Папки-передвижки

Социализация воспитанников в современных условиях

цветкова светлана
Социализация воспитанников в современных условиях

Развитие человека – очень сложный процесс. Развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность. Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало.

Так что же делает человека человеком?

Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество.

Публикация «Социализация воспитанников в современных условиях» размещена в разделах

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности. Понятие социализации было введено в социальную психологию в 40-50 г. г. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. В различных научных школах понятие социализации получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма – как результат социального взаимодействия; в «гуманистической психологии» - как самоактуализация Я-концепции. В отечественной психологии социализация разрабатывалась в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в которой представлена иерархия диспозиций, систематизирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от включенности в общественные отношения. На протяжении длительного времени отечественных психологов привлекала главным образом социализация как воспитание в институциализиронных образовательных системах. В силу объективных причин, изменений, происходящих в государстве, подходы к социализации также рассматриваются в несколько другом ракурсе. В настоящее время изучением проблемы социализации детей-сирот занимается А. В. Мудрик. Он рассматривает социализацию как процесс развития личности.

Наиболее интенсивно процесс социализации протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением. Поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую.

Для процесса социализации большое значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли.

Основной особенностью социализации воспитанников детского дома является замещение одного из основных институтов социализации – семьи – учреждением. Дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации. Дети-сироты именно потому и имеют проблемы в социализации, что их взаимодействие с обществом и отдельными его структурами сильно ограничено, а с родителями совсем отсутствует. Дети, воспитывающиеся без попечения родителей, испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь. Общее физическое и психическое развитие воспитанников детского дома отличается от развития их ровесников, растущих в семье. Темп их психического развития замедлен, имеет ряд качественных негативных особенностей: у детей ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная жизнь и воображение, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля. Общеизвестны трудности адаптации выпускника детского дома к самостоятельной жизни. Они объясняются как его собственной сиротской судьбой, так и тем, что в специфических условиях детского дома часто формируется личность с социопатическим характером. Это объективные условия, они являются ситуацией развития социальной сироты. Между тем, воспитательный потенциал интернатного учреждения очень велик, и при соответствующей организации среды и целенаправленными педагогическими приемами возможно, хотя бы частично компенсировать негативное влияние среды развития воспитанника. Детские дома призваны выполнять не только образовательно-воспитательные функции. Перед педагогами стоит задача – выпустить в самостоятельную жизнь человека, у которого сформированы:

позитивное отношение к людям;

способность делать выбор, принимать решения и нести за это ответственность;

потребность в труде как образе жизни;

способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей.

Детские дома имеют своей основной задачей оптимизацию социализации личности, ее полноценного развития, компенсирование недостатков развития, обеспечение правовой и психологической защищенности воспитанников и выпускников. Совершенно очевидно, что именно дети-сироты должны проходить более глубокую подготовку к самостоятельной жизни. Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому, а также психологическая реабилитация и развитие воспитанников.

Воспитанник детского дома, как и любой современный человек, чтобы достичь успеха, должен обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Новшество не обязательно является чем – то новым, но обязательно чем – то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.

В данное время содержание всей методической работы детского дома характеризуется широким введением инновационных программ и технологий. Предлагаю рассмотреть некоторые из них. Большие возможности в этом, нам, педагогам, предоставляют современные инновационные технологии.

1. Технология сотрудничества. Она лежит в основе практически каждого нашего дела. В методической работе служит созданием условий для педагогического творчества через такие мероприятия как: интерактивные площадки с привлечением жителей города, день открытых дверей, цикл занятий в рамках методического объединения «Ассорти идей», семинары и конференции на базе учреждения и т. п. В воспитательной работе вместе с воспитанниками мы стремимся к совместной разработке содержания предстоящей деятельности, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это разработка тематических мероприятий, разработка и проведение добровольческих акций, проведения мастер- классов воспитанниками для педагогов, творческие мастерские по приготовлению различных блюд, совместный анализ проведённых мероприятий. Мы добиваемся, чтобы все проявили личную вовлеченность, заинтересованность в совместном труде и его результате, находились в состоянии сотрудничества, сотворчества, как с детьми, так и с взрослыми.

