Роль игры в развитии речи детей

Лобанова Евгения Сергеевна
Роль игры в развитии речи детей

Лобанова Е. С., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 39 Кировского района

Санкт- Петербурга

Роль игры в развитии речи детей.

Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово «игра» ассоциируется с чем-то радостным, неповторимым. Но игра- это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша. Игра-это умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить, творить.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок готовится к взрослой жизни. Игрыможно классифицировать по разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр.Однако все они имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, т. к. абсолютно любая игра развивает психические процессы- познавательные, эмоциональные, коммуникативные.

Одним из средств формирования речи у дошкольников является сюжетно- ролевая игра. Как известно, общение со взрослыми и сверстниками имеет большое значение для развития ребенка. С помощью общения он приобретает все свои человеческие, психические и поведенческие качества.

В процессе сюжетно-ролевой игры детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом, к комментированию своих действий. А это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

Главной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что в игре ребенок воплощает свои представления, свой взгляд, свое отношение к событию, которое развивается.

Сюжет игры- это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми.

Условно сюжеты делятся на:

- бытовые (игры в семью);

-производственные, отображающие бытовой труд (больница, парикмахерская и т. п.);

-театрализованные игры.

Между игрой и речью существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

В сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, разрешения конфликтных ситуаций до выхода ребенка из игры.

Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Используемые в подвижных играх зазывалки формируют четкость, ритмичность произношения. Например, в подвижной игре, которая проводится на прогулке, в свободной деятельности, дети повторяют четверостишия (метод имитации, при помощи считалки выбирают водящего.

Большую роль в становлении речи детей имеют и дидактические игры. При помощи дидактических игр развивается речь, пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

В процессе дидактических игр и упражнений с грамматическим содержанием, дошкольников обучают тем навыкам,которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения: согласованию прилагательных и местоимений с существительными (особенно среднего рода и неизменяемыми) в роде; образованию трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм существительных родительного падежа множественного числа и др.

По характеру используемого материала, дидактические игры делятся на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. Некоторые словесные игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий,например: «Назови одним словом», «Дикие животные», «Угадай по описанию»и т. д.

Помогают развивать речь детей хорошо знакомые воспитателю игры: «Чего не стало», «Чего не хватает Кате для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Вы хотите- мы хотим» (на спряжение глаголов) и многие другие.

В словесных играх ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, придумывать рассказы и многое другое.

Все эти игры проводятся в детском саду, начиная со второй младшей группы. Однако языковой материал игр меняется в зависимости от возраста детей.

В процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках.К таким играм относятся:

-домино;

-парные картинки;

-лото.

Играя в эти игры, ребенок тренирует моторику рук и пальцев, что оказывает положительное влияние на развитие активной речи.

Как отмечают многие исследователи, полезно общение детей разного возраста в игровом процессе со взрослыми, педагогом. Но при этом надо помнить, что взрослые не должны подавлять активность детей, подражать несовершенной речи ребенка.

Следует заключить, что игра занимает важное место в развитии речи ребенка. В процессе игры, что очень важно, формируется не только речь ребенка, но и развивается его характер, происходит становление личности ребенка.

Публикации по теме:

Консультация «Роль семьи в развитии речи детей» Роль семьи в развитии речи детей. Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи,.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей». Опыт работы. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они.

Консультация для воспитателей ДОУ «Роль речи воспитателя в развитии речи детей» Роль речи воспитателя в развитии речи детей Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников Большое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер, телевидение полностью.

Опыт работы на тему «Роль дидактической игры в развитии речи детей» Актуальность проблемы. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий.

Роль детского сада в развитии речи у детей дошкольного возраста Задача, стоящая перед нашим детским садом - научить наших воспитанников свободно пользоваться родным языком в общении с окружающими людьми,.

Роль игры в коррекции и развитии детей с ОВЗ ВидеоРоль игры в коррекции и развитии детей с ОВЗ Видео Основная задача группы для детей с нарушениями интеллекта – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного.

Роль сказки в развитии речи средней группы детейРоль сказки в развитии речи средней группы детей Гайдабура Татьяна Николаевна, воспитатель Сказка в развитии речи детей. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость.

Роль потешки в развитии речи детей Подготовила Коломиец Г. А. Потешка – это малый жанр устного народного творчества, песенка- приговорка, напрямую связанная с жестом. Это элемент.

Статья «Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста» Игра - великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • ПДД
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Роль игры в развитии речи детей
Опубликовано: 1 ноября 2018 в 18:36
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 июля. День воздушных змеев на МААМ

Детской игрушке и древнейшему устройству, которое использовали даже для устрашения врага, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

28 июля. День гусенички на МААМ

В продолжение знакомства детей с миром живой природы предлагаем провести актуальное занятие, посвящённое гусеницам и их превращению в бабочек. Сделать такое занятие полезным и разнообразным поможет опыт...


Горячие темочки