Получи документы

Структура и формы организации методической работы в условиях модернизации образовательного процесса в ДОУ  (опыт работы)

Наталья Гуцалова
Структура и формы организации методической работы в условиях модернизации образовательного процесса в ДОУ  (опыт работы)

Структура и формы организации методической работы в условиях модернизации образовательного процесса в ДОУ.

Опыт работы

Содержание

I. Актуальность …. …. 3

II. Цели и задачи…. 4

III. Этапы…. 5

IV. Формы методической работы…. 10

V. Модернизация структуры управления ДОУ…. 13

VI. Заключение …. 16

VII. Литература …. 17

VIII. Приложение …18

I. Актуальность

Публикация «Структура и формы организации методической работы в условиях модернизации образовательного процесса в ДОУ  (опыт работы)» размещена в разделах

Модернизация воспитательно-образовательного процесса через создание модели инновационной деятельности определяется основными направлениями, которые открывают дорогу к цели, наполняют ее содержанием. В основные направления инновационной деятельности входит: модернизация структуры управления ДОУ, интеграция деятельности специалистов в организации новых форм работы, работа ДОУ в экспериментальном режиме, профессионально-личностное развитие педагогов, развитие форм социального партнерства.

Работа нашего муниципального дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации образования и работы в инновационном режиме потребовала новых подходов к организации методической работы для создания такой образовательной среды, в которой полностью реализуется творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. Главным принципом методической работы является системный подход к ее организации.

Современное дошкольное образование характеризуется интенсивным развитием инновационных процессов. В условиях модернизации системы Российского образования ориентирами становятся доступность, качество, эффективность, и вместе с этим происходит смена требований к ДОУ:

- удовлетворение потребностей родителей в новых формах обслуживания детей дошкольного возраста;

- предоставление широкого спектра образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- организация своевременной коррекционной помощи детям-дошкольникам;

- обеспечение равных стартовых возможностей детям предшкольного возраста…

II. Цели и задачи

Цели и задачи методической работы в нашем ДОУ это :

1. Реализация государственной образовательной политики в рамках образовательного процесса.

2. Создание совокупности условий для эффективного развития ДОУ.

3. Совершенствование качественного воспитательно-образовательного процесса, его постоянное саморазвитие на основе организации и координации методического обеспечения в целом и повышение педагогического мастерства каждого педагога.

4. Развитие творческих способностей педагогов, в формировании их потребностей к постоянному самосовершенствованию.

5. Обеспечение качества образовательных услуг в детском саду.

6. Обеспечение информационного сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

III. Этапы

Как и любое образовательное учреждение, мы прошли следующие этапы: становление, функционирование и развитие.

На первом этапе работа методической службы была направлена на создание целостного педагогического коллектива, выбор оптимальных технологий для организации педагогического процесса.

На втором этапе коррекцию педагогического процесса в процессе реали-зации общеобразовательной программы ДОУ. Если же коллектив ДОУ переходит на работу в инновационном режиме, то это предполагает создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход ДОУ из режима функционирования в режим развития.

Методическая работа направлена на :

организацию образовательного процесса на основе современных научных подходов с использованием новым методов, способов, технологий;

• повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ;

• обеспечение педагогам необходимой информации об основных направлениях развития образования;

• научно — методическое обеспечение содержания образования;

• объединение усилий педагогов и родителей по развитию личности ре-бенка;

• мониторинг результатов педагогического процесса.

Такая оптимальная организация педагогического процесса гарантирует компетентность педагогов, комфортность и эмоциональность пребывания ребенку в ДОУ и методическую помощь родителям в семейном воспитании при условии компетентного управления и действенности работы с педагогическим коллективом.

Методическая работа в ДОУ строится на основе анализа достигнутых результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов. Ежегодно в конце учебного года проводится анализ профессиональной деятельности, который основывается на самооценке, самоанализе педагогов и анализе педагогической деятельности родителями и администрацией. При этом выявляются реальные затруднения, нерешенные проблемы, намечаются перспективы. Такой подход к работе позволяет легче проводить анализ выполнения годовых задач, планировать работу ДОУ на следующий учебный год, находить новые эффективные формы работы с детьми, объективно отследить возможные расхождения, изменения, провести анализ и определить дальнейшие тенденции, осуществить необходимую коррекцию.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, принятом 14 ноября 2013 года, одной из ведущих целей является обеспечение государством равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Понимая важность обозначенной проблемы и определяя цель дальнейшего развития детского сада – модернизация воспитательно-образовательного процесса через создание модели инновационной деятельности – основным приоритетом является воспитательный аспект. И поэтому из решающих условий модернизации образования, повышения его качества является обеспечение образовательного процесса педагогическими кадрами.

Современному дошкольному образовательному учреждению нужен образованный специалист :

• обладающий высоким творческим потенциалом,

• владеющий гибкостью педагогического мышления;

• постоянно развивающаяся конкурентоспособная личность, стабильно добивающаяся высоких результатов в своей профессиональной деятельности - это те качества, которые характеризуют педагогическую компетентность.

Основу развития профессионального взаимодействия составляет гуманно-личностный подход, который способствует развитию сотрудничества и равноправия во взаимоотношениях. Выбор такого подхода при организации воспитательно-образовательного процесса означает :

• создание в образовательном сообществе гуманистических взаимоотношений;

• признание того, что ребенок обладает определенными правами, которые священны для педагога;

• отказ от ранжирования детей на «сильных» и «слабых», понимание того, что все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других;

• переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся».

Так, целенаправленная работа способствует профессиональному развитию и саморазвитию педагогов, что влияет на качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Наш коллектив имеет хороший педагогический потенциал. В минувшем году на аттестацию на высшую квалификационную категорию было подано 3 заявление. Педагоги прошил аттестацию успешно. На сегодняшний день в детском саду имеют первую и высшую квалификационную категорию 70% педагогов. В целом это хороший показатель профессионального уровня педагогического коллектива детского сада и хороший показатель профессионального роста педагогов.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет.

Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

В методическом кабинете нашего учреждения постоянно действуют выставки:

методической литературы по образовательным областям;

методическая панорама «Адаптация детей к ДОУ»

«Шпаргалки для воспитателя»

«Из опыта работы»

методическая панорама «Введение в школьную жизнь»

«Уголок аттестации»

«Наш достижения»

В методическом кабинете также представлены материалы, отражающие мастерство педагогов:

• материалы семинаров-практикумов, педсоветов, консультаций;

• план – график повышения квалификации педагогов;

• план аттестации педагогических кадров;

• материалы авторских разработок и конкурсных работ;

• передовой педагогический опыт.

• план проведения Недели педагогического мастерства

С целью объективности оценки деятельности, степени компетентности воспитателей и специалистов разработаны экспертные листы, которые заполняются в течение года и вкладываются в индивидуальные электронные «Портфолио - педагога».

В методическом кабинете сформирован «Банк инновационных идей», который содержит обобщенный опыт работы педагогов нашего ДОУ, дошкольных образовательных учреждений города. Интересные находки коллег применяем в своей практике.

Одно из главных направлений методической работы - обеспечение ин-формационного сопровождения образовательного процесса - строится на основе результатов мониторинга профессиональных потребностей педагогов ДОУ.

Любая работа методического кабинета тесно связана с работой Совета педагогов. Именно на заседаниях педагогических советов рассматривались теоретические аспекты работы образовательной организации; обсуждались практические действия в отношении всех участников в образовательного процесса (работа с педагогами, с родителями, с детьми, с обслуживающим персоналом, со школой, с социумом). И как результат работы качество образовательных услуг.

IV. Формы методической работы.

Традиционные:

• тематические педсоветы;

• проблемные семинары;

• семинары-практикумы;

• дни открытых дверей;

• повышение квалификации;

работа педагогов над темами самообразования;

• открытые мероприятия и их анализ;

• участие в профессиональных и творческих конкурсах;

организация курсовой и консультативной подготовки педагогов;

• консультации.

Инновационные:

методическое электронное портфолио педагогов;

• мастер - классы;

• проектная деятельность;

• творческие конкурсы;

• открытый показ результатов деятельности детей с последующим обсуждением педагогической общественностью.

• деловая игра

В свою очередь они делятся на индивидуальные и коллективные.

Методические формы разнообразны : дискуссии, деловые и ролевые игры, педагогические советы, «Круглые столы», методические выставки, научно - практические конференции, методические недели и месячники, недели педагогического мастерства.

Зарекомендовала себя и такая форма как индивидуальные и групповые консультации по заявкам отдельных педагогов. Это, несомненно, обеспечивает индивидуальный подход к обучению педагогических кадров и создает необходимые педагогические условия непрерывного образования воспитателей.

Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов является семинар-практикум, это особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушателей. Основная цель их проведения - обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Определению содержания семинаров предшествует изучение диагностических затруднений педагогов в практической деятельности. Темы семинаров: «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой»; «Организация работы по физическому воспитанию в зимний период», «Театрально- игровая деятельность в детском саду», «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми», «Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» и др.

Стоит отметить ещё одну форму методического взаимодействия «Творческая гостиная», в которой педагоги имели возможность практически отработать определенные педагогические навыки, творческие подходы к решению задач образовательного содержания. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя, его самоутверждения. Постоянная связь содержания методической работы с результатами педагогической деятельности педагога обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Главным является оказание реальной действительной и своевременной помощи педагогам с использованием диффе-ренцированного подхода.

Для начинающих педагогов действует «Школа молодого специалиста», цель, которой - способствование психологической адаптации и социологизации молодых специалистов, обучение педагогов экспериментально проверять эффективность своей работы, разрабатывать мероприятия с детьми на основе собственных достижений.

Ежемесячно рассматриваются ключевые темы, отдельные вопросы с раз-ных точек зрения в форме дискуссии, отчета из опыта работы, открытых просмотров с обязательным анализом мероприятий всеми участниками.

Более опытные педагоги работают в творческих группах. На данный момент педагоги нашего ДОУ работают над общеобразовательной программой по ФГОС ДО.

Важнейшей функцией методической работы является изучение и внедрение опыта педагога, который является основой его педагогического мастерства, образцом педагогической деятельности, отвечающей современным запро-сам, открывает возможность постоянного совершенствования.

Такая форма работы как «Мастер - класс», с защитой своего наработанно-го творческого материала по теме самообразования, проведением самоанализа и обозначением перспективы работы, пропагандирует лучший опыт педагогов ДОУ, его распространение является сильным стимулом для дальнейшего творческого роста педагога.

Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ.

Модернизация требует создания и развития различных направлений повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения, предполагает овладение педагогами инновационных ДОУ новым содержанием профессионально-педагогической деятельности, их готовность внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией. И перед нашим коллективом стоит задача поиска и внедрения новых форм работы.

На сегодняшний день идея воспитания находит свое отражение в нормативных документах, регулирующих деятельность образовательных учреждений. В Законе РФ «Об образовании» указано, что образование должно носить гуманистический характер и приоритет должен отводиться общечеловеческим ценностям.

Деятельность коллектива определяется основными направлениями, которые открывают дорогу к цели, наполняют ее содержанием.

V. Модернизация структуры управления ДОУ.

Закон РФ «Об образовании»определил для дошкольных организаций задачу оптимизировать образовательное содержание методической работы : форм, методов, структуры управления, программ, содержания образования.

В условиях модернизации образования важным становится организовать грамотное методическое сопровождение педагогов, содействие росту квалификационного потенциала.

