Папки-передвижки

Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами малых фольклорных форм

Ольга Гузова
Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами малых фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы

Речь – это драгоценный дар, величайшее богатство человека. С ее помощью люди выражают свои мысли, чувства, общаются, достигают взаимного понимания.

Для маленького ребёнка овладение речью - это сложный процесс, которому нужно помочь протекать в правильном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами малых фольклорных форм» размещена в разделах

Ранний возраст – это время для активного усваивания ребенком разговорного языка, развивает все стороны речи : фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор.

Дети раннего возраста обладают особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У них формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь, психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по представлению.

Слово “фольклор” обозначает народная мудрость Фольклор - это поэзия, которая создается народом, в которой можно отразить трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре выражен богатый мир мыслей, чувств, переживаний. Устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Детский фольклор формируется из многих факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого. От воспитания зависит успешное развитие качеств, которые обеспечат участие ребенка в творческом труде. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Главная задача педагога, прививать им навыки, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его - он соединяет стихи, песни, игровые приемы.

В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

- Воспитание звуковой культуры речи.

- Обогащение словаря.

- Формирование грамматического строя речи.

- Развитие монологической и диалогической речи.

- Развитие мелкой моторики.

Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем быстрее он начнет говорить, раньше научится выражать свои мысли и эмоции.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.

Проблемой использования малых форм фольклора,была изучена в работах М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, Н. В. Новоторцевой, О. С. Ушаковой и др.

Как утверждают эти авторы, первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм : колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. Сейчас знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные. Эти произведения, доступны по форме и понятные содержанию, являются ценным материалом для развития речи детей младшего возраста. Ценность малых фольклорных форм заключается в том, что с его помощью взрослые устанавливают эмоциональный контакт с ребёнком. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребёнок только начинает познавать мир.

Малые фольклорные формы – это небольшие по объему произведения фольклора, бесценный источник обогащения словаря детей, в частности детей младшего возраста. В этих произведениях ребёнок узнаё т об окружающем мире: о явлениях природы, о животных, о том, что такое хорошо и плохо. Через малые фольклорные жанры ребёнок вслушивается в характерные особенности звучания родной речи и проникает в смысл слова.

Ритмичные тексты побуждают детей к движению, создавая радостное настроение, тем самым вызывают желание проговаривать вместе с воспитателем, активизируя свою речь.

Рассмотрим малые фольклорные формы доступные для понимания детьми младшего возраста.

Колыбельные песни. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баить» - «говорить». Данное слово имеет следующее старинное значение: «заговаривать, шептать». Колыбельные песни получили это название неслучайно: древнейшие из них имеют к заговорной поэзии прямое отношение. Борясь со сном, например, крестьяне говорили: «Дрёмушка, отойди от меня».

Колыбельная песня содержит в себе большие возможности фонематического восприятия (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и др.). Повторяющиеся фразы, Пестушки. В центре сюжета – образ подрастающего ребенка. Название «пестушки» происходит от слова «пестовать», то есть «ходить за кем-то, растить, нянчить, воспитывать». Они представляют собой короткие приговоры, которыми в первые месяцы жизни младенца комментируют его движения. Незаметно пестушки переходят в потешки – песенки, сопровождающие игры малыша с пальцами ножек и ручек. /

Потешка – это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Использование потешек в воспитании детей всегда было нормой на Руси. В каждой семье, знали, что такое потешки, и использовали их при любом контакте с детьми. Их мелодичное звучание помогали установить более тесный контакт с ребёнком, успокоить его и настроить на продуктивное взаимодействие со взрослыми. Песни-потешки часто сочинялись мамами, бабушками и нянюшками на ходу, что делало их уникальными. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме : они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой – физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку развивать эмоциональную сферу, мелкую моторику рук, привить навыки гигиены, порядка. Самые известные из них: Ладушки, Сорока.

Прибаутки. Содержанием они напоминают небольшие сказки в стихах. В прибаутке, как правило, дана картина некоторого яркого события, либо в ней изображается некоторое стремительное действие, отвечающее активной натуре малыша. Им свойствен сюжет, но ребенок на длительное внимание не способен, поэтому они ограничиваются лишь одним эпизодом. В первые годы жизни детей няньки и матери пели им песенки уже более сложного содержания, не связанные с игрой.

Русские прибаутки очень неоднородны по своей сути. Среди них встречаются шутливые присказки, описывающие зверей, насекомых, которые занимаются человеческими делами. Пример тому – прибаутка о кошке в лукошке, которая шьет рубашки, пока кот «на печи сухари толкёт». «Предком» прибауток-диалогов называют игровые заговоры, которые стали считаться частью детского фольклора только к первой половине ХХ века. Колыбельные песни, потешки, прибаутки источник представлений ребёнка о природе. Малышу ещё не доступно осознание смены времен года и связанных с этим погодных явлений, он откликается сиюминутно на солнышко, снег, дождь, про которые говорится в тексте. Также малые фольклорные жанры помогают ребенку накопить представления и о животном мире, ребенок начинает усваивать условия жизни животных, более детально воспринимать внешние особенности и повадки. Благодаря простоте их звучания, дети, легко запоминают их, вводят в свою речь. Малые фольклорные формы педагоги применяют для речевого развития детей младшего дошкольного возраста на протяжении всего времени пребывания в ДОО: режимные моменты (игры, рассматривание иллюстраций, чтение сказок и потешек, прогулки); образовательный процесс (НОД, свободная деятельность, трудовая деятельность, досуги и развлечения.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм»Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм» Я думаю что и в наше время эта тема актуальна! Как хотелось бы, чтобы наши дети пели русские детские песенки, рассказывали сказки, потешки.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка»Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка» «Бабушка-говорушка». Пособие: Цель: развитие слухового внимания и понимания речи, снятие эмоционального напряжения. Задачи: формирование.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклораРечевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки»Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки» ЗАГАДКИЭтот вид устной поэзии любят и дети, и взрослые. Существовали различные способы наказания для тех, кто не мог отгадать несколько.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами малых фольклорных форм
Опубликовано: 29 января 2023 в 15:48
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами малых фольклорных форм» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гузова (УИ 134486) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД