Приложение МААМ

Речевое развитие детей дошкольного возраста в образовательном пространстве детского сада

Нина Митрофанова
Речевое развитие детей дошкольного возраста в образовательном пространстве детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Организация работы по развитию речи в детском саду.

Формирование правильной, хорошей устной речи, навыков речевого общения - одна из важнейших задач дошкольного образования. Однако практика показывает, что количество детей, имеющих серьезные речевые нарушения, ежегодно увеличивается. Для решения данной проблемы перед дошкольными образовательными организациями встаёт вопрос создания комплекса необходимых условий речевого развития дошкольников. Эти условия не возникнут сами по себе, создание их требует большого труда; их необходимо постоянно поддерживать, чтобы они превратились в прочные традиции детского сада.

Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста в образовательном пространстве детского сада» размещена в разделах

Особое внимание в детском саду необходимо уделять гигиене слуха, зрения, органов речи и культурно-гигиеническим навыкам воспитанников. Не допускать громкого шума, беречь нежные голосовые связки детей : избегать резких криков, визга и громких разговоров на холодном воздухе. Проводить закаливающие мероприятия для предупреждения простудных заболеваний, которые в последствие отрицательно сказываются на состоянии речевых органов детей.

Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный и приветливый тон обращения к детям, родителям, сотрудникам детского сада, вежливость в обращении друг к другу.

Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения. Не зря среди множества разнообразных компетенций первое место, по праву, занимает коммуникативная компетентность воспитателя.

К речи воспитателя всегда предъявляются высокие требования:

- богатый и точный словарь;

- безупречная грамматически, содержащая разнообразные синтаксические конструкции, яркая, выразительная речь;

- чистое звукопроизношение, четкая дикция и правильная орфоэпия;

- богатая мимика, приветливый и доброжелательный тон, немногословная, но понятная и логичная речь;

- культура связной речи: умение вести диалог, рассказывать и слушать;

- умение рассказывать и свободно держаться в детской аудитории и обладать навыками публичной речи;

- манера поведения воспитателя в процессе речевого общения - образец для окружающих (поза, жесты, отношение к окружающим);

- возрастная направленность речи : доступность содержания, использование соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса.

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит» - заметила в своё время Е. И. Тихеева. Для полноценного развития речи детей необходимо создать насыщенную предметно-развивающую среду как в группе, так и во всем дошкольном образовательном учреждении, которая будет способствовать формированию не только правильной, но и хорошей устной речи.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно-пространственной среды является соответствие возрастным особенностям дошкольников.

Дети младших групп должны получать от среды возможность играть. В группе необходимо размещать большое количество игр и пособий для развития мелкой моторики. Особое значение уделяется играм-драматизациям и театрализованным играм.

В средней группе должно располагается достаточное количество мозаик среднего размера, пазлы, игрушек с застежками и шнуровками, восковых и акварельных мелков, пособий «Волшебный экран» и небольших досок для рисования. В книжных уголках размещаются первые детские энциклопедии и журналы, книжки-самоделки, книжки-раскраски.

Организуя предметно-развивающую среду в старшем возрасте, следует учитывать, что в этом возрасте происходит единение речи с мышлением. Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные театрализованные игры. Необходимо использовать мнемотехнические средства, символы схемы, как основу для запоминания. В группе необходимо иметь достаточное количество справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии, папки с разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы. Дидактические игры должны развивать не только речевую активность, но и познавательные интересы.

Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо создавать определенную предметно-речевую среду, которая будет способствовать формированию не только правильной, но и хорошей устной речи. Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде.

Естественная речевая среда - стихийно-речевая среда, в которой воспитывается ребенок. Она может быть благоприятной для речевого и общего психического развития - если с ребенком общаются люди с правильной речью, если реагируют на речь ребенка, отвечают на их вопросы. И может быть неблагоприятной, в том случае, если взрослые не реагируют на речь ребенка, не разговаривают, у них наблюдаются дефекты в речи (картавость, шепелявость).

Искусственная речевая среда - специально организованная среда с помощью методических средств. Одним их таких средств является книжный уголок.

Книжный уголок в группе детского сада.

Книжный уголок - необходимый элемент не только предметно-развивающей среды в группе, но и эффективное средство развития речи дошкольников. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возрастных возможностей и способностей воспитанников данной группы.

Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребёнка от сосредоточенного общения с книгой. Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество, но главные условия, которые должны быть соблюдены - это удобство и целесообразность. Уголок книги должен располагать ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Важно, чтобы каждый мог сам, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её.

Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям воспитанников, а время пребывания книги в уголке зависит от программных задач. Рекомендуемый срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели.

Однако необходимо соблюдать важное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.

Группы раннего возраста.

В книжном уголке должно находиться немного книг - 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:

- книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;

- книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т. п.);

- книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа, книжки -четвертушки, книжки - малышки;

- книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);

- музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п.);

- книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;

- предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных, сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами.

Воспитатель даё т детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).

Младшая группа.

В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг.

Книги с твердыми листами, что и в I младшей; книги с обычной листовой структурой; эстампы на темы русских народных сказок. Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

Воспитатель закрепляет знания об устройстве и назначении книжного уголка, учит самостоятельно и аккуратно рассматривать книги. Работа продолжается с учетом усложнения задач, поставленных программой ДОУ. В книжном уголке помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником.

Средняя группа.

В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т. п. (4-6 книг, остальные – в шкафу) :

- книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;

- альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;

- открытки для рассматривания по произведениям;

- портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин;

- оформляются тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);

- материал для ремонта книг.

В средней группе дошкольники проявляют уже большой интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями о содержании сказки, рассказа. Можно предлагать для рассматривания, например, одну и ту же сказку «Репка», но иллюстрированную разными художниками (Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым). Это побуждает детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились. Книжки-картинки используются реже, добавляются новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. У детей формируются устойчивые навыки бережного обращения с книгой. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

Старшая группа.

Наполняемость книжного уголка:

- 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);

- портреты писателей: М. Горький, С. Михалков, Б. Житков, Л. Толстой, Н. Носов, К. Чуковский; книги, рекомендованные программой;

- детский самиздат (книги, изданные руками детей);

- энциклопедии («умные» книжки, словари; «Толстые» книжки;

- альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;

- наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;

- портреты художников – иллюстраторов (Е. Рачев, Н. Чарушин).

Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т. п., выставки с рисунками детей на заданную тему.

Педагогическое руководство становится более корректным, т. к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг.

Воспитатель учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой. Рассматривание недавно прочитанной книги дает возможность ребенку вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные переживания.

Воспитатель обращает внимание на «умные» книжки, обращается к ним за ответами на детские вопросы; знакомит со словарями. «Толстые» книги читают в течение длительного времени (с продолжением). В старших группах организуются и мастерские по ремонту книг. Во время совместного труда они вспоминают содержание книг, делятся своими впечатлениями о поступках героев.

Подготовительная к школе группа.

Количество книг в уголке не регламентировано. Книги на различную тематику (каждый ребё нок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т. д.). 2-3 сказочных произведения; стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью; издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников.

Книги, которые дети приносят из дома. Добавляются книги на школьную тематику.

Тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др.). Альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к книгам и портреты известных детских писателей, поэтов.

Тематические книжные выставки планируются за 1 месяц до ее оформления. Младшие группы- 1-2 в конце года (после адаптационного периода). Средняя группа - 3-4 раза в год. Старший дошкольный возраст 5-6 и более. Продолжительность выставки составляет приблизительно 3-4 дня, т. к. далее интерес будет снижаться.

Цель выставки - углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой ту или иную литературную или общественно значимую тему. Основная тематика: важные события и даты: День флага, День города, День защитника Отечества, военные праздники, День 8 марта, День космонавтики, День победы, народные праздники «Масленица» и др.

Таким образом, грамотная организация предметно-развивающей среды в детском саду создаёт благоприятные условия для речевого развития детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

1. Ельцова О. М. «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

2. Кузеванова О. В. «Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста», Детский сад : теория и практика – 2012 г. № 6.

3. Поздеева С. И, «Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей» Детский сад : теория и практика – 2013 - №3.

4. Токарев А. А., Иванова В. В. Развитие речи у детей старше дошкольного возраста в совместной работе воспитателя и педагога-психолога // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 518-520.

Публикации по теме:

Развитие национального сознания детей в условиях детского сада «Развитие национального сознания детей в условиях детского сада». В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной.

Детское творчество и его поддержка в образовательном пространстве детского садаДетское творчество и его поддержка в образовательном пространстве детского сада Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Самарской области Средняя общеобразовательная школа № 29 города Сызрани.

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе детского сада «Заюшкина избушка» Цель: Уточнить и закрепить путем игры-драматизации знание детей о русской народной сказке «Заюшкина избушка». Воспитывать интерес и любовь.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Применение Универсального Трансформируемого Игрового Поля в образовательном пространстве ДОУПрименение Универсального Трансформируемого Игрового Поля в образовательном пространстве ДОУ Применение Универсального Трансформируемого Игрового Поля в образовательном пространстве ДОУ «Без игры нет, и не может быть полноценного.

Фотоотчет с проекта «Детский сад и музей: пути взаимодействия в образовательном пространстве»Фотоотчет с проекта «Детский сад и музей: пути взаимодействия в образовательном пространстве» В своей работе большое внимание уделяю музейной педагогике. Музейная педагогика становится все более привычной в практике духовно-нравственного,.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.

Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Всеобуч для родителей на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Подготовила Красикова Д. И., МДОАУ №107 г. Оренбурга.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие детей дошкольного возраста в образовательном пространстве детского сада
Опубликовано: 22 декабря 2021 в 17:26
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста в образовательном пространстве детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Нина Митрофанова (УИ 2127720) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД