Светлана Зеленцова
Развитие технических навыков детей второй младшей группы в рисовании с помощью дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Развитие технических навыков детей второй младшей группы в рисовании с помощью дидактической игры».
Светлана Зеленцова
Статья «Развитие технических навыков детей второй младшей группы в рисовании с помощью дидактической игры».
«Техника – это язык художника».
П. П. Чистяков.
Публикация «Развитие технических навыков детей второй младшей группы в рисовании с помощью дидактической игры» размещена в разделах
На современном этапе одна из важных задач – это формирование творческой личности, а наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывает значительные трудности в овладении техникой письма. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное. Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина считали овладение технической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развитие способностей к рисованию. Технические навыки и умения имеют двигательный характер, поэтому большое значение приобретает дидактическая игра и упражнения.
Цель: формирование технических навыков детей второй младшей группы в рисовании средствами дидактических игр и упражнений.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности изобразительной деятельности младшего дошкольника.
3. Раскрыть систему работы по формированию технических навыков детей в рисовании средствами дидактических игр.
Свою работу я начала в начале года с мониторинга образовательного процесса по области «Художественно-эстетическое развитие» по методике Н. В. Верещагиной и обследование уровня изобразительной деятельности детей по методике Г. Г. Григорьевой.
Результаты мониторинга показали, что у детей есть некоторые технические представления, но они отличаются неконкретностью. Дети затрудняются в самостоятельно выборе технических приемов, в выборе выразительно-изобразительных средств.
Исходя из результатов обследования по методике Г. Г. Григорьевой, было выявлено, что снижение общего уровня происходит из-за несовершенства технических умений и восприятия детей, наименьший средний балл был в разделах техника рисования.
Я разработала систему работы:
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
2. Разработка серии дидактических игр и упражнений по формированию технических навыков в рисовании у детей.
3. Взаимодействие со специалистами по решению изобразительных задач.
4. Взаимодействие с родителями.
В своей деятельности я создала условия для полноценного эстетического воспитания младших дошкольников :
• Непосредственное восприятие ребенком произведений искусства.
• Обеспечение активности ребенка в деятельности через создание проблемных ситуаций, иллюстраций-загадок, сказочных сюжетов.
Создание насыщенной развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей к изобразительной деятельности.
В своей работе я использовала наглядно-демонстрационный материал, дидактические игры, игры по развитию мелкой моторики, изобразительный материал, самодельные игры и пособия.
Моя работа состояла из следующих этапов:
1. Ознакомление дидактическими играми по развитию технических навыков.
2. Отработка качества движений в технике рисования, закрепление полученных навыков в играх.
3. Обобщение умений, навыков в рисовании и перенос их в самостоятельную деятельность детей.
На первом этапе работы я в игровой ситуации познакомила детей с изобразительным материалом с помощью игровых персонажей «Королевы Кисточки», «Веселого Карандаша». Также на первом этапе работы использовала дидактические игры : способствующие развитию графических навыков, на развитие мелкой моторики, игры, направленные на овладение специфическими перцептивными действиями, приводящие к определенному графическому результату (скорость, сила, амплитуда).
На втором этапе работы я отрабатывала качество движений в технике рисования по каждому из параметров (ускорение-замедление, усиление-ослабление нажима). Игровые задания носили развивающий характер, направленный на выработку технических приемов рисования.
- навыки владения карандашом и кисточкой;
- навыки и умения, связанные с выработкой качеств движения, от которых зависит качество линий и закраски.
Для закрепления технических навыков я предлагала детям следующие упражнения: «Дорожки» - провести горизонтальные линии, «Дождик» - провести вертикальные линии, «Обведи рисунок», «Закрашивание предметов».
На третьем этапе происходило обобщение умений, навыков в рисовании и перенос их в самостоятельную деятельность, повторяя темы занятий. В ходе прогулок дети начали самостоятельно рисовать на асфальте, песке, на снегу зимой. Саша и Денис с увлечением в самостоятельной деятельности рисовали черточки, палочки, кружочки, соединяя их в незамысловатый рисунок (матрешка, снеговик, лесенка, гусеница).
Система работы осуществлялась в тесном сотрудничестве со специалистами: педагогом-психологом, воспитатель по математическому развитию, инструктор по физ. культуре.
Параллельно с работой с детьми по развитию технических навыков я осуществляла тесное сотрудничество с родителями.
• Родительские собрания, показательные мероприятия, анкетирование «Рисование дома», участие родителей в оснащение группы игровым и изобразительным материалом;
• Совместные мероприятия: праздники, развлечения, выставки совместных работ, фотовыставки, обобщение семейного опыта.
• Консультации: «Ум на кончиках пальцев», «Учим рисовать», семинары-практикумы, знакомство с методической литературой.
При повторном обследовании были получены следующие результаты:
Положительная динамика развития изобразительной деятельности детей по методике Н. В. Верещагиной (96% - нормативный показатель, по методике Г. Г. Григорьевой особенно в развитии техники рисования (0,4 балла, появилась свобода владения материалом.
Увеличение точности движений, уверенности, самостоятельности.
Участие детей в различных конкурсах: изобразительного творчества «Сохраним пчелу – сохраним планету», «Мамочка – мой ангел», «Чудеса из бумаги».
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы: Игровые упражнения, дидактические игры, разный изобразительный материал позволяют совершенствовать технические навыки детей. Овладев правильными техническими приемами работы дети свободнее и легче усваивают изобразительные задачи.