Папки-передвижки

Экологические игры как одна из форм воспитания дошкольников

Алла Верютина
Экологические игры как одна из форм воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника, Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с его потребностями. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность.

Экологическое образование сегодня – важнейшая составляющая воспитательной работы в детском саду. Но педагогам необходимо использовать современные технологии для того, чтоб сделать эту работу увлекательной и максимально эффективной. Экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал, но и будить воображение дошкольников, опираться на наглядно – зрительные игровые образы.

Публикация «Экологические игры как одна из форм воспитания дошкольников» размещена в разделах

1. ИГРА – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания;

2. ИГРА доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны;

3. ИГРА создает оптимальные условия для воспитания и обучения;

4. ИГРА, в определенном смысле, противоположна взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам требует сосредоточенности и на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой.

Педагоги давно и успешно используют на прогулках и экскурсиях подвижные игры для ознакомления детей с природой: «Беги к дереву», «Зайка серый умывается», «У медведя во бору» и многие другие.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы.

Уроки доброты, день доброты – эмоциональное развитие, учить сопереживать животным, прививать интерес и любовь к окружающему миру и себе.

В мире животных – познакомить с разнообразием животного мира, способах существования в различных экосистемах.

Воздух – невидимка – познакомить со свойствами воздуха, исследовать некоторые из них, узнать о его необходимости для жизни, о необходимости следить за его чистотой.

Родная природа – краеведение, познакомить детей с природными особенностями нашего края.

Перелетные птицы – познакомить с перелетными птицами, учить различать по признакам, прививать интерес.

Лекарственные растения – познакомить детей с лекарственными растениями в соответствии с возрастом, закрепить знания детей о взаимодействии всех живых существ в природе.

Экология души человека – дать представления о психофизическом здоровье человека, учить сохранять его, беречь, закрепить умение позитивного сотрудничества с другими людьми.

Краски природы – уточнить представление о цветовых оттенках, учить видеть красоту природы, познакомить с художественными произведениями, фотографиями.

Звуки леса – прививать интерес к природе, развивать эмоциональную отзывчивость, эмпатийные чувства, познакомить с музыкальными произведениями о природе.

Красота спасет мир

День цветов

В последние годы разработан ряд рекомендаций по игровым методам в экологическом образовании. По особенностям содержания и правил среди игр экологического содержания можно выделить следующие:

Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил (путишествия, пекники, экскурсии).

Дидактические игры экологического содержания в настоящее время весьма разнообразны. Много таких игр разработано самими педагогами. Среди них можно выделить и предметные игры, которые предполагают использование природного материала: шишек, камешков, раковин и т. п. Природный материал позволяет организовать ряд игр, способствующих развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.

Интеллектуальные игры так же пользуются большой популярностью у воспитателей - «КВН», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?». Они могут быть успешно использованы и для целей экологического образования старших дошкольников, однако при условии их адаптации на дошкольный уровень (в некоторых случаях такие игры превращаются не в творческие соревнования, а в механическое воспроизводство детьми различных, заранее заготовленных текстов).

В последнее время многие педагоги и воспитатели отмечают, что в связи с активным распространением телевизионной и видеотехники, компьютеров дошкольники стали намного меньше играть самостоятельно. Создание условий для самостоятельной игры требует особого внимания со стороны воспитателя. Положительным результатом работы педагога является тот момент, когда у детей развернутые самостоятельные игры экологической направленности.

Нельзя не отметить такую форму работы с детьми, как труд в природе. Этот вид деятельности, как никакой другой способствует формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе.

В процессе трудовой деятельности дошкольник имеет возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растение, животное -- и окружающая среда). У него формируются необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живых организмов.

Трудовая деятельность ребенка-дошкольника всегда содержит элемент игры, подражание жизни взрослых. В процессе труда в природе дошкольник учится подчинять свою деятельность, свои желания определенным общественным мотивам, понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит животных, растения.

Крайне важно при этом перед началом трудовой деятельности выработать у ребенка эмоционально-положительное отношение к объекту, показать, что этот объект живой, что он нуждается в бережном отношении именно этого ребенка («без твоей помощи растение может засохнуть, а морская свинка погибнет, если ей не давать воды и пищи»). Можно предложить ребенку различные виды деятельности:

• уход за домашними, декоративными животными и комнатными растениями;

• работа на огородах разного типа;

• посадка деревьев, кустарников;

• содержание в порядке территории;

• посильная и безопасная очистка территорий (лес, парк, берег реки);

• починка, реставрация книг, игрушек и т. п. (экономное природопользование);

• подкормка птиц и других животных с учетом их биологических особенностей;

Положительную роль в экологическом образовании играет и художественно-речевая деятельность: рисование, аппликация, лепка и конструирование, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, чтение художественной литературы - все это способствует формированию у детей осознанно правильного отношения к природе, привлекает их к природоохранной деятельности.

Публикации по теме:

«Клуб любящих родителей», как одна из форм культурной практики в ДОУ «Клуб любящих родителей», как одна из форм культурной практики в ДОУ Ничипорчук Елена Викторовна воспитатель, Канск, Красноярский край Содержание.

Семейная гостиная как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей .

«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями»«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.

Канистерапия как одна из современных форм работы учителя-логопеда. Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение №34 г. Мурманска Учитель-логопед Гриценко Светлана Эдуардовна Учитель-логопед Суходольская.

Клуб заботливых родителей, как одна из форм взаимодействия с семьей.Клуб заботливых родителей, как одна из форм взаимодействия с семьей. Детский сад строит работу с родителями разными формами,которые не буду перечислять,так как всем это знакомо и не ново. Работа клуба для родителей.

Мастер-класс для молодых педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры «Ненецкое стойбище» как одна из форм работы по НРК» Цель: Познакомить молодых педагогов с организацией сюжетно-ролевой игры: «Ненецкое стойбище» с детьми дошкольного возраста и расширить знания.

Кружковая работа — как одна из форм совместной деятельности с детьмиКружковая работа — как одна из форм совместной деятельности с детьми Кружковая работа - как одна из форм совместной деятельности с детьми Макарова Мария Юрьевна, воспитатель Разделы: Работа с дошкольниками.

Мастер-класс для педагогов «Коммуникативные танцы-игры как одна из форм работы с детьми в соответствии с ФГОС» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» Шатурского муниципального района Московской области.

Видеоотчет как одна из форм работы с родителями Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят.

Закаливание как одна из форм здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении. Закаливание как одна из форм здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении. СидороваЮ. Н., воспитатель,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологические игры как одна из форм воспитания дошкольников
Опубликовано: 14 апреля 2017 в 00:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологические игры как одна из форм воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Алла Верютина (УИ 1146748) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД