Лучший педагог года

Опыт работы «Развитие художественно-речевых способностей дошкольников»

Юлия Новикова
Опыт работы «Развитие художественно-речевых способностей дошкольников»

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития художественно - речевой деятельности детей дошкольного возраста. Описывается личный педагогический опыт работы по развитию художественно-речевых и театральных способностей старших дошкольников.

Публикация «Опыт работы „Развитие художественно-речевых способностей дошкольников“» размещена в разделах

Ключевые слова: художественно-речевая деятельность, старший дошкольный возраст, творчество, словесное творчество, театральные способности, развивающая предметно-пространственная среда.

Овладение языком – важнейшая задача дошкольного образования. Актуальность ее особенно велика в наше время, «время гаджетов, смартфонов, интернета». Работая с детьми, я обратила внимание, что с каждым годом речь детей беднеет. Современному ребенку проще разобраться в тонкостях управления новым гаджетом, чем выучить стихотворение, пересказать сказку, придумать свою историю. Поэтому начинать работу по художественно-речевому развитию дошкольников необходимо как можно раньше, иначе нашим детям трудно будет стать успешными во взрослой жизни. Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов.

На современном этапе художественно-речевая деятельность рассматривается не только как средство формирования выразительности и образности речи, но и как средство развития творческих способностей детей. Творчество - это самостоятельная деятельность, которая приводит к развитию художественных способностей, формированию запросов, интересов. Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта [2].

Развитие словесного творчества включает все направления работы над словом : лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать дошкольникам задания на придумывание сказок, рассказов, загадок. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведёт к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству.

Для развития художественно-речевых способностей дошкольников я использую следующие формы работы :

1. В младшем дошкольном возрасте

• слушание сказок (личное прочтение (рассказывание, прослушивание аудиосказок);

• подвижные и хороводные игры с текстом;

• сочинение сказок (коллективно, с помощью взрослого);

• обыгрывание потешек и песенок (использование настольного театра, игры-драматизации);

• дидактические игры по материалам художественных произведений;

• мнемокарты;

• комплексные занятия.

2. В старшем дошкольном возрасте к перечисленным формам работы добавляются

• литературные утренники (викторины, вечера и др.);

• интегрированные занятия;

• игры с текстом;

• чтение литературных произведений;

работа в уголке книги (выставки книг);

• сочинение стихов и придумывание загадок;

• сочинение сказок (индивидуальных)

• драматизация литературных произведений.

Перефразируя высказывание доктора педагогических наук Львова Р. М. «…чтобы научиться плавать, надо плавать, а чтобы научиться говорить, надо говорить. Нужна разнообразная, творческая среда для практики художественно-речевых способностей дошкольников». Правильно организованная развивающая предметно - пространственная среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды детской активности.

С целью развития художественно-речевых способностей дошкольников мною в группе организованы следующие зоны:

- Зона речевой активности «Уголок настроения», «Центр дидактических игр», «Книжный уголок»;

- Зона художественно-эстетического развития «Уголок Изодеятельности», «В гостях у сказки» (театральный уголок, строительный уголок;

- Зона экологического развития «Уголок природы»;

- Зона социально-коммуникативного развития уголки сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Гараж»;

- Зона физического развития «Физкультуре, скажем ДА!».

Как показывает моя практика работы по проблеме, одним из эффективных методов развития художественно-речевых способностей дошкольников является театрализованная деятельность (театрализованная игра). По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников - это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д., участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [2]. Все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством. Типической основой художественного творчества является театрализованная игра. Следовательно, театрализованную игру можно назвать творческой игрой.

Свою работу по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников средствами театрализованных игр я начала в младшей группе. Конечно, основная часть работы происходила в процессе организованной образовательной деятельности, но и в других режимных моментах я стремилась создавать условия (предпосылки) для самостоятельной художественной деятельности детей.

В театральной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста я использовала метод имитации. Имитация заключается в том, что ребёнок и взрослый говорят одно и то же, но по-разному. Так, метод имитации может быть выполнен приёмами использования картин, предметов, игрушек, живых объектов (животных, растений, диафильма, магнитофона, игр, в процессе которых речь ребёнка обогащается не только новой лексикой, но и новыми для него словоформами, происходит опора на словесный образец.

В процессе работы я проводила с детьми игры, игровые упражнения в разных видах деятельности по всем тематическим разделам образовательной программы, что позволило сделать обучение интересным и занимательным. Театрализованные упражнения, этюды, игры обогащают детей потешками, песенками, считалками, различным текстовым материалом. Заучивание происходит в процессе имитации речи.

