Лучший педагог года

STEAM-технология как условие развития интеллектуальных способностей дошкольника

Татьяна Пименова
STEAM-технология как условие развития интеллектуальных способностей дошкольника

Добрый день уважаемые коллеги, сегодня я вам представлю новую технологию «STEAM».

В настоящее время в современном обществе наблюдается тенденция к внедрению инновационных технологий. Исследователи предполагают, что в будущем нынешнее дошкольники овладеют профессиями, которые в нашем обществе еще не представлены на рынке труда. Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEAM -технологии.

Публикация «STEAM-технология как условие развития интеллектуальных способностей дошкольника» размещена в разделах

Что на данный момент может заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации? STEAM-технологии. Именно они позволят педагогам новой формации вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.

STEAM-образование один из основных мировых трендов. Оно основанона использовании междисциплинарного и прикладного подхода, а также на слиянии всех пяти направлений в единую схему развития. STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в жизнедеятельности.

Что такое STEАM? Давайте разберемся со значением. Если расшифровать, то получится следующее:

S – science (естественные науки);

T –technology (технология);

E – engineering (инженерное искусство);

A – art (творчество);

M – mathematics (математика).

Возникает резонный вопрос, почему именно STEАM? В настоящее время приоритет отдаётся технической направленности. Во всех детских садах создаются кабинеты IT-технологий, STEAM-лаборатории, LEGO-центры. Меняется формат дополнительного образования детей. Наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям. Поэтому вектор развития дошкольного образования совпадает с потенциалом STEАM-образования.

Как в условиях дошкольной организации можно реализовать STEAM образование? Через организацию проектной и экспериментально-исследовательской деятельности.

Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам. При этом объединяющими факторами могут выступать интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов.

Необходимо отметить, что в условиях обновления образования остро стоит вопрос программно-методического обеспечения, развития материально-технической базы ДО, повышение квалификации дошкольных специалистов по проблеме.

Мы предполагаем, что погружение в STEAM-среду можно начать с конструирования, в рамках которого воспитанники, используя элементы из различных материалов (дерево, бумага, металл, пластик, приобретут элементарные технические навыки и умения, познакомятся с принципами инженерии. Различные конструкторы помогут педагогам развить в детей креативность и пространственное мышление. Линейка решений должна включать специализированные наборы для изучения математики, деятельности на открытом воздухе, простых инженерных проектов.

На следующем этапе воспитанником можно предложить LEGO-технологии (LEGO Education, LEGO System, LEGO WeDo, LEGO Duplo, опытно-экспериментальную и исследовательскую деятельность, робототехнику («ROBO&BLOCK», «WackyWigglers» от «Learning Resources», моделирование из электронного конструктора («Знаток»).

Замечательным решением задач STEM-образования станет конструктор, который сочетает в себе игровые наборы - Планета STEAM. В рамках занятий дети уже с 3-х лет смогут научиться задавать вопросы и исследовать процессы; высказывать гипотезы и предположения; использовать в деятельность подручный материал; с помощью метода проб и ошибок решать задачи; участвовать в дизайне поделок; измерять и сравнивать размер, скорость и расстояние.

Важным условием обучения является парная или групповая деятельность детей. Именно в таком формате общения им будет легче и интереснее аккумулировать идеи и размышлять.

С помощью STEM-подхода дошкольники могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций. Параллель дети освоят основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают абсолютно новый уровень развития ребенка.

LEGO –детям нравится тем, что из одних и тех же элементов можно создавать совершенно разные конструкции. А если совместить сборку лего-конструкции и проведение химического эксперимента – выйдет достойный внимания проект в рамках STEAM-образования.

Следует заметить, что STEAM-компетенций можно формировать у детей с самых ранних лет, используя игры, которые легко смогут организовать родители в условиях дома.

Поделки из соленого теста - это игрушки, создавая которые, малыш впервые сталкивается с тремя измерениями: высотой, шириной и длиной.

Лепка из пластилина продемонстрирует, как искусство соединяется с моделированием.

Конструктор из картона поможет ребенку научиться узнавать различные сенсорные эталоны, а к тому же еще и конструировать.

Геоконт развивает творческое воображение и помогает малышам лучше ориентироваться в макро и микро пространстве.

С помощью геоборда «математического планшета» воспитанники изучат геометрические фигуры на практике.

Спирографы делают создание сложных форм невероятно легким и увлекательным, развивают моторику руки и координацию движения кисти, воображение, фантазию, творческое и логическое мышление, способность к рисованию. Учит моделированию цветов и пространственному мышлению, повышает интеллект.

Наборы робототехники помогут приобщить детей к творчеству с использованием передовых технологий.

Педагогическая инженерия это инновационная форма работы в педагогике.

