Екатерина Сапежинская
Развитие словообразования у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременное формирование грамматического строя речи и языка – важное условие полноценного развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления, речевого общения, планирования и организации поведения, формирование социальных связей. Необходимо развивать, а также корригировать у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи процесс словообразования, так как сформированность лексико-грамматического строя речи является важной предпосылкой к обучению в общеобразовательной школе. Также необходимо продолжить изучение данной функции у детей с ОНР, в связи с растущим количеством детей старшего дошкольного возраста, а впоследствии и детей младшего школьного возраста, с речевым недоразвитием в общеобразовательных учреждениях и трудностями преодоления нарушения функций словообразования, анализа, синтеза и сравнения, а также бедности словаря детей.
Публикация «Развитие словообразования у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
С целью изучения состояния словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, по сравнению с детьми с нормальным развитием речи, был проведен констатирующий эксперимент. В нем участвовали дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и их сверстники с нормальным речевым развитием.
В ходе исследования у детей изучалось состояние суффиксального словообразования имен существительных и имен прилагательных.
Результаты исследования показали, что состояние словообразования детей с общим недоразвитием речи находится на более низком уровне развития, чем у детей без речевой патологии. Данные исследования позволили распределить детей контрольной и экспериментальной группы по подгруппам, в соответствии с состоянием словообразовательной функции, а также по характеру и числу допущенных ошибок. Дети с ОНР образовывали большее количество неологизмов, чем дети с нормой речевого развития, также старшие дошкольники, как правило, использовали замены нормативного суффикса ненормативным, также заменяли близкие по своему значению суффиксы. У детей без речевой патологии не было выявлено образование окказионализмов, однако дети экспериментальной группы, входящие в состав подгруппы детей с низким уровнем сформированности словообразования, продемонстрировали довольно частое создание таких слов, что свидетельствует о несформированности функции словообразования.
Также исследование показало, что у детей одной возрастной группы совершенно разный языковой опыт, так как наполняемость подгрупп по уровням сформированности процесса сформированности оказалось неоднородна.
Результаты анализа свидетельствует о значительном нарушении у детей с ОНР как семантического, так и формально-языкового уровня словообразовательных процессов. И главная проблема заключается в том, что не развиты даже продуктивные модели-типы, отсутствует словообразовательная парадигма.
Таким образом, можно сделать вывод, что словообразование, как часть грамматической системы языка, является значимым способом формирования лексико-грамматических средств языка. Усвоение лексико-грамматических средств языка является одной из основных задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей, имеющим общее недоразвитием речи.
Формирование словообразовательных навыков необходимо проводить в соответствие с закономерностями онтогенетического принципа и исходить из возрастных особенностей детей, при подборе материала для занятий [55].
Как было установлено в ходе исследования, словарь старших дошкольников с ОНР развит недостаточно и отличается низким объемом и преобладанием в лексиконе дошкольников имен существительных и глаголов. Из этого следует, что на занятиях по преодолению общего недоразвития речи необходимо проводить работу по активизации и обогащению словаря, путем расширения представлений об окружающем мире, предметах и явлениях и развития познавательных способностей ребенка.
Также в коррекционной работе необходимо уделять внимание лексическим упражнениям, направленным на уточнение значения слов, особенно тех, в которых дети чаще всего допускают ошибки. Необходимо переводить слова из пассивного словаря в активный, с помощью актуализации словаря и процесса поиска слов при выполнение определенных заданий.
В ходе исследования было установлено, что в словаре детей преобладают имена существительные и глаголы. Также, после обработки результатов, данные по состоянию возможности образования имен существительных и имен прилагательных, возможность образования прилагательных ниже, чем возможность образования существительных. Из этого следует, что на коррекционно-развивающих занятиях необходимо проводить работу по обогащению словаря детей мотивированными словами всех частей речи.
В процессе словообразованиях целесообразно использовать разные способы образования слов. Так как в речи детей преобладает суффиксальный способ, то необходимо предлагать детям создавать слова префиксальным способом, подбирать однокоренные слова, создавать слова по аналогии.
Главным условием данной работы является самостоятельное использование механизмов словообразования детьми. Таким образом, одной из задач коррекционной работы является объяснение ребенку о механизмах словообразования, так как повторение и заучивание правильных форм слов в данном случае малопродуктивно.