Характерной особенностью детей 2 - 3 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Поэтому в своей практике я широко использовала произведения народного творчества: потешки, песенки. Особенно моим малышам нравилось воспроизводить движения, голоса персонажей стихотворений Агнии Львовны Барто, которые легко запоминаются и легко читаются, а по интонациям очень близки к детской речи.

Неожиданно для самой себя, работая с малышами, я раскрыла эффективность использования игровых этюдов на этапе адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения, для формирования дружеских взаимоотношений в коллективе. Для развития у детей умения передавать эмоциональное состояние героев произведения с помощью мимики и жестов я использовала этюды-настроения: «Баба Яга», «Медвежата», «Утешение», «Новая кукла» и др. Для развития у детей способностей понимать эмоциональное состояние героя сказки, сотоварища по группе и адекватно выражать своё : «Лисичка подслушивает», «Кот Васька и сметана», «Соленый чай» и др. Игровые этюды «Старичок», «Моя (й) мама (папа)» учат детей через мимику, жесты передавать черты характера героя (весёлый, добрый, смешной, грустный).

По мере взросления моих воспитанников я расширяла ассортимент практических методов. К концу младшего дошкольного периода стала использовать метод разговора, т. е. беседы, вопросов и ответов. Метод разговора состоит в том, что взрослый спрашивает, а ребёнок отвечает. Следовательно, оба они говорят, но не одно и то же (как при имитации, а разное. Метод разговора осуществляем теми же приёмами, что и метод имитации, а также приёмами постановки различных вопросов-заданий, указаний, пояснений. Своим вопросом я побуждаю ребёнка вспомнить уже известные слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту и тем самым совершенствовать свою речь. Разыгрывая сюжет известной детям сказки, побуждаю детей к самостоятельному озвучиванию одного из героев.

Большим подспорьем в этот период времени были фигурки героев русских народных сказок настольного театра. Так как мелкая моторика рук у детей 3-х лет еще слабо развита использование пальчикового, плоскостного и других видов театров затруднено. Наши фигурки героев были прикреплены к одноразовым бумажным стаканчикам, они легко двигались по столу, их было удобно брать. И, что не маловажно, легко заменить! Наши любимые «Колобок», «Репка», «Рукавичка» каждый раз звучали по-новому, появлялись новые герои, строились новые сюжетные линии.

На определённом этапе в театральной деятельности используется метод пересказа. Мы читаем, рассказываем детям художественные произведения или напоминаем его, а ребёнок пересказывает по возможности законченный текст, при этом использует различные виды театра и атрибуты к произведению.

Между восприятием текста и его пересказом должно пройти некоторое время. Приём пересказа, использую и при ознакомлении детей с художественным произведением. Дети играют в любимых героев, инсценируют, разыгрывают сюжеты, играют в театрализованные игры, словесно - дидактические, подвижные игры по сюжетам и др.

В старшем дошкольном возрасте важное практическое значение имеет метод сочинения (рассказывания, так как его использование обеспечивает дошкольникам речевую самостоятельность. Поэтому мы поощряем самостоятельное «сочинение» детьми сказок, рассказывание реальных случаев из их жизни, художественных произведений, описание картин, реальных объектов и т. д. Детям очень нравится самостоятельная творческая игра и придумывание различных историй со знакомыми героями [1].

В этом году я познакомила своих воспитанников с таким видом театра как театр теней. Совместно с детьми мы изготовили фигурки зверей для русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса», распределили роли, в процессе репетиций сюжет был изменен, появились новые герои Медведь и Волк. Сколько было эмоций во время и после представления!

Развитие актёрских способностей старших дошкольников позволяет «… комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корригирует отклонения в разных сферах психической деятельности» [7].

Как педагогам, нам необходимо создавать условия для творческой активности детей. «Поощрять исполнительское творчество в театрализованной деятельности, развивать актёрские способности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации). Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых» [4].

Список использованных источников:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Веснина О. А. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2.1. - 4-6 с.

3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб. : Детство - пресс, 2007. - 472 с.

4. Львов М. Р. Основы теории речи: Учеб. Пособия для студ. высш. пед. учебных заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2002.- 248с.

5. Развивающая предметно-пространственная среда как важный фактор формирования личности ребнка в условиях ДОО (У) : методическое пособие / сост. Макеенко Е. П. [ и др. ] - Донецк: ГОУ ДПО "Донецкий РИДПО",2018. - 44 с.

6. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольниковОпыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возрастаПроект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста. Сентябрь Задача.

Система работы по художественно-эстетическому направлению. ОО «Художественно-эстетическое развитие»Система работы по художественно-эстетическому направлению. ОО «Художественно-эстетическое развитие» Система работы по художественно-эстетическому направлению - оо: художественно-эстетическое развитие. В соответствии с задачами годового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие художественно-речевых способностей дошкольников»
Опубликовано: 13 октября 2020 в 22:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД