Татьяна Лабутина
Закаливание и его разумные сочетания в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАКАЛИВАНИЕ И ЕГО РАЗУМНЫЕ СОЧЕТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Лабутина Т. А., воспитатель
МАДОУ №203 г. Кемерово
Система дошкольного образования является предметом внимания множества специалистов, имеющих отношение к педагогике и здоровью детей. Именно в это время даются необходимые предпосылки для будущего успешного умственного развития и базис для сохранения здоровья ребенка.
Публикация «Закаливание и его разумные сочетания в условиях детского сада» размещена в разделах
Важно правильно организовать мероприятия, связанные с поддержанием и укреплением здоровья ребенка дошкольного возраста. В этом плане очень важную роль играет закаливание в детском саду. Закаливающие процедуры не только поднимают общий уровень иммунитета, способствуют профилактике большинства классических детских и подростковых болезней. Так же являются основой полноценного физического развития ребенка.
Основное правило в организации детского закаливания – верное сочетание методик закаливания. Методик существует много. Но, как правило, лучше всего воспринимаются самые щадящие методики. К тому же, весь процесс должен быть комплексным.
Методы закаливания в детском саду
1. полоскание горла прохладной водой с постепенным понижением температуры;
2. хождение босиком по полу или специальным дорожкам, имитирующим гальку или речную поверхность;
3. обтирание мокрым полотенцем;
4. погружение ног в холодную воду с постепенным понижением температуры и удлинением временного интервала.
Очень распространена методика контрастных воздушных закаливаний. Сочетает в себе закаливание воздухом и физические упражнения. Суть подобной не традиционной методики закаливания состоит в том, что именно контрастные воздушные ванны обеспечивают тот уровень повышения защитных сил организма, какой вообще способно дать закаливание. Если традиционное закаливание предполагает адаптацию к холоду, то при создании пульсирующего микроклимата используется также и тепло, то есть те два фактора, контраст между которыми (внезапное охлаждение после перегревания) чаще всего провоцирует заболевание ребенка. Создавая модель воздействия - тепло-холод, - можно рассчитывать на выработку быстрых целесообразных терморегулирующих реакций.
Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды +36-37 градусов. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 1 градус и доводится до комнатной температуры.
Процедура такого закаливания включает себя игровые составляющие, в результате чего процесс оздоровления приобретает более осмысленный и произвольный характер. Для этой цели воспитатели старших групп используют полифункциональную развивающую игру с элементами звуковой гимнастики “Волшебный напиток” (В. Т. Кудрявцев, Т. В. Нестрюк, 1999).
Необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраст наличие у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям.
Также применяется не традиционный метод закаливания хождение босиком, главный смысл которого заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется главным образом действием низких температур пола, земли, является хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок.
Хождение босиком проводится во всех возрастных группах в сочетании с играми и упражнениями для профилактики плоскостопия.
Массаж – это один из методов закаливания организма. Благотворная роль массажа объясняется тем, что применяемые приемы, действуя на заложенные в коже, мышцах и связках нервные окончания, оказывают влияние на центральную нервную систему, а через нее на функциональное состояние всех органов и систем. Улучшаются кровообращение и питание кожи, мышц, усиливается выделительная функция сальных и потовых желез. Повышается работоспособность мышц - они лучше снабжаются кислородом и питательными веществами, быстрее освобождаются от продуктов распада. Увеличиваются эластичность и прочность связок, подвижность в суставах, ускоряется ток крови и лимфы. Все это ведет к тому, что человек после массажа чувствует себя бодрее, а процесс восстановления сил у него происходит быстрее.
Массаж, как правило, производится специалистом. Однако отдельные его приемы как показывает практика, неплохо усваивают дети дошкольного возраста. Выполняя самостоятельно несложную профилактическую гимнастику.
Массаж волшебных точек ушей - вид закаливания основан на стимуляции активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и защиты организма от простудных заболеваний.
Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функцию деятельности головного мозга, тонизирует весь организм.
Для того чтобы работа по профилактике заболеваемости была более эффективней, в детском саду систематически проводятся анкетирование, а также мероприятия, на которых родители могут получить консультации, рекомендации, по оздоровлению воспитанников в домашних условиях.
В домашнюю систему оздоровления ребенка предлагается включить:
1. Закаливание;
2. Выполнение режима дня;
3. Физические упражнения для часто болеющих детей;
4. Рациональное питание;
5. Точечный массаж;
6. Дыхательные упражнения.
Домашнее задание по проведению закаливающих процедур с ребенком:
1. Проводить босохождение по ковру до 20 минут за один раз.
2. Воздушные ванны в одних трусиках - до15 минут при температуре воздуха 21-24С.
3. Постепенно перестать кутать ребенка. В комнате одевать легко, на ногах тапочки или простые носки.
4. С хорошим психологическим настроем начать обливать стопы ног холодной водопроводной водой утром и вечером: 0,5 литра холодной воды вылить на стопы, через 3-5 секунд промокнуть их сухим полотенцем.
5. Умывание теплой водой заканчивать ополаскиванием лица, шеи и рук по локти холодной водой.
6. Полоскать рот и горло водой комнатной температуры или чуть теплее с настоем трав (ромашка, календула, шалфей, мать - и - мачеха, березовые почки) или раствором морской соли (1 ч. Ложка на стакан воды).
В ДОУ создаются условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. Используются технологии здоровье сбережения, включающие ряд мероприятий по физкультурно-оздоровительной работе и медицинскому обслуживанию воспитанников.
Физическое воспитание в ДОУ обеспечивается с одной стороны:
а) строгим выполнением санитарных требований;
б) режимом детского учреждения;
в) организацией правильного питания;
г) организацией медицинской профилактической и коррекционной работы.
С другой стороны - воспитательной работой:
а) утренняя гимнастика;
б) физкультурные занятия;
в) подвижные игры;
г) спортивные праздники и развлечения;
д) закаливание;
Дошкольные образовательные учреждения добиваются того, чтобы дети обладали хорошим здоровьем, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня физического развития и стремится выполнять задачи по охране жизни и здоровья детей.
Литература
1. Кочеткова Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста: метод. пособие для воспитателей и родителей. - 2-е изд. -М. : Просвещение, 2008.- 112 с.
2. Лаптев А. П. Закаляйтесь на здоровье. - М. :Медицина,1991. – 78 с.