2. «Создание ситуации успеха». В детском доме для воспитанников разного возраста больше, чем для взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Воспитателям нужно поощрить даже небольшой успех воспитанника (хотя бы добрым словом, его личные достижения при выполнении какого-либо задания, работы. Пустовавшие ранее холлы детского дома заполнены теперь большими фотографиями с мероприятий, на открытых стеллажах выставлены работы детей. Активно общаясь с населением, приглашая волонтёров к себе, мы обязательно обдумываем роль каждого воспитанника в предстоящем мероприятии, чтобы он чувствовал себя комфортно и заслуживал одобрение окружающих.

3. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий служат мощным современным средством повышения эффективности социализации воспитанников. Важным инновационным методом следует назвать создание официального сайта учреждения. Подготовка материала для размещения на сайте приучает педагогов и воспитанников анализировать каждый прожитый день, облекать всё сделанное в информацию, привлекательной, интересной, для широкой общественности. Наличие публикаций в СМИ позволяет сделать жизнь воспитанников открытой, даёт возможность выйти за рамки учреждения, привлечь другие организации для создания расширенной социализации, тем самым, содействуя положительному имиджу воспитанника и выпускника. Также компьютер и интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах различного уровня.

4. Технология социального проектирования. Основной задачей является формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими для воспитанников с ОВЗ можно выделить навыки «разумного социального» поведения в сообществе. Учитывая инновационность этой технологии в рамках методической работы, были проведены: заседание методического совета «Проектная деятельность педагогов детского дома», педагогический совет «Инновационная деятельность учреждения. Перспективы развития», тренировка педагогов в разработке социальных проектов. В воспитательном процессе именно социальное проектирование позволяет решать основные задачи социализации воспитанников, через их включение в реальную практическую деятельность по разрешению проблем. Например, тематические добровольческие акции несут в себе возможность высокого формирования, мотивации, энтузиазма, установления связи полученных знаний с реальной жизнью, выявления лидеров, самоконтроля, повышение знаний.

Инновация в нашем учреждении предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, которые поднимают деятельность педагога на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результативности социализации воспитанников.

Список использованной литературы

Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В. Д. Бриик. – М. : Дрофа, 2007. – 213 с.

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л. И. Акатов. - М. : ВЛАДОС.

Гнездилова О. Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4

Калачикова О. Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 316.

Разина Н. А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. - 2008.

Публикации по теме:

Инновационная деятельность педагога в современных условиях МБДОУ «Детский сад ст. Новый-Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Доклад На научно-практическую конференцию.

Социализация воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования Воспитатель является одним из главных инструментов воспитания, условием воспитания и элементом развивающей среды детей. Соответственно и.

Эффективные формы взаимодействия с родителями в современных условиях «Все мы родом из детства». Всё – и хорошее, и плохое – человек получает в семье, именно она играет важную роль в формировании его личности.

Аналитический отчет «Воспитание и социализация воспитанников детского дома» Введение. В настоящее время задачи адаптации выпускников детских домов представляют собой острейшую социальную проблему. Существующая система.

Аттестация педагогических работников в современных условиях образования Подготовка аналитических документов по итогам профессиональной деятельности педагога Саранова Елена Анатольевна старший воспитатель МКДОУ.

Использование современных игровых технологий в условиях логопункта Правильная речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Одним из эффективных методов всестороннего развития ребенка,.

Особенности развития, адаптация и социализация детей с синдромом Дауна в условиях Центра содействию семейному воспитанию Меньшикова Л. А., воспитатель, ГКУ ЦССВ «Маяк». Особенности развития, адаптация и социализация детей с синдромом Дауна в условиях ЦССВ.

Социализация и индивидуализация современных дошкольников Любой человек живет и развивается под влиянием окружающих его людей и предметов. Пространственный подход к образованию охватывает самые.

Социализация ребёнка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи (из опыта работы) В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким.

Экология и сохранение здоровья ребенка в современных условиях Все мы знаем, что плохое экологическое состояние нашей природы, отрицательно влияет на здоровье нашего населения. 50-60% россиян живет в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация воспитанников в современных условиях
Опубликовано: 21 октября 2018 в 19:26
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД