Социализация воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования

Елена Твердохлеб
Социализация воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования

Воспитатель является одним из главных инструментов воспитания, условием воспитания и элементом развивающей среды детей. Соответственно и взаимодействие с воспитателем является бесспорным условием для развития ребёнка.

Этим обоснован выбор темы «Социализации воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования».

Тема весьма обширна, поэтому остановимся на взаимодействии во время свободной деятельности. Она, конечно, называется «свободной», но воспитатель ведь не оставляет детей на этот период совсем без своего внимания, участия и общения, а так же активно взаимодействует с детьми, как и во время организованной образовательной деятельности.

Социализация — это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает.

Задача оказывается не из легких – каждый ребенок приходит в детский сад из семьи с уже сформировавшимися понятиями о том, как следует себя вести, какие отношения допустимы. А ведь каждый из детей наделен нормальным желанием самоутверждения среди сверстников и в глазах взрослых, что ведет к множеству неожиданных поступков, а порой и конфликтных ситуаций. И воспитателю нужно их решать без помех для образовательного процесса. Проще говоря, ненавязчиво и убедительно помочь ребенку выбрать, какие именно он будет производить впечатление на окружающих: склонностью к конфликтам, эпатажем, дерзкими выходками или конструктивными поступками, помощью, дружелюбием, инициативностью и т. д

Роль сюжетно-ролевой игры.

Важную роль в фактическом становлении детей в качестве членов социума играют сюжетно-ролевые игры.

Пресловутые «дочки-матери» и «войнушка» — не просто веселое времяпрепровождение, а вполне значимая попытка примерить на себя такие важные социальные роли, как родительские обязанности, долг защитника. Догонялки и прятки, собирание построек из конструктора – даже эти занятия позволяют ребенку мысленно и эмоционально преображаться во взрослого человека, занятого важным и понятным делом.

Идеи сюжетно-ролевых игр предлагает детям воспитатель. Если представить себя водителем автомобиля может любой малыш, получивший в руки игрушку-машинку, то предложить перевозку грузов или пассажиров, объяснить роль отца, везущего семью по делам, стоит уже воспитателю. Объяснить девочке, что именно следует делать с куклой-«ребенком», подсказать ребятишкам, что делают продавец и покупатель, доктор и пациент, учитель и ученики, кондуктор и пассажир, посоветовать выбрать самим, что они хотели бы пережить в игре, и направить эту игру в позитивное познавательное русло.

Учитывая принцип индивидуализации дошкольного образования, предметно-пространственная среда в нашей группе служит условием для успешной социализации дошкольников. Так в основу оформления нашей группы легло название группы, имеются визитные карточки с фотографиями детей и педагогов.

Стенд «Здравствуйте, я пришел!». Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного коллектива детей и взрослых, на этом стенде так же можно отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня. Дети таким образом учатся определять не только свое настроение, но и других детей. Так в группах младшего возраста ребенок может различить два состояния настроения: плохое и хорошее, а в старших группах – значительно больше.

Стенд «Именинник» с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Атмосфера дня рождения может создаваться с помощью красочного стула именинника, персональной именинной посуды или чудесного мешочка для подарков.

Коробочка «Деловые хлопоты», которая заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «главный строитель», «директор гаража», «эколог», «гардеробщик», «художник» и др.

Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

«Островок сокровищ». Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности. В процессе коллекционирования ребенок учиться систематизировать и изучать собираемые предметы. Воспитатель, представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, вызывает у сверстников интерес к созданию собственной.

Помимо создания коллекций дети могут поочередно, вместе с родителями или воспитателями, оформлять свои мини-музеи по интересующей теме. Такой способ организации предметно-пространственной среды также содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность.

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской продуктивной деятельности можно отразить в постоянно действующей стенде «Наше творчество».

Для творческих работ родителей совместно с самим ребенком создаётся персональная выставка. Оформление таких выставок развивает и вызывает у ребенка чувство гордости за свою семью.

Стенд «Наши успехи», на которой вывешиваются достижения детей внутри садовских и городских конкурсах и выставках или награды, полученные в кружках или секциях.

Индивидуализированная таким образом предметно-пространственная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей социальных навыков, таких как инициативность, самостоятельность, творчество. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными, стараются максимально использовать свои возможности.

Еще одним из важнейших условий обеспечения успешной социализации ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй. В нашей группе для успешной социализации ребёнка работает

Центр поддержки семьи «Развиваемся вместе!» который позволил нам перейти к новым формам отношений родителей и педагогов создать систему взаимодействия и сотрудничества, такие как: «Педагогическая гостиная»;

День открытых дверей для родителей, выпуск семейных газет и плакатов, тематические акции, консультации, создание группы Центра в сети интернет «WhatsFpp», публикация материалов на сайте дошкольной образовательной организации.

Самой занимательной и интересной формой взаимодействия стала «Творческая мастерская» на встречах, которой родители общаются со своими детьми, воспитателем и друг с другом, а также получают необходимые знания, умения в воспитании и развитии детей. Совместное творчество формирует доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Творческий процесс стимулирует ребенка, развивает коммуникативные навыки, раскрывается творческий потенциал ребенка. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение.

Организованная совместная творческая деятельность – это включение родителя в занятие ребенка. Это ситуация, в которой ребенок, столкнувшись с определенной трудностью, имеет возможность обратиться за помощь к родителю. А родитель получает возможность выполнить работу вместе с ребенком.

В результате совместной творческой деятельности, общих интересов ребенок и родитель достигают взаимопонимания и становятся ближе друг к другу. Сама творческая атмосфера встреч побуждает родителей раскрыться, поделиться своими знаниями, умениями и учиться у других, а также познать своего ребенка, его способности

Сотворчество родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.

Данный вид взаимодействия оказался очень значим для ребят. В процессе такой деятельности ребята гораздо быстрее учатся новому, а главное чувствуют моральную поддержку, становятся увереннее в себе и самостоятельнее.

Для активизации социального познания, дошкольник должен пройти и пережить особо важные ступени социализации. В этом ему помогаем мы воспитатели детского сада, которые в игровой форме, используя специальные методы и приемы, развиваем детей. По этому важным условием для успешного социально-личностного развития ребёнка в детском саду является профессионализм воспитателей, способных оказать влияние на развитие личности дошкольника.

В своей работе для успешной социализации дошкольников опираемся на следующие критерии:

Доброжелательное отношение к ребёнку

Позитивное отношение к жизни

Стремление к лучшему

Желание понять ребёнка и помочь ему

Формирование у детей творческой активности

Обогащение внутреннего мира ребёнка впечатлениями.

Публикации по теме:

Доступное качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования «Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования» Воспитатель 1 категории КойлоОльга Николаевна.

Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС: теория и практика «Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС теория и практика» В нашем мире постоянно.

Достижение качества дошкольного образования в условиях ФГОС Достижение качества дошкольного образования в условиях ФГОС ДО автор: воспитатель Погорелова Галина Александровн Когда думаешь о детском.

Игровые технологии ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «Мои полезные привычки» Возраст: дети 3-4 лет. Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Способствовать знаниям детей.

Мониторинг качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС до Мониторинг в условиях ФГОС ДО (Слайд 1) На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Социализация воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 25 сентября 2018 в 21:07
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД по кружковой работе «Маленький горожанин» тема «Моя семья» (старшая группа)
Цели: Формирование у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к ней, воспитание внимательного отношения и любви к...
Детский мастер-класс «Снеговичок»
ДЕТСКИЙ МАСТЕР - КЛАСС " СНЕГОВИЧОК " Воспмтатель загадывает детям загадку: Он самый добрый и веселый помошник Деда Мороза. Его первым лепят дети...
Фотоотчет о занятии в средней группе «Наши ушки»
В рамках тематической недели «Чтобы уши слышали», мы провели НОД «Наши ушки». Цель. Формировать представление об органе слуха - ушах; значении органа...
Дидактическая игра «Покажи предмет» для детей младшего возраста
Цель игры: учить детей выделять форму конкретного предмета окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами, закреплять названия фигур....
Фотоотчёт об аппликации с элементами рисования во второй младшей группе...
Снова за окном зима, Снег кружится за порогом, Покрывая все дома, Заметая все дороги. Падают снежинки, за окном поют ветра, Падают снежинки от заката...