Педагогическая инженерия по своей природе является и продуктом, и процессом образовательной деятельности. Это результат педагогического анализа и проектирования, также как процесс внедрения разработанного обучающего продукта в обучающую среду. Следовательно, в качестве преподавательской деятельности педагогическую инженерию можно определить как серию этапов анализа, разработки и конструирования обучающих продуктов и их использованию в образовательном процессе в целях получения ожидаемых результатов обучения.

При изучении новой технологии «STEAM» я рассматривала различные игры, упражнения и меня заинтересовали флексагоны, которые изначально использовались, как головоломки и средства для математического потенциала детей.

Флексагон по праву считается уникальным союзом математики и оригами.

Использование флексагонов в настоящее время является актуальным, т. к. на мой взгляд, это новое инновационное средство, представляющее широкий развивающий потенциал для детей.

Кстати, думаю вам будет интересно узнать, что первый флексагон был открыт слуайно в 1939 году англ. студентом Артуром Стоуном. Студент обрезал листы американского блокнота под английский размер. Из отрезанных полосок бумаги она начал собирать разнообразные фигуры и. одна из этих фигур раскрылась при складывании пополам так, что видимой становилось совсем другая поверхность. Так был открыт первый флексагон, с тремя поверхностями. За ним последовали другие фигуры: Стоун и его друзья организовали целый «Флексагонный комитет». Их достижением стало Полная математическая теория флексагонов, которая указывала способ построения флексагона для любого заданного числа сторон.

Существуют несколько видов флесагонов:

1. Тригексафлексагон (шестиугольник с тремя поверхностями);

2. Тетрагаксафлексагон (с четырьмя поверхностями);

3. Пентагексафлексагон (с пятью поверхностями);

4. Гексагексафлексагон (с шестью поверхностями) и др.

И так, вы уже достаточно заинтригованы но еще не знаете, как сложить хотя бы одно такое чудо. Это легко исправить.

Итак, чтобы вкратце донести суть начну с того, что флексогон бумажная модель - в нашем случае складывающейся бумажный многоугольник, обычно сложенный из полоски бумаги прямоугольной формы, который завораживает и детей, и взрослых не меньше, чем калейдоскоп с разноцветными стеклами.

Любой флексагон обладает уникальным свойством - при каждой манипуляции проявляется другой рисунок. Поэтому такая бумажная головоломка для детей по праву считается уникальным средством взаимодействия со всеми образовательными областями. На сектора флексагона наносят цифры, буквы, элементы изучаемых объектов, изображения или просто раскрашивают в определенные цвета.

Работу с флексагонами можно проводить в формах индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности, родительских собраний, мастер-классов, выставок.

Методика проведения игр с флексагонами аналогично методике проведения дидактических игр:

-Ознакомление детей с содержанием игры, дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ флексагона, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления).

- Определение роли педагога в игре: участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием и подведение итогов игры).

Я предлагаю вам варианты дидактических игр с использованием флексагона: игры на развитие словаря, грамматического строя и связной речи: «Назови лаского», «Соберем урожай», «Один-много», «Кто, где живет?», «Овощ или фрукт» и т. д.

Открытки-флесагоны по познавательному развитию : «Фрукты», «Времена года», «В лесу», «Весна», «Подсчитай», «Чего много?», «Геометрические фигуры».

Флексагоны по автоматизации звука, по развитию фонематического восприятия и звукового анализа: игры «Мы со звуками играем и слова называем», «Назови первый звук в слове», «Назови картинку на звук…»

Флексагоны, как дидактическое средство интеллектуального развития имеют множество преимуществ. Они просты в изготовлении, многофункциональны по назначению и занимательны для дошкольников. Флексагоны способствуют развитию мелкой моторики, пространственного воображения, памяти, внимания, терпения; при специально продуманной раскраски активизируют формирование представлений по всем образовательным областям, обозначенных в ФГОС дошкольного образования.

Мастер-класс по изготовлению флексагонов (гексафлексагон).

Материал: шаблон флексагона, клей-карандаш, ножницы, фломастеры, наклейки.

Очень надеюсь, что мой мастер-класс по изготовлению и использованию в работе по интеллектуальному развитию дошкольников самого простого флексагона был для вас полезен.

Рефлексия. Я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями.

Прикреплённые файлы:

steam_c4s1r.pptx | 6830,07 Кб
 
Публикации по теме:

Внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольниковВнедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников Педагогический совет №2 Тема: «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых.

Дидактическое пособие по развитию интеллектуальных способностей дошкольников «Занимательная математика»Дидактическое пособие по развитию интеллектуальных способностей дошкольников «Занимательная математика» Авторское пособие по развитию интеллектуальных способностей дошкольников «Занимательная математика» Выполнил: воспитатель.

Игры и задания для развития интеллектуальных способностей Игры и задания для развития интеллектуальных способностей 1. Знакомство со свойствами предметов: А) Загадки (можно выбрать определенную.

Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Коноваловой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
STEAM-технология как условие развития интеллектуальных способностей дошкольника
Опубликовано: 4 апреля 2024 в 18:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД