиатры бьют тревогу в связи с таким положением дел, предупреждая, что если ничего не менять, то из нынешних дошкольников через некоторое время вырастет поколение больных людей, страдающих лишним весом, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, мышечной слабостью, одышкой и нарушением обмена веществ. На самом деле эти заболевания уже все чаще и чаще регистрируются у дошкольников, физическое развитие которых пущено на самотек.
Спасти ситуацию может только правильно организованная физическая нагрузка. Ребенок дошкольного возраста по природе своей весьма подвижен и активен. Обеспечивая дошкольнику физическое развитие, его активность даже не нужно стимулировать, ее только надо направить ее в нужное русло. Необходимо подобрать физические упражнения таким образом, чтобы ребенку было интересны занятия, с тем, чтобы они могли стать регулярными. При этом для здоровья малыша важно, чтобы спортивные занятия были не изнурительными, а занимательными. Если вы хотите обеспечить правильное физическое развитие дошкольника, помните, что физкультура предпочтительнее спорта, по крайней мере, в возрасте до шести лет.
Анализ научно-методической литературы и многочисленные педагогические наблюдения показывают, что физическое воспитание - первая ступень комплексной системы воспитания дошкольников. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.
Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений, в процессе которого происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу всех органов и систем.
Таким образом, хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении должна быть нацелена на поиск резервов полноценного физического развития детей и формирование основ здорового образа жизни.
Актуальность. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.
Статистика свидетельствует об ухудшении состояния здоровья наших детей, и хотя в педагогической практике накоплен солидный опыт оздоровления дошкольника поиск эффективных методик в этой области продолжается. В Уставе Всемирной организации здравоохранения, здоровье характеризуется как «состояние наибольшего физического психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Не секрет, что современные дети большую часть времени проводят в статическом положении за столами, у телевизора, у компьютера и т. д. Поэтому необходимо в течение дня разнообразить двигательную активность для сохранения и укрепления физического здоровья детей.
В своей профессиональной деятельности я использую метод проектов. Для проектов характерна групповая деятельность, таким образом, метод проектов становится отличным способом организации воспитательной работы, основанной на взаимодействии педагогов, родителей и воспитанников в ходе реализации проекта. Замечая снижение двигательной активности детей в течение дня и повышенный интерес детей к новым нетрадиционным техникам поддержания и укрепления здоровья, мы решили реализовать в нашей группе практико-оздоровительный проект «Крепыш». Целью проекта является -применение нетрадиционных методов оздоровления с использованием нестандартного физкультурного оборудования по физическому развитию детей.
Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно. И поэтому помимо традиционных методов комплексного воздействия на физическое развитие, мы используем нетрадиционные методы, такие как точечный массаж, дыхательные игровые упражнения, физкультминутки для здоровых глаз, физические упражнения с использованием нестандартного физкультурного оборудования, и др.
Основная цель нетрадиционных методов работы на физкультурных занятиях в детском саду заключается в повышении интереса к занятиям физической культурой и эффективности этих занятий, в сохранении и улучшении психологического и физического состояния детей. Одним из средств решения поставленных задач является использование на физкультурных занятиях, праздниках и развлечениях нестандартного оборудования, которое изготавливается из подручного (бросового) материала: пенопласта, крышек от бутылок, фломастеров, остатков линолеума, поролона, клейкой бумаги, цветного скотча, капсул от киндер-сюрпризов и т. д. Данное оборудование не требует вложения финансовых средств, и каждый ребенок может внести свой посильный вклад в изготовление игры.
Новое физкультурное оборудование — это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству выдумке и умелым рукам. Сделанные пособия являются многофункциональными. Они используются в общеразвивающих упражнениях, в основных движениях, соревнованиях, на праздниках и развлечениях. Эти бесполезные на первый взгляд предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.
В нашей группе руками воспитателей и родителями создан физкультурный уголок - центр здоровья, где в доступном для детей месте находятся пособия используемое в разных видах двигательной деятельности. Это и фабричное спортивное оборудование, но в основном — нестандартное, изготовленное педагогами совместно с детьми и родителями. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, султанчики и многое другое. Это помогает превратить обычные занятия в интересную игру.
Я разработала наглядное пособие «На зарядку становись» из 15 карточек - на одной карточке изображено одно упражнение. По яркому рисунку, который соответствует названию, дети быстро узнают и называют упражнение. Крупными буками прописаны названия упражнений, так как дети старшего дошкольного возраста знают буквы и многие из них могут прочитать слово. Также на карточке я разместила фотографии детей моей группы, в момент выполнения данного упражнения. Дети, посмотрев на карточку с фотографией, узнают ребенка, называет его имя и фамилию, и легко воспроизводят упражнение, тем самым развивая зрительную память. В нижней части карточки представлена подробная схема - алгоритм выполнения упражнения. Я применяю это пособие в режимных моментах, физкультминутках, на утренней гимнастике, на занятиях по физической культуре. Ребята с удовольствием пользуются карточками и в самостоятельной деятельности.
Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой.
По средствам использования нестандартного физкультурного оборудования развиваются такие физические качества детей как выносливость, ловкость, быстрота и сила в соответствии с индивидуальными особенностями.
Реализуя практико-оздоровительный проект «Крепыш», мы старались развивать у дошкольников сознательное отношение к своему здоровью, пополнили развивающую среду в группе, смогли разнообразить двигательную активность детей, привлекли родителей к участию в жизни группы.
В дальнейшем планируем продолжить работу по использованию нетрадиционных техник и методик по развитию физических качеств детей, продолжать организовывать самостоятельную деятельность детей, внося новые игры, изготовленные совместно с детьми и родителями из бросовых материалов.
Используемая литература :
1. Ефименко Н. Н. «Театр физического развития и оздоровления». -М. : 2006 .
2. Кочеткова Л. В. «Оздоровление детей в условиях детского сада». М. :2005 .
3. Махнева М. Д. «Воспитание здорового ребенка». М. : 1999 .
4. Осокина Т. И. «Физическая культура в детском саду». М. :1986 .
5. Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – М., 2005.
6. Шишкина В. А. «Движения+движения» : Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 1992.
7. Развитие двигательных качеств дошкольников / Под ред. З. И. Кузнецовой. - М. : Просвещение, 1987.
8. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в ДОУ. М. ,2006.
9. Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. М., 2003.
10. Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А., Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 2005
11. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика Для детей дошкольного возраста. М., 2006 .
12. Глазырина Л. Д. Физическое культура дошкольникам // Программа и программные требования. М. : 2005.
13. Л. Глазырина. «Физическая культура – дошкольникам». М. : «Владос», 2001.
14. Б. Егоров. «Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми». Журнал «Дошкольное воспитание». 2001.