Алла Верютина
Экологические игры как одна из форм воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника, Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с его потребностями. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность.
Экологическое образование сегодня – важнейшая составляющая воспитательной работы в детском саду. Но педагогам необходимо использовать современные технологии для того, чтоб сделать эту работу увлекательной и максимально эффективной. Экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал, но и будить воображение дошкольников, опираться на наглядно – зрительные игровые образы.
Публикация «Экологические игры как одна из форм воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. ИГРА – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания;
2. ИГРА доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны;
3. ИГРА создает оптимальные условия для воспитания и обучения;
4. ИГРА, в определенном смысле, противоположна взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам требует сосредоточенности и на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой.
Педагоги давно и успешно используют на прогулках и экскурсиях подвижные игры для ознакомления детей с природой: «Беги к дереву», «Зайка серый умывается», «У медведя во бору» и многие другие.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы.
Уроки доброты, день доброты – эмоциональное развитие, учить сопереживать животным, прививать интерес и любовь к окружающему миру и себе.
В мире животных – познакомить с разнообразием животного мира, способах существования в различных экосистемах.
Воздух – невидимка – познакомить со свойствами воздуха, исследовать некоторые из них, узнать о его необходимости для жизни, о необходимости следить за его чистотой.
Родная природа – краеведение, познакомить детей с природными особенностями нашего края.
Перелетные птицы – познакомить с перелетными птицами, учить различать по признакам, прививать интерес.
Лекарственные растения – познакомить детей с лекарственными растениями в соответствии с возрастом, закрепить знания детей о взаимодействии всех живых существ в природе.
Экология души человека – дать представления о психофизическом здоровье человека, учить сохранять его, беречь, закрепить умение позитивного сотрудничества с другими людьми.
Краски природы – уточнить представление о цветовых оттенках, учить видеть красоту природы, познакомить с художественными произведениями, фотографиями.
Звуки леса – прививать интерес к природе, развивать эмоциональную отзывчивость, эмпатийные чувства, познакомить с музыкальными произведениями о природе.
Красота спасет мир
День цветов
В последние годы разработан ряд рекомендаций по игровым методам в экологическом образовании. По особенностям содержания и правил среди игр экологического содержания можно выделить следующие:
Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил (путишествия, пекники, экскурсии).
Дидактические игры экологического содержания в настоящее время весьма разнообразны. Много таких игр разработано самими педагогами. Среди них можно выделить и предметные игры, которые предполагают использование природного материала: шишек, камешков, раковин и т. п. Природный материал позволяет организовать ряд игр, способствующих развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.
Интеллектуальные игры так же пользуются большой популярностью у воспитателей - «КВН», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?». Они могут быть успешно использованы и для целей экологического образования старших дошкольников, однако при условии их адаптации на дошкольный уровень (в некоторых случаях такие игры превращаются не в творческие соревнования, а в механическое воспроизводство детьми различных, заранее заготовленных текстов).
В последнее время многие педагоги и воспитатели отмечают, что в связи с активным распространением телевизионной и видеотехники, компьютеров дошкольники стали намного меньше играть самостоятельно. Создание условий для самостоятельной игры требует особого внимания со стороны воспитателя. Положительным результатом работы педагога является тот момент, когда у детей развернутые самостоятельные игры экологической направленности.
Нельзя не отметить такую форму работы с детьми, как труд в природе. Этот вид деятельности, как никакой другой способствует формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе.
В процессе трудовой деятельности дошкольник имеет возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растение, животное -- и окружающая среда). У него формируются необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живых организмов.
Трудовая деятельность ребенка-дошкольника всегда содержит элемент игры, подражание жизни взрослых. В процессе труда в природе дошкольник учится подчинять свою деятельность, свои желания определенным общественным мотивам, понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит животных, растения.
Крайне важно при этом перед началом трудовой деятельности выработать у ребенка эмоционально-положительное отношение к объекту, показать, что этот объект живой, что он нуждается в бережном отношении именно этого ребенка («без твоей помощи растение может засохнуть, а морская свинка погибнет, если ей не давать воды и пищи»). Можно предложить ребенку различные виды деятельности:
• уход за домашними, декоративными животными и комнатными растениями;
• работа на огородах разного типа;
• посадка деревьев, кустарников;
• содержание в порядке территории;
• посильная и безопасная очистка территорий (лес, парк, берег реки);
• починка, реставрация книг, игрушек и т. п. (экономное природопользование);
• подкормка птиц и других животных с учетом их биологических особенностей;
Положительную роль в экологическом образовании играет и художественно-речевая деятельность: рисование, аппликация, лепка и конструирование, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, чтение художественной литературы - все это способствует формированию у детей осознанно правильного отношения к природе, привлекает их к природоохранной деятельности.