Татьяна Мошкина
Экскурсии в детском саду как средство развития познавательного интереса дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Задача развития познавательного интереса детей дошкольного возраста длительное время является приоритетной в области дошкольного образования. Отсутствие познавательного интереса у старшего дошкольника может стать настоящей проблемой в последующей интеграции ребенка в среду школьного обучения.
Публикация «Экскурсии в детском саду как средство развития познавательного интереса дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсии по деткому саду
- Темочки
Познавательный интерес – это основа будущей учебной деятельности. Он способствует накоплению знаний, умственной активности ребенка, создает благоприятный эмоциональный фон для развития психических процессов и служит основой дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
В настоящее время в дошкольных образовательных организациях реализуются различные комплексные, парциальные программы, обеспечивающие целостность педагогического процесса и способствующие развитию познавательного интереса дошкольника. Организуя работу по развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста, педагог прибегает к различным методам и формам работы. В педагогическом процессе, мы считаем уместным использование экскурсионной деятельности, как средства развития познавательного интереса старших дошкольников.
В детском саду возможна организация таких экскурсий, как: виртуальные, пешие, природоведческие, искусствоведческие, литературные, производственные, исторические, которые будут способствовать всестороннему развитию личности ребенка.
В ходе природоведческих экскурсий, дети учатся воспринимать красоту природы, родного края; оказывается влияние на формирование бережного отношения к природе, желание заботиться и беречь ее.
Экскурсии в музеи, художественные галереи, картинно- выставочные залы, способствуют эстетическому воспитанию личности. Посредством знакомства с великими художниками, композиторами, у дошкольников формируется собственное отношение к получаемой информации, возникает положительный эмоциональный настрой.
Исторические же экскурсии, знакомящие детей с событиями минувших лет, позволяют ребенку испытывать эмпатию, сопереживание. Они оказывают влияние на формирование собственных взглядов, мировоззрения, вызывают различные чувства – патриотические, нравственные, эстетические.
Экскурсия имеет свою четкую структуру, состоящую из 3 этапов, придерживаясь которых, педагог грамотно выстраивает образовательный процесс и компетентно преподносит детям новую информацию.
Нами был разработан цикл экскурсий, рассчитанный на один учебный год, который способствует развитию познавательного интереса старших дошкольников. В данный цикл включены такие виды экскурсий, как историческая экскурсия, освещающая конкретный период истории края; природоведческая, решающая задачи знакомства дошкольников с природой родного края; искусствоведческая – экскурсия, знакомящая ребят с выдающимися художниками России; виртуальная – экскурсия, позволяющая путешествовать за пределы земного шара, не выходя за порог группы; и другие. Разработанный цикл экскурсий способствует становлению интересов ребенка; позволяет преподнести новую информацию, неизвестную до этого воспитанникам; помогает детям в выборе увлечений, хобби; знакомит с новыми профессиями.
Предложенные нами методические рекомендации для педагогов, включают описание подготовки и проведения различных видов экскурсий. Так, для организации виртуальных экскурсий, педагогу необходима предварительная подготовка: подбор методического материала, беседа с детьми по теме, поиск и подбор иллюстраций, музыкального и видео сопровождения. Для организации выездной экскурсии педагогу необходимо : совершить предварительный осмотр места проведения экскурсии; уточнить
маршрут, найти нужные объекты для посещения, наметить содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, определить последовательность проведения отдельных частей экскурсии, установить места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей; договориться с работниками учреждения о времени посещения; составить служебную записку о количестве детей, выходящих за
территорию дошкольной образовательной организации, дате и времени проводимой экскурсии; получить письменное разрешение родителей на вывод ребенка за территорию детского сада.
В заключение мы можем отметить, что экскурсия и сегодня, наряду с занятиями, остается одной из важных форм обучения дошкольников, благотворно влияет на развитие познавательного интереса у детей.