Вера Костикова
Статья «Субъектно-ориентированная предметно-игровая среда в современном детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Для целостного и адекватного развития ребенка необходима свобода в познании окружающего мира, экспериментирование с ним.
Именно предметно-развивающая среда, наполненная игровыми модулями, играми и игрушками, позволяет ребенку развивать способность, проявлять самостоятельность, утверждаться как активный деятель и преобразователь окружающей действительности.
Публикация «Статья „Субъектно-ориентированная предметно-игровая среда в современном детском саду“» размещена в разделах
Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Ученые – психологи смотрят на игру как на ведущую деятельность в период дошкольного детства.
Раскрывая значение игры, необходимо отметить, что она отвечает важной биологической потребности организма в получении постоянной информации из внешней среды.
Можно проследить двустороннюю взаимосвязь, взаимодействие – личность создается средой и событиями, но и события, осуществляемые личностями, носят на себе их печать.
Жизненное пространство детей должно отвечать двум требованиям:
1) оно должно формировать основополагающее доверие к окружающему миру, выражающемуся в его безопасности и стабильности;
2) иметь побудительные импульсы для проявления активности ребенка.
Сочетание этих требований создает оптимальную окружающую среду для здорового и гармоничного развития. Чем шире зона «известного - неизвестного», тем больше возможностей для проявления активности. А возможность свободного передвижения задает динамичную картину окружения, центр которой сам – человек, что способствует лучшей его ориентации в окружающем мире.
Предметно – игровая среда в современном ДОУ должна отвечать следующим требованиям:
- включать элементы новизны;
- являться многофункционально;
- содержать умеренный элемент риска.
Дети склонны организовывать и трансформировать окружающее пространство. С целью реализации этой потребности оно должно содержать в себе эту возможность.
Можно выделить отдельный вид пространственных игр, которые включают действия, направленные на овладение пространством и его объектами, а также их пространственную трансформацию и перемещения. Их результат - восприятие своего тела в окружающей среде в движении, овладение пространством как объектом, определение своих возможностей.
Пространство детской жизни взрослый организует в соответствии с его представлениями о том, что хорошо или плохо для развития ребенка, опасно или нет. Возможность свободного перемещения в пространстве и воздействия на него ребенком также определяется и регламентируется взрослым.
Тяга к видимости и досягаемости в едином пространстве характерна только для первых пяти лет жизни. Затем наступает потребность «выпасть» из поля зрения взрослых и совершать действия вне контроля и влияния. Кроме того, у ребенка возникает «территориальное поведение», заключающееся в освоении, использовании и защите собственного пространства, которое, с одной стороны, удовлетворяет любопытство и реализует желания, а с другой – служит необходимым условием для возникновения чувства детской общности.
Мальчикам для овладения требуется в два раза больше пространства и они более склонны к его исследованию и реорганизации.
Девочки менее экспансивно влияют на пространство, но они более чувствуют среду, обживают ее.
Прослеживается определенная связь между пространственным поведением и развитием личности ребенка. Личное пространство идентифицируется со своим «я».
Существуют «мальчишеские и «девчоночьи» места. Помимо этого есть излюбленные места для игр: глухие стены для игр с мячиками, загроможденные места для пряток, свободное пространство для догонялок.
Совершенно необходимо для ребенка место уединения. В нем ребенок может не только, например, успокоиться, но и побыть наедине с собой. Это могут быть и качели, и палатка, и диванчик, угол отдыха, место для «валяния».
Можно выделить две характеристики предметно-развивающей игровой среды, определяющие ее «изменяемость и неизменность» :
1) статичность;
2) динамичность.
Статичная предметно - игровая среда содержит неподвижные конструкции, заданную организацию, твердо установленные границы либо отсутствие таковых. Она неизменна и постоянна во времени. Такая среда создает ощущение порядка и безопасности. Однако при этом возникают нежелательные явления для ребенка:
- мало активности и поискового поведения;
- снижается адаптивность и «притупляется» чувство собственной безопасности, что выражается в снижении внимания и контроля за собой;
- объекты окружения перестают воздействовать на ребенка.
Динамическая среда способствует поисково-познавательной активности, но в то же время создает и фон напряжения из –за отсутствия стабильности и постоянства.
Сочетание статичности и динамичности на практике может выражаться в четырех формах:
1. Статичная среда, постоянно включающая новые, неоформленные и многофункциональные объекты.
2. Включение в статическую среду предметов и объектов с заданной функцией действия и пространственных перемещений.
3. Пространственное перемещение сегментов постоянного пространства.
4. Введение в статичное пространство полностью нового сегмента с новым содержанием и структурной организацией.
Некоторые приемы организации предметно – игровой среды, способствующие повышению активности ребенка:
- выделение абсолютно свободного незаполненного пространства в группе, которое может заполняться по желанию детей для игры, но по правилу должно полностью освобождаться, как только игра закончена;
- организация склада «ненужных предметов» : сундук, шкаф, ящик в который складываются предметы, как только они выходят из постоянного употребления. Складом можно пользоваться только по разрешению с целью «найти то, что надо для игры»;
- передвижные сегменты. Они могут либо целиком вновь создаваться, либо переноситься из группы в группу по круговому циклу в течение года.
Для развития творческой активности старших дошкольников большую роль играет содержание предметного наполнения игровых центров:
- модульная мебель для дидактических, развивающих и настольно – печатных игр;
- игровой материал для организации сюжетно – ролевых игр;
- игровые макеты для режиссерских игр и игр – макетирований;
- уголки ряженья для организации игр по созданию образов;
- неоформленный материал для проведения творческих игр с использованием воображаемых ситуаций и игрового фантазирования;
-исследовательский, проблемный материалы для организации игр – экспериментирований;
-сборно-разборные мягкие модули, домики, лабиринты для двигательных и пространственных игр.
Такой подбор игрового материала побуждает детей к творческому применению своего жизненного опыта в игре, а не к действиям по шаблону, диктуемому стандартным предметным содержанием.
Предметно – игровая среда – это прежде всего свобода выбора ребенком места игры, ее содержания, игрового материала как фактора, побуждающего, направляющего и развивающего игровую деятельность.
В понятие предметно-развивающей игровой среды мы включаем и отношения, которые складываются у ребенка со взрослым в процессе игры. В организованной игре он выступает как равноправный партнер, в свободных и самостоятельных играх дошкольников его роль сводится к минимуму.
Таким образом можно определить основные критерии, необходимые для построения предметно – развивающей игровой среды :
- готовность педагогов и детей проектировать и моделировать предметно – развивающую игровую среду группового помещения совместно;
- творческий подход к размещению игровых модулей, их освоению и исследованию;
- самостоятельность детей по распределению ролей;
- интерес к созданию новых пособий, игр.