Высокий профессиональный, квалификационный уровень, творческий потенциал коллектива позволили повысить качество воспитательно-образовательного процесса за счет введения в структуру управления ДОУ научно-методической службы. Она помогает в ведении в практику работы ДОУ инновационных технологий, обобщении и распространении передового педагогического опыта, методических разработок.

В условиях реализации намеченного курса предстоит модернизация микросреды образовательного пространства за счет установления тесного взаимодействия детского сада и общественности.

Интеграция деятельности специалистов в организации новых форм работы. Ни для кого не станет открытием тот факт, что для Российского образования наступило время эксперимента, неразрывно связанное с модернизацией образования. Работа ДОУ в экспериментальном режиме обусловливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов.

На сегодняшний день одной из основных задач образования в рамках модернизации наших педагогов является формирование научно-исследовательской компетенции педагогов, умение создавать свою систему деятельности, т. е. наступает время эксперимента! У каждого воспитателя нашего ДОУ есть план саморазвития, где одной из форм достижения результата является экспериментальная деятельность.

Основными задачами нашего ДОУ на данный период являются:

I. Обеспечение методического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения федеральных государственных стандартов дошкольного образования через :

Разработку рабочих программ педагогов;

Работу методических объединений педагогов, мастер – классов, фестивалей педагогического мастерства;

• Проектную деятельность с детьми

II. Разработка нормативно-правового обеспечения функционирования в ДОУ групп комбинированной направленности.

III. Систематизация работы по укреплению здоровьесберегающего пространства в ДОУ.

IV. Продолжить разработку нормативно-правовой основы для внедрения платных образовательных услуг.

V. Построить и апробировать систему методической работы в ДОУ, а также систему работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО.

VI. Повысить результативность образовательного процесса и уровень профессиональной подготовки воспитателей к реализации ФГОС.

Истинная оценка эффективности методической работы дается по конеч-ному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

Сюда входят такие формы работы :

• Диагностика успешности воспитателя,

• диагностика профессиональной подготовки,

• листок самооценки педагога,

• карта профессиональной деятельности педагога.

Оптимальность системы методической работы можно определить по ре-альным показателям конечного результата.

Общими критериями являются:

• критерий результативности; достигается, если уровни развития детей за отведенное время соответствуют оптимальному уровню, или приближаются к нему без перегрузки воспитанников;

• критерий рациональных затрат времени, экономичности рациональных затрат времени, когда рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование без перегрузки педагогов этими видами деятельности;

• критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом;

Стимулирующая роль методической работы :

• в коллективе улучшается психологический климат,

• растет творческая активность педагогов,

• их удовлетворенность результатами своего труда.

Методическая работа подразумевает не только обучение педагогов, но и развитие у них таких качеств, как гуманизм, педагогический оптимизм, принципиальность, доброта, душевная щедрость, консолидацию по сплочению педагогического коллектива, превращению его в коллектив единомышлен-ников, выработку единого педагогического кредо.

Именно это помогает педагогам быть в определенном «профессиональ-ном тонусе», позволяющем инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества в коллективе единомышленников, иначе инновационное образование не может быть таковым, если его главные носители - педагоги не станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и делать их главным механизмом в образовательном процессе.

VI. Заключение

Перспективы методической работы :

• Продолжать методическое сопровождение педагогических работников в условиях внедрения ФГОС.

• Постоянное совершенствование педагогических знаний современными методиками и технологиями.

• Содействовать распространению методического опыта педагогов.

• Повышение процента аттестующихся педагогов на высшую квалификационную категорию

Отсюда методическую работу можно представить в виде целостной, системной деятельности, основанной на достижениях науки и практики, направленной на всестороннее развитие творческого потенциала и повышение профессиональной компетентности педагога. Конечным итогом этой деятельности является качество, эффективность и результативность организации воспитательно-образовательного процесса и рост уровня развития детей дошкольного возраста. Деятельность ДОУ находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому возрастает значимость методической работы, которая и создает условия для роста и развития профессиональной компетентности каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом.

Таким образом, осуществление модели инновационной деятельности