Наталья Фарафонтова
Сторисек по по сказке В. Сутеева «Мешок яблок»
▼ Скачать + Заказать документы
Сторисек
по сказке
Владимира Сутеева
для детей старшего дошкольного возраста
Итак, что же это за «мешок историй», что в мешке?
Это настоящий полотняный мешок, внутри которого находится хорошая художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными материалами. Дополняют художественную книгу мягкие игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, аудиокассета или компакт-диск, языковые игры, шпаргалки для родителей. Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу.
Публикация «Сторисек по по сказке В, Сутеева „Мешок яблок“» размещена в разделах
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Выбор книги.
Книги Владимира Сутеева написаны простым, понятным языком, и рассказывают о таких событиях, которые доступны дошкольникам.
Большинство героев книг Владимира Сутеева – забавные животные, наделённые автором вполне «человеческими» качествами и характерами. Сказки и рассказы Сутеева – это та «настоящая» детская литература, которая утверждает, что в сказках всегда торжествует справедливость, добро побеждает зло. Сюжет построен так, что юный читатель сам приходит к правильным выводам о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Дружить, помогать друзьям, трудиться, быть смелым и сообразительным – вот чему учат эти книги.
Рассказы и сказки Сутеева – просто находка для педагогов и родителей, потому что они насыщены развивающими моментами, их содержание даёт возможность обсудить с ребёнком прочитанное и на его основе уточнить знания и представления ребёнка.
И самое главное – иллюстрации! Все свои сказки Владимир Григорьевич иллюстрировал сам. Поэтому практически каждая важная мысль сказки или рассказа предстаёт для ребёнка в наглядных образах! А в дошкольном возрасте наглядность для ребёнка, который пока обладает не слишком большим кругозором, очень важна. Иллюстрации Сутеева помогают ребёнку увидеть на картинке всё, о чём ему прочитали, а это огромная польза для развития детского мышления.
«Мешок яблок» – одна из лучших сказок Владимира Сутеева, которая поможет привить детям доброту, искренность и бескорыстие. В сказке речь идет о зайце, который, хотя и торопился домой с мешком диких яблок для своих малышей, угостил по дороге каждого, кто его об этом попросил. И хотя набрать гостинцев второй раз не получилось, ушастые крошки не остались голодными – каждый угостившийся лесной житель принес много подарков семье щедрого папы-зайца.
Сказка Владимира Григорьевича Сутеева «Мешок яблок» выбрана для «сторисека» потому, что это – интересная, умная, добрая, весёлая, развивающая, богато иллюстрированная книга!
2. Подготовка мешка для комплекта материалов.
Для «сторисека» используется полотняный (плотный, непрозрачный) мешок. Удачной формой работы будет предварительное проведение мастер-класса по изготовлению мешка. Возможно также использование готового мешка без предваряющего мастер-класса.
3. Подбор компонентов для комплекта.
игрушки – прообразы героев сказки (заяц, ворона, медведь, бельчата, ёж, коза, козлята, крот, зайчиха, зайчата, волк,
картинки с изображением яблок, орехов, грибов (либо в сезон – настоящие яблоки, орехи и грибы,
картинки с изображением капусты, морковки, картошки, петрушки, свеклы, бочонка меда,
картинка с изображением яблони,
картинки с изображением домика Зайца.
научно-популярная книга на тему, близкую к сказке, например, «Животные России»
аудиокнига по выбранному произведению, например, (Сутеев, В. Г. Мешок яблок и другие сказки-мультфильмы [Звукозапись] / Владимир Сутеев ; исполн. : Любовь Поволоцкая, Валерий Пигаев. – электрон. дан. – Москва : Аудиокнига, 2010. – 1 электрон. опт. диск : зв. (50 мин. 52 сек);
DVD с мультфильмом по произведению (Мешок яблок [Видеозапись] / реж. Витольд Бордзиловский ; в ролях: Георгий Вицин, Анатолий Папанов, Борис Владимиров. – Москва : Союзмультфильм, 1974. – 1 электрон. опт. диск (DVD).
