Оксана Ульданова
Современные образовательные технологии как инструмент реализации ФГОС НОО
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 ГО г. НЕФТЕКАМСК
Педагогическая статья
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Ульданова Оксана Тахировна, учитель начальных классов МОАУ СОШ№12
г. Нефтекамск,
2019 год
Публикация «Современные образовательные технологии как инструмент реализации ФГОС ноо» размещена в разделах
«… нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это – прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников. Это – умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами» (В. В. Путин.)
Современная школа нацелена на достижение инновационного качества образования. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего, это - умением учиться. У ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, навыки самостоятельной деятельности, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Об этом говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.
Традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Таким образом, возникает проблема – как традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, превратить в процесс развития личности ребенка.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения современных технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата.
Сегодня насчитывается более сотни образовательных технологий. Все они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т. д.
На одном уроке возможно применение элементов различных современных образовательных технологий :
Этап урока Варианты использования образовательных технологий Метод и приёмы
Актуализация
знаний Игровые технологии Создание игровой ситуации.
Педагогика сотрудничества Совместная деятельность. Эвристическая беседа.
Здоровьесберегающая технология Психофизическая тренировка (настрой на урок).
Алгоритмическая разминка.
Сообщение темы
и целей урока Проблемное обучение Создание проблемной ситуации
Педагогика сотрудничества Работа в группах, парах. Эвристическая беседа.
Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (работа с интерактивной доской, презентация)
Работа по теме
урока Индивидуальный и дифференцированный подход Индивидуальная, групповая, парная работа.
Гуманно-личностная технология Создание ситуации успеха.
Компетентностно-ориентированное обучение Исследовательская работа в группах, парах.
Информационно-коммуникативные технологии Знакомство с новым материалом на ПК. Разноуровневые задания.
Развивающее обучение Задания на развитие обще-интеллектуальных умений: сравнения, мышления, конкретизации, обобщения.
Игровые технологии Игровая ситуация.
Проблемное обучение Создание проблемной ситуации.
Физминутка Здоровьесберегающая технология Гимнастика для тела, слуха, глаз, дыхательная; танцевально-ритмические паузы, точечный массаж.
Индивидуальная (самостоя-тельная) работа Индивидуальный и дифференцированный подход Разноуровневые задания.
Информационно-коммуникативные технологии Тестирование на ПК. Разноуровневые задания на ПК.
Подведение итогов урока Педагогика сотрудничества Коллективный вывод.
Подведение итогов в паре.
Гуманно-личностная технология Создание ситуации успеха.
Рефлексия Гуманно-личностная технология Создание ситуации успеха.
Здоровьесберегающая Тренинг «Я смог…Что получилось?»
3 класс МОАУ СОШ №12 ГО г. Нефтекамск является обычным классом, в котором обучаются 28 человек. Среди обучающихся есть и одаренные дети и дети с ограниченными возможностями здоровья. Обучение ведется по УМК “Планета знаний”, который предполагает продуктивную деятельность, в ней реализуется деятельностный подход к организации учебной работы. Следует отметить. что разный уровень организованности обучающихся, концентрации их внимания и способностей усваивать новое, направили к использованию различных инновационных технологий. Ультрасовременному учителю стало необходимо изменить атмосферу занятий и методику преподавания, чтобы «шагать в ногу со временем».
Итак, становится актуальным применение на уроках следующих технологий : здоровьесберегающий подход к обучающимся, компетентностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, гуманно-личностные, информационно-коммуникативные технологии, технологии разноуровневой дифференциации, индивидуализации обучения, проблемное, игровое, интегрированное обучение. Причиной выбора определенных современных образовательных технологий является следующее :
• во-первых, они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования, и не подлежит каким бы то ни было серьезным коррективам;
• образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
• инновационные образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
• они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, помогают создать ситуацию успешности для каждого учащегося;
• отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
С целью вовлечения каждого ребенка в разные виды деятельности важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно– ориентированное взаимодействие с учениками, где обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающихся, происходит снижение конфликтных ситуаций на уроках, создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки детей.
Учитель не должен преподносить готовые знания ученику, а мастерски организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому является важным использование в педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение. Данный вид технологий обеспечивают вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.
Большой интерес у учащихся вызывает исследовательская работа в группах и парах, организованная с учётом потенциальных возможностей и зоны ближайшего развития каждого учащегося.
Современный урок не может быть без применения технологии проблемного обучения. На этапах сообщения темы и целей урока при организации самостоятельной работы учащихся успешным будет использовать эту технологию, создавая проблемную ситуацию, вызывающую удивление, затруднение, призыв помочь. Основная функция проблемного обучения – развитие творческих способностей учащихся, при этом знания не сообщаются детям в готовом виде, а перед учащимися ставится проблемная задача, побуждающая искать пути и средства ее решения. Например, 2класс, тема «Родственные слова». Создание проблемной ситуации
У. – Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто бывают, похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается и в языке. О некоторых словах говорят, что они родственные.
У. - Почему слово сахарница так называется?
Д. - В ней хранят сахар.
У. – Сахар-сахарница.
У. - Почему слово варенье так называется?
Д. - Его варят из ягод.
У. – Варенье – варят.
Постановка проблемы.
У. - А кто скажет, слова сахар и конфета родственные? Ведь конфета сладкая?
-А варенье и компот? Они же из ягод?
С целью повышения познавательной активности, развития интереса к изучаемому предмету актуально применение на уроке информационно-коммуникативных технологий. Многие уроки будут более эффективны, если применять компьютерные презентации. Особенно те уроки, которые требуют наглядного представления материала. Возможно использование следующих нестандартных форм работы с использованием ресурсов компьютера и мультимедиатехники : урок-презентация, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-соревнование. На таких уроках учащиеся ощущают себя активными участниками процесса обучения, не боятся отвечать, проявляют активность, творческие способности, чувствуют себя успешными. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.
Применение игровых технологий на уроках позволяет сделать изучаемый материал более увлекательным и запоминающимся, снять напряжение и способствует эмоциональной разрядке, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии. Детям нравятся уроки литературного чтения, построенные таким образом, что они становятся участниками сказочного сюжета, помогают сказочным героям, сочиняют свою сказку.
Технология развивающего разноуровневого обучения ориентирована на «Зону ближайшего развития» каждого конкретного учащегося. На уроках учитель часто применяет технологии уровневой дифференциации обучения, где все задания подбираны с учетом индивидуальных возможностей, таким образом появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с сильными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют свое стремление быстро продвигаться вперед, слабые – меньше ощущают свое отставание от сильных учащихся.
Таким образом в данной статье были рассмотрены инновационные образовательные технологии, которые в современной школе служат инструментом реализации ФГОС. Делая вывод, следует ещё раз подчеркнуть, что все современные технологии направлены на повышение эффективности обучения, формирование интереса к предмету, а это, в свою очередь, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов. Инновационные образовательные технологии могут стать и тренажёром, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении этих технологий существенно повышается эффективность обучения.
Список литературы:
1. Гончарова, М. А. Образовательные технологии в школьном обучении математике. Учебное пособие / М. А. Гончарова, Н. В. Решетникова. - М. : Феникс, 2014. - 272 c.
2. Кларин, М. В. Инструмент инновационного образования : трансформирующее обучение / М. В. Кларин // Педагогика : журнал. —2017.— №3 .— С. 19-28.
3. Коноплева, И. А. Информационные технологии. / И. А. Коноплева, О. А. Хохлова, А. В. Денисов. – М. : Проспект, 2015. – 328с.
4. Раевская, А. А. Педагогические инновации в отечественной педагогике / А. А. Раевская // Педагогическое образование и наука : журнал. — 2016 .— №6 .— С. 118-122.