Евгения Кынина
Stem-образование детей дошкольного школьного возраста. LEGO-конструирование. Робототехника
▼ Скачать + Заказать документы
Stem-образование является парциальной модульной программой дошкольного образования, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.
Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S — science,
Публикация «Stem-образование детей дошкольного школьного возраста, LEGO-конструирование, Робототехника» размещена в разделах
T — technology, E — engineering, M — mathematics : естественные науки, технология, инженерное искусство, математика. Темпы развития технического прогресса в мире требуют все больше подкованных технически, умеющих креативно мыслить кадров в области инженерной промышленности.
Именно поэтому сегодня система STEM развивается как один из основных трендов. STEM-образование включает в себя :
- LEGO-конструирование
- Робототехника.
Цель: Формировать элементарные представления о LEGO-конструировании и робототехнике, умение конструирования, моделирования и программирования роботов с помощью конструктора LEGO WeDo 2.0, закреплять знания компьютерной среды.
Задачи:
• Учить формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей LEGO WeDo 2.0;
• Развивать продуктивную (конструирование) деятельность, пространственное и техническое мышление (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального;
• Воспитывать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде; умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Отличительной особенностью федерального государственного стандарта дошкольного образования нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Именно такой подход легко реализовать в образовательной среде Лего, так как этот конструктор позволяет ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.
LEGO - конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей и как следствие - развития инженерного мышления.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
На занятиях LEGO–конструирования использованны следующие формы организации обучения (рекомендованные исследователями З. Е. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова и др.) :
1. конструирование по образцу
2. конструирование по условиям
3. конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
4. конструирование по замыслу
5. конструирование по теме
Основой наборов LEGO является кирпичик — деталь, представляющая собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другими такими же кирпичиками на шипах. В наборы также входит множество других деталей: фигурки людей и животных, колёса и т. д.
Существуют наборы, в которые входят электродвигатели, различного рода датчики и даже микроконтроллеры. Наборы позволяют собирать модели автомобилей, самолётов, кораблей, зданий, роботов.
LEGO воплощает идею модульности, наглядно демонстрирующую детям то, как
можно решать некоторые технические проблемы, а также формирует навыки сборки, ремонта и разборки техники.
Игровые наборы одновременно выполняют несколько задач: усиливают мотивацию к учёбе, повышают техническую грамотность, обеспечивают освоение планирующей функции любой деятельности.
Серия «LEGО» содержит наборы для детей разного возраста. При этом
для каждого возраста разработаны максимально удобные по размеру детали. Наборы для малышей состоят из крупных элементов DUPLO, а старшие дошкольники работают с деталями стандартного размера «LEGO».
Юные конструкторы вместе со взрослыми разыгрывают интересные сюжеты, с удовольствием играют в то что собрано своими руками.
Наборы для старших дошкольников и младших школьников уникальны тем, что
позволяют получить базовые представления о современной науке и технике. В них
можно найти балки, болты, оси, шестерёнки, рычаги. Важно, что ребёнок не просто
собирает разного рода технику (самолёты, экскаваторы, корабли, но и знакомится
в игровой форме с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов.
Впервые упоминание о LEGO в нашей стране дано в книге Л. А. Парамоновой «Детское творческое конструирование» (Москва, 1999 г.).
В результате многолетнего исследования разных видов детского конструирования автор делает вывод о том, что конструирование — это не только практическая
творческая деятельность, но и универсальная умственная способность, проявляющаяся в других видах деятельности (изобразительной, игровой, речевой, направленных на создание новых целостностей (рисунка, сюжета, текста и т. п.).
Конструкторы LEGO в силу своей специфики одинаково интересны и детям, и
взрослым, что соответствует принципам сотрудничества детей и взрослых, в том числе и родителей воспитанников. Данная позиция позволяет организовать ряд семейных проектов на базе конструкторов LEGO и является одним из вариантов взаимодействия с семьями воспитанников с целью оптимизации их развития.
В процессе LEGO-конструирования дети старшего дошкольного возраста :
- умеют выделять основные и характерные части моделируемого объекта;
- анализируют образец моделируемого объекта:
- планируют этапы создания моделируемого объекта. находить конструктивные решения:
- создают моделируемый объект по схеме, по замыслу:
- используют основные компоненты конструкторов LEGO, электронных конструкторов-роботов, конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;
- умеют работать в коллективе, распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.