4. Разработка литературных игр.
К сказке «Мешок яблок» можно предложить игры:
1. «Крокодил» – с помощью мимики и пантомимики изображение героев сказки.
2. «Найди пословицу» – подбор пословиц, иллюстрирующих мораль сказки. Например, среди пословиц (без беды друга не узнаешь; без друга в жизни туго; верному другу цены нет; дружба не гриб, в лесу не найдешь; кто скуп да жаден, тот в дружбе неладен; нет друга – ищи, а нашел – береги; нужда сдруживает; птица сильна крыльями, а человек дружбой; сам пропадай, а товарища выручай; старый друг лучше новых двух) нужно выбрать пословицы, которые наиболее подходят морали сказки «друг познается в беде».
3. «Веселые скороговорки» – быстрое проговаривание текста:
Заяц, заяц, чем ты занят?
Кочерыжку разгрызаю.
А чему ты, заяц, рад?
Рад, что зубы не болят. Волки, вы ли ночью выли?
Возле леса вы ли были?
Вы спросили, были мы ли?
Были, ноги в речке мыли.
Прорычал медведь в берлоге.
Прорычал барсук в норе.
Промычали, промолчали.
И проснулись на заре. Три козы
Среди лозы
Схоронились от грозы.
Вот и кончилась гроза.
Козы здесь. А где лоза?
4. «Кто это?» – отгадывание загадок:
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Там зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?
(Зайка) Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
Заяц зайцу говорит:
Мне б его да аппетит!
В аппетите мало толку,
Мне бы зубы, как у…
… волка) Сжался ты – не развернёшь, –
На клубок, на мяч похож.
Сто иголок, а не шьёшь.
Не хочу, – ответил…
(Ёж)
Есть рога, а не баран,
Хвост свечой, а не белка,
Не корова, а молоко даёт.
(Коза) Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он и не знает.
(Крот)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хриповатая,
Известная персона –
Это…
(Ворона) Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
5. «Шпаргалки для взрослых».
Биография писателя
Сутеев Владимир Григорьевич –
русский детский писатель,
художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор
(1903-1993).
Владимир Григорьевич Сутеев родился 5 июля 1903 года в семье врача. Отец был очень талантливым человеком, он не только лечил людей, но и увлекался живописью, пел в Благородном дворянском собрании, часто читал вслух своим сыновьям. Владимир был старше своего брата и научился читать очень рано. Довольно внушительную книгу Жюля Верна «Танственный остров» он прочитал самостоятельно в возрасте пяти лет. Как и все дети, Володя в детстве обожал рисовать.
Став взрослым, Владимир выбрал для учебы инженерно-строительный факультет Высшего технического училища, но очень скоро, в 1924 году, перешел в Институт кинематографии. Так Сутеев стал художником-мультипликатором и одновременно работал художником. Его рисунки публиковались в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята», он иллюстрировал детские книжки. Шутливое слово «мультики» стало для Сутеева серьезной работой, с 1936 года он – режиссер на киностудии «Союзмультфильм», создает мультфильмы «Муха-Цокотуха», «Шумное плавание». Он сделал около сорока сценариев к мультфильмам.
В суровые годы Великой Отечественной войны Сутеев работал на киностудии «Воентехфильм». А после войны начал работать в издательстве «Детгиз», где иллюстрировал книги детских писателей: Корнея Чуковского, Джанни Родари, Тимофея Белозерова, Агнии Барто.
Позднее художник выступил в роли писателя, делая содержательные, поучительные подписи к своим красочным рисункам.
Его первая книга называлась очень просто – «Сто картинок». Это картинки-сценки об изобретательных кошках и собаках, ежах и утках. Рассматривая их, невозможно не улыбнуться. Недаром одно зарубежное издательство, публикуя книжку у себя в стране, дало ей название «Сто смешных картинок».
А книги В. Сутеева переведены на 36 языков мира, изданы миллионными тиражами в разных странах, их любят не меньше, чем мультфильмы. Его главная книжка называется «Сказки и картинки». Сказки поэтичны и добры, фантазия переплетается с реальностью, написаны они для самых маленьких, в них присутствует обязательный воспитательный момент.
Рассказывая читателям о разных животных, писатель знает, как любят малыши подражать языку птиц и зверей. Персонажи Сутеева думают, реагируют на происходящие события по-разному. И каждый персонаж делает это по-своему: зайцы всегда торопыжки, ежи – рассудительны, петухи – надменны, кошки – капризны.
А почему же художник решил стать писателем? Потому что «веселых авторов, пишущих для малышей, намного меньше, чем «веселых» художников». Сутеев вспоминает, что вырос «среди шуток и веселья» и, возможно, ему хотелось, чтобы все дети на свете больше смеялись. А может, все дело в его секрете – ведь писал он правой рукой, а рисовал левой.
Примерные вопросы для беседы по сказке :
Кто главный герой сказки?
Какой у него характер?
Кого первого встретил Заяц у яблони?
Какая по характеру ворона?
Кто встретил Зайца потом?
Каким вы представляете себе Медведя?
Кто подбежал потом к Зайцу?
Как относится автор к бельчатам?
Кто встретился Зайцу по дороге еще?
Где встретил Заяц волка?
Какой волк?
Когда Заяц прибежал домой, что он увидел?
Примерные вопросы для характеристики главного героя:
Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Почему?
А кто главный герой сказки?
Как он себя проявлял в разных ситуациях: при встрече с бельчатами, медведем, кротом и волком? Какими качествами он обладает? (злой, добрый, щедрый, завистливый, отзывчивый, жадный, заботливый, смелый, находчивый).
Заяц – положительный или отрицательный герой сказки?
А кто противоположный герой? Почему?
Правила чтения сказок
Как же читать (рассказывать) сказку детям? Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому.
Правила, которые сделают чтение вслух увлекательным:
1. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отдавая давно надоевшую повинность. Ребенок это чувствует и утратит интерес к чтению.
2. Демонстрируйте уважение к книге. Ребенок должен знать, что это не игрушка. Приучите детей аккуратно обращаться с книгой. Рассматривать ее желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перелистывать страницы.
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком.
Взрослый должен стоять или сидеть лицом к детям так, чтобы они могли наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
Таким образом, ребенок-слушатель чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него ваше чтение. Можно заметить, какое место в сказке или рассказе больше всего интересует ребенка, соответственно, это позволит полнее реализовать терапевтическую и компенсаторную функцию художественного произведения.
4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Все это чарует ребенка, он наслаждается напевностью повествования, ритмом стиха. Роль чтеца или рассказчика при организации домашнего чтения трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Взрослый должен тонко чувствовать, в каком ритме читать, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации.
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя». Слово «слушать» означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать самые разнообразные «внутренние звуки» : от легкости, приятного тепла, до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.
5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивать». Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
6. Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Кратко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы. Если вы читаете сказку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.
7. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для взрослых это и скучновато, но для него – нет.
8. Читайте вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте семейное чтение и тогда, когда ребенок научится читать.
9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» ребенка, позвольте ему самому выбирать книги.
10. С самого раннего детства необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребенком в книжный магазин, библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно. Отведите дома уголок для ремонта книг. Найдите время и помогите отреставрировать книги.
11. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде чем прочитать ему незнакомую для вас книгу, попробуйте прочитать ее сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.
12. Привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое, не отрывайте от чтения или рассматривания. Как этого достичь? Все атрибуты читаемых текстов, любую наглядность, музыкальное сопровождение можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.
13. Обыгрывайте впечатления, полученные детьми при слушании сказки : дайте им возможность действовать и выразить свои эмоции и чувства, свое отношение к прослушанному.
Для этого можно предложить игру-беседу с куклами-персонажами. Они позволяют отнестись к персонажам уже со своей позиции, вызывающей у ребенка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных.
Чем интенсивнее эмоциональное воздействие сказки, тем интереснее и разнообразнее детские рисунки. Опыт показывает, что иногда, прослушав сказку, дети не знают, что рисовать: они сидят в раздумье перед чистым листом бумаги, вертят в руках карандаш и т. д. Дело в том, что обилие впечатлений мешает им сосредоточиться. В этом случае не стоит торопить ребенка и уж тем более ругать его. Посидев какое-то время, он все равно приступит к работе и нарисует то, что в наибольшей степени произвело на него впечатление, задело его эмоциональную сферу. Поэтому детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки, содержат много информации. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средства выразительности и т. д., можно узнать, каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж, кто из героев сказки вызвал у них наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех, почему и т. д.
Домашние задания к научно-популярной книге:
1. Чтение взрослыми детям о животных, которые упоминаются в сказке.
2. Рисование детьми любого понравившегося животного.
6. Оформление описи готового «сторисека».
Красочное оформление на листе бумаги (самостоятельно или с детьми) описи вложенных в мешок предметов. Опись также вкладывается в мешок.
ЭТАП ПРОДВИЖЕНИЯ
1. Подготовка анонса мероприятия по «сторисеку».
2. Раздача приглашений.
3. Электронная рассылка приглашений пользователям библиотеки.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Работа с художественным произведением
Громкое чтение сказки (обратите внимание на изменения скорости чтения, интонации, тембра голоса).
Беседа на основе первичного восприятия текста:
понравилось ли вам произведение?
что вам понравилось?
о ком сказка? кто главный герой?
зачем Заяц отправился в лес? (искал грибы-ягоды для зайчат,
что нашёл Заяц в лесу? (яблоню,
сколько яблок он набрал? (полный мешок,
какие чувства у вас возникали, когда вы слушали сказку? (радость, грусть, переживание,
в какой момент вы переживали?
Беседа по содержанию сказки :
назовите героев сказки,
с кем же первым встретился наш герой? (с Вороной).
кто встретился потом? (Медведь)
кто еще встретился Зайцу по дороге домой? (бельчата, Еж, Коза, Крот,
чем он их оделил? (яблоками,
расскажите, какие подарки принесли зайчатам звери, что вы можете сказать о них? (они отзывчивые, благодарные, добрые,
а кто ничего не принес? (Ворона,
какой вы представляете Ворону? (Ворона завистливая, жадная).
Обращение внимания на буквы (звуки) (спрашивайте детей, с каких букв (звуков) начинаются конкретные слова).
Проведение игры «Весёлые скороговорки» (быстрое проговаривание текста).
Разыгрывание при помощи игрушек эпизода/эпизодов сказки (самостоятельно или вместе с детьми) во время чтения книги (попросите детей подавать вам нужные реквизиты).
Вопросы о реквизитах (спросите детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать).
Проведение игры «Крокодил» (с помощью мимики и пантомимики изображение героев сказки).
Проведение игры «Кто это?» (отгадывание загадок).
Определение главной мысли сказки :
какой вопрос задает Ворона в конце сказки? ( никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться)
как вы на него ответите?
какова главная мысль сказки? (за добро добром платят,
чему она вас учит? (быть добрыми, отзывчивыми).
Вывод:
Благодаря своей доброте, Заяц имеет много друзей. Звери отблагодарили Зайца за его щедрость и помогли в трудную минуту.
Проведение игры «Найди пословицу» (подбор пословиц, иллюстрирующих мораль сказки).
Работа с научно-популярной книгой
обмен впечатлениями о названии, обложке, иллюстрациях книги,
чтение раздела «В лиственных лесах» (попросите детей рассказать о своих знаниях по теме,
составление с детьми списка вопросов, на которые хотелось бы, чтобы ответили их родители.
Работа с аудиокнигой
Коллективное прослушивание аудиокниги с комментируемым разукрашиванием раскрасок.
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП
1. «Сторисек» передается читателям на дом или в детский сад.
2. Собираются письменные отзывы о новой форме работы, уточняется читательский запрос для организации последующих «сторисеков».