Татьяна Бурцева
Роль семьи и школы в адаптации ребенка с ОВЗ к обучению в условиях его инклюзии в массовой школе или детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В последнее время все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного обучения. Процесса инклюзивного образования отображает не только тенденции современного мира, а также содействуют реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на обучение. Независимо от социального положения ребенка, его физических и интеллектуальных способностей, правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает возможность каждому ребенку удовлетворить потребность в получении образования, адекватного уровню его развития.
Публикация «Роль семьи и школы в адаптации ребенка с ОВЗ к обучению в условиях его инклюзии в массовой школе или детском саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Не все дети могут сразу адаптироваться к обучению, в том числе детском саду или школе. Поэтому очень важная роль принадлежит родителям воспитанников. Мы предлагаем разработать образовательную программу адаптации ребенка с ОВЗ в процессе взаимодействия родителей и образовательного учреждения. Эта программа поможет не только самому ребенку, но и семье понять нюансы всей образовательной среды.
Актуальность темы обуславливается тем, что по данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно в России рождается около 30 000 детей с врождёнными и наследственными заболеваниями, получающими в дальнейшем статус «ребёнок-инвалид». И, несмотря, на все усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет.
Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья сразу не могут адаптироваться в образовательной среде. Поэтому этот вопрос очень остро стоит в обществе. Педагоги и психологи, родители и врачи ищут всевозможные пути решения этой проблемы. Для того, чтобы ребенок с ОВЗ смог обучаться необходимо создать безбарьерную среду жизнедеятельности, а также формы их адаптации в обществе. Поэтому главной задачей современной науки является поиск оптимальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, а также интегрированное обучение [5].
В Законе об образовании есть положение о праве ребёнка и его родителей самостоятельно определять форму получения образования и образовательное учреждение. C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все большедетей, которые нуждаются в оказании им специализированной помощи при освоенииобразовательной программы
Цель: взаимодействие родителей и образовательного учреждения при создание образовательной программы для адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Проанализировать коррекционно-образовательные программы по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Создание программы по адаптации детей с ОВЗ при помощи взаимодействия родителей и школы.
3. Реализация образовательной программы в дошкольном учреждении и школе.
Объект: семья и школа при адаптации детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образовании.
Предмет: образовательная программа адаптации ребенка с ограниченными возможностями посредством взаимодействия семьи и школы.
Методы: изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования; анализ нормативных документов; изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта по теме исследования; сравнительный анализ, реализация программы.
Инклюзивное образования является частью образовательного процесса. На доступность получения качественного образования сделан акцент в проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В нем отмечается необходимость построения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных и психофизиологических особенностей учащихся, о создании специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов [4]. Проблемы, которые связаны с инклюзивным образованием, на данный момент, активно обсуждаются педагогами и психологами разных стран. Для того чтобы организовать инклюзивное обучение необходимо создать не только технические условия для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях, но и развивать их при помощи взаимодействия родителе и школы. Для успешной реализации инклюзивной практики многое зависит от отношения всех учащихся образовательного процесса к детям с ограниченными возможностями здоровья и готовность педагогов и родителей к совместному взаимодействия. Для того чтобы адаптация ребенка с ОВЗ была успешной, необходимо создать качественную психолого-педагогическую поддержку семье, а также ребенку с ограниченными особенностями здоровья. В разных общеобразовательных учреждениях на первом месте всегда стоят дети, родители и коллектив. Для лучшей адаптации ребенка с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях необходимо осуществлять работы с родителями. Совместная учебно-воспитательная деятельности школы и семьи создается целенаправленной, систематической работой специалистов школы, которая отвечает современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению: научная обоснованность, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей [2].
В работе педагога по установлению контактов с семьей необходимо учитывать следующие моменты:
- в основе совместной деятельности школы с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение роли родителей;
- доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;
- педагогический такт, недопустимость грубого вмешательства в жизнь семьи;
- опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания [7].
Исследуя коррекционно-педагогические программы по адаптации ребенка с ОВЗ можно выделить следующее:
- образовательная программа составляется для каждого ребенка отдельно;
- в каждой программе учитываются психолого-педагогические особенности ребенка с ограниченными особенностями здоровья;
- для полной реализации коррекционно-образовательных программ необходимо участия семьи ребенка с ОВЗ.
Многое педагоги и психологи занимались вопросами инклюзивного образования. Для каждого ребенка главным в мире является семья. Именно поэтому для успешной реализации программ и для помощи в адаптации ребенка в школе нужно участие семьи [1].
Исследование проводилось в городе Ялта. Перед созданием программ мною было опрошено несколько родителей, чьи дети имели особенности здоровья и обучались в общеобразовательных учреждениях, вот что они говорят. Мама Миши К. «Мой ребенок не такой, как все, но я никогда не видела в этом проблему. Если каждый родитель, чей ребенок имеет отличие от остальных, примет участие в адаптации ребенка и примет его проблему, как свою, то и ребенку будет быстрее социализироваться в обществе». А вот другой пример родителей, мама Екатерины Д. «Мой ребенок с детства не особо отличался от остальных, только было видно, что она не может особо двигать своим телом. Я сразу решила провести полную проверку состояния своего ребенка и узнала этот страшный диагноз-ДЦП. Ранее при поддержке ее папы и моей семьи мы могли помогать нашему ребенка адаптироваться в обществе. Но она росла и естественно встал вопрос об общеобразовательных учреждениях. Хорошо, что у нас есть в городе специализированный детский сад, но и плохо, что он один, ведь детей с ОВЗ каждый год становится все больше. При помощи педагога-психолога, дефектолога и непосредственно самого коллектива образовательного учреждения, наш ребенок ходил с удовольствием в детский сад. Но именно со школами у нас возникли небольшие трудности. Система безбарьерности не особо создана для детей с ОВЗ, а именно было трудно добираться до школы, заходить в школу, сидеть за партой и т. д. Это нас огорчило немного, но мы решили не останавливаться. Совместно с руководством мы приняли большое участия при адаптации нашего ребенка, для восприятия ребенка остальными детьми, провели беседу с родителями класса. Поэтому этап адаптации нашего ребенка прошел хорошо».
Также для того, чтобы понять, на сколько проблема взаимодействия школы и родителей является актуальной я опросила психолога, дефектолога и руководство общеобразовательного учреждения, вот что они нам рассказали.
Психолог МБДОУ № 67 «Перед первым посещением детского сада, мы проводить опрос родителей и анкетируем каждого ребенка поступающего в дошкольное учреждение. На каждого ребенка мы создаем индивидуальную карту обучения. Я провожу 3 раза в неделю занятия, как групповые, так и коллективные. Очень расстраивает, когда наша работа остается не замеченной родителями. Для этого мы и попытались проанализировать и реализовать вашу программу в действии. Сразу было большим удивление то, что родители особых детей поддержали нашу инициативу и выступили в роли соавторов для индивидуальных программ своего ребенка. Так же были замечены улучшения в адаптации особенного ребенка в детском саду. Непосредственно взаимодействие родителей и детского сада пошла только на пользу, мы и в дальнейшем будем привлекать семью к помощи по адаптации своего ребенка. И тогда наша работа будет происходить только в положительном ключе».
Дефектолог МБДОУ № 24 «При поступлении ребенка в детский сад родители думают, что в адаптации должны участвовать только узкие специалисты учреждения вместе с руководством. Они не осознают, что самую главную роль для детей с ограниченными возможностями здоровья играет их семья. Большинство родителей не могут принять тот факт, что их дети действительно отличаются от обычных детей, поэтому сполна требуют от нас делать все невозможное для их ребенка. Хотя поступая в общеобразовательное учреждение, мы их информируем и проводим анкетирование, которое помогает узнать их детей получше и ознакомиться с уставом детского сада. Попробовав реализовать программу на практике, мы пришли к выводу, что она в полной мере задействует, как родителей, так и общеобразовательное учреждение помочь ребенку с ОВЗ адаптироваться к окружающей среде».
Руководство МБОУ № 11 «Привлекая родителей к совместной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, мы укрепляем связь с семьей и остальными детьми, которые получают образование. Используя программу, мы поняли, что можно решить проблемы детей с ОВЗ при помощи родителей. Мы проводили работу по адаптации не только с ребенком с ограниченными возможностями, но и с остальными детьми этого класса. Мы поняли, что именно при помощи взаимодействия мы можем облегчить ребенку обучение в обычной школе и помочь ему быстрее адаптироваться в образовательном пространстве».
При обучении детей в условиях инклюзии родители видят необходимость образования в школе не столько для получения детьми новых знаний, сколько для социализации в обществе и коллективе сверстников. Однако в рамках инклюзивного образования задачи школы намного шире :
создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей с разными возможностями усвоения знаний;
осуществлять диагностирование эффективности учебно-воспитательного процесса и социализации детей с ОВЗ на момент школьного обучения;
реализовывать эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивной практики через взаимодействие таких направлений деятельности как диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего и социально-трудового;
способствовать преодолению возможных нарушений эмоционально-личностной сферы посредством включение детей с ОВЗ в успешную деятельность;
постепенно осуществлять повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
охранять и укреплять физическое и психического здоровья детей; обеспечить социально-трудовую адаптацию школьников с ОВЗ;
способствовать изменению общественного сознания по отношению к детям с ОВЗ [6].
После того, как нами была разработана программа, мы увидели, что взаимодействие общеобразовательного учреждения и семьи может помочь ребенка быстрее адаптироваться в образовательный процесс [см. Приложение].
Результаты: При поддержке родителей и руководства общеобразовательных учреждений по адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно сделать вывод. Чтобы применить образовательную программу необходимо знать специфику учреждения, какие дети там находятся, побывать и изучить нормативно-правовую базу. Моя программа имела бы успех, если бы все родители, чьи дети имеют особенности в развитии, принимали бы своих детей такими, какими они есть, а не отрицали бы их отличия. Главное, что если использовать эту программу, как образец для создания индивидуальной программы обучения, то можно создать хорошую программу, при помощи которой можно быстрее помочь ребенку адаптироваться в общеобразовательном учреждении. Из плюсов можно выделить:
- при инклюзивном обучении прохождение этапов коррекционно-развивающей деятельности в сопровождении специалистов повышает активность и компетентность родителей во взаимодействии с ребенком;
- у родителей необходимо формировать осознание того, что их активные действия, ответственность и включенность в сопровождение выступают важным условием развития ребенка;
- в результате работы отмечается положительная динамика в представлениях родителей о потенциале ребенка, наблюдается рост компетентности родителей в оказании целесообразной помощи своему ребенку;
- полученные результаты позволяют осуществлять в нужном направлении дальнейшую работу по формированию и повышению уровня компетентности родителей их продуктивному взаимодействию как со своим ребенком, так и с коллективом школы в целом.
Научная новизна: Перед нами была поставлена задача разработать образовательную программу по адаптации детей с ОВЗ при взаимодействии родителей и школы. Могу ответить о том, что на данный момент не все родители шли на контакт и все оставляли делать специалистам, которые находятся в том или ином общеобразовательном учреждении. Программа помогла психологам, дефектологам, да и просто родителям находиться в одном образовательном пространстве вместе со своими детьми. Каждый родитель, чей ребенок отличается от остальных, пытался вместе с руководством школы выбрать программу для создания индивидуальной карты ребенка с ОВЗ. Именно это и помогло сплотить семью, школу, детский сад и руководство. Поэтому если ты действительно хочешь помочь своему ребенку быстрее адаптироваться в окружающем мире, то тебе необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы понять своего ребенка [3].
Таким образом, семьям, где воспитываются дети с ОВЗ необходима целенаправленная профессиональная помощь. В условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей развития ребёнка и общении с ним; повышать правовую, педагогическую компетентность родителей; организовывать совместную деятельность школы и родителей по укреплению здоровья детей; способствовать оптимизации отношений между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом. Только продуктивное взаимодействие школы и семьи будет способствовать восстановлению психофизического и социального статуса ребенка с ОВЗ, достижению им материальной независимости и социальной адаптации.
Список литературы:
1. Азлецкая Е. Н. Мониторинг готовности образовательных организаций к реализации инклюзивного образования как фактор его развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 81–85. – URL : https://e-koncept.ru/2015/95639.htm.
2. Акимова О. И. Инклюзия как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект. Сборник: Исследование различных направлений современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 73-79.
3. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5 14.
4. Давыдова Г. И. Мельник О. В. Интегральная Я-социализация лиц с инвалидностью как фактор безопасной образовательной среды: модель рефлексивного диалога в инклюзивном образовании [Текст]/ Г. И. Давыдова, О. В. Мельник// Мир психологии №1 2019, С. 278 287
5. Екжанова, Е. А. От интеграции к инклюзии / Е. А. Екжанова; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. 2010. № 16. 16 31 августа. С. 34 37.
6. Инклюзивное образование : ключевые понятия / сост. Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. М. Владимир: Транзит – ИКС, 2009. - 48 с.
7. Исследование отношения педагогов и родителей к инклюзии в дошкольной образовательной организации Еронько Ж. В. Глушак Е. В. Инклюзивное образование : результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С. В. Алехиной. – М. : МГППУ, 2015. – 528 с.