МААМ-картинки

Экологическая сказка как средство формирования представлений о проблемах окружающей среды у детей старшей группы

Мария Афанасьева
Экологическая сказка как средство формирования представлений о проблемах окружающей среды у детей старшей группы

Взаимоотношение человека с окружающей средой одна из современных важнейших проблем. Решена она, может быть, только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Первым звеном в экологическом обучении является дошкольное образование. В настоящее время велико влияние компьютеров, виртуальный мир привлекает больше, чем реальный. Мы должны отвлечь детей от компьютерных игр и научить видеть всю красоту и разнообразие окружающего мира.

Публикация «Экологическая сказка как средство формирования представлений о проблемах окружающей среды у детей старшей группы» размещена в разделах

Со старшего дошкольного возраста закладывается основа отношения детей к природе. Данный этап детства является наиболее сензитивным для приобщения детей к разным формам экологической деятельности.

Ребенок и сказка - понятия неразрывные. По данным исследователей Е. А. Дубровской, Т. Г. Казаковой и др., именно в экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности.

В работе с экологическими сказками применяются такие методы как наблюдение, беседа, рассказ детей и художественное творчество. Экологические сказки разделяются по следующим блокам:

1) Сказки о бережливом и заботливом отношении к животным.

2) Сказки о бережливом отношении к воде.

3) Сказки о растительном мире.

4) Сказки о проблемах загрязнения окружающей среды.

5) Сказки о круговороте веществ в природе.

6) Сказки об отношении к земле, почве.

Для успешного осуществления работы соблюдается определенная последовательность в работе над художественным текстом (экологической сказкой).

1-й этап - это рассказывание сказки детям, именно рассказывание педагогом;

2-й этап - разыгрывание прочитанной сказки;

3-й этап - ответы на вопросы взрослого. Данный этап можно выделить отдельно только условно, на практике он тесным образом связан с предыдущим.

4-й этап - изображение прочитанного текста (рисунок, аппликация, лепка, конструирование).

5-й этап - пересказ текста детьми с опорой на наглядность.

Использование экологической сказки в работе с детьми глубоко воздействует на чувства детей. Знакомясь с содержанием сказок, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, это помогает воспитывать этические представления : любовь и бережное отношение к природе.

Перечень сказок, в сюжете которых раскрываются отношения и связи, влияющие на состояния и жизненные процессы окружающей среды :

1. Сказки о бережливом и заботливом отношении к животным:

- "Сова" В. Бианки;

- "Серая звездочка" Б. Заходер;

- "Русачок" Б. Заходер;

- "Хитрая мышь" С. Баруздин;

2. Сказки о бережливом отношении к воде:

- "Жила была река" Н. А,Рыжова;

- "Как люди речку обидели" Н. А. Рыжова;

- " Путешествие в царство Волшебницы Воды" Н. А. Рыжова;

- "Как Кап Капыч речку спасал" М. Пластов;

- "Родник" М. Пластов;

- "Это волшебница вода" М. Пластов;

- "Почему рыбы молчат" Б. Заходер;

3. Сказки о растительном мире :

- "Кустики с ягодами" Н. А. Рыжова;

- "Маленькие путешественницы" А. А. Лопатина;

4. Сказки о проблемах загрязнения окружающей среды :

- "Серая Шапочка и Красный Волк" Н. А. Рыжова;

- "Отпуск крокодила Гены" Э. Н. Успенский;

- "Грязный воздух" С. Баруздин;

- "Южный ветерок" А. А. Лопатина;

5. Сказки о круговороте веществ в природе:

- "Как медведь пень потерял" Н. А. Рыжова;

- "Сказка о листьях" Т. Макарова;

6. Сказки об отношении к земле, почве:

- "Дождевой червяк" Н. А. Рыжова;

- "Сказка о земле" А. А. Лопатина;

- "Матушка-кормилица" А. А. Лопатина.

Публикации по теме:

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Дидактическая игра для формирования у детей 2–3 лет сенсорных представлений о форме и цвете «Волшебные листики»Дидактическая игра для формирования у детей 2–3 лет сенсорных представлений о форме и цвете «Волшебные листики» Цель: формировать у детей 2-3 лет сенсорные представления о форме и цвете. Для изготовления пособия понадобится: - солёное тесто; - канцелярский.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для формирования представлений о природных явлениях у детейМастер-класс по изготовлению дидактического пособия для формирования представлений о природных явлениях у детей В природе постоянно происходят привычные для взрослых изменения: зиму сменяет весна, а за ней приходит лето, холода сменяет жара. Для.

Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество»Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество» Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество». Сентябрь.

Перспективный план формирования представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек и общество».Перспективный план формирования представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек и общество». Представляю Вашему вниманию перспективный план по формированию представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек.

Перспективный план формирования представлений и умений детей старшей группы по образовательной области «Ребенок и общество».Перспективный план формирования представлений и умений детей старшей группы по образовательной области «Ребенок и общество». Новый учебный год наступил. Предлагаю очередной перспективный план по образовательной области "Ребенок и общество". Надеюсь, что предложенный.

Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельностьПримеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.

Эколого-благотворительный проект «Добрые крышечки» в старшей группе ко Дню окружающей средыЭколого-благотворительный проект «Добрые крышечки» в старшей группе ко Дню окружающей среды Доброе время суток, дорогие коллеги и гости моей странички! Предлагаю вашему вниманию фото отчёт «Эколого -благотворительного проекта "Добрые.

Занятие в старшей группе «Охрана окружающей среды».Занятие в старшей группе «Охрана окружающей среды». Цель : Формировать у детей понятие, что природа - это наш общий дом; воспитывать любознательность, любовь к природе, желание её охранять;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая сказка как средство формирования представлений о проблемах окружающей среды у детей старшей группы
Опубликовано: 22 октября 2020 в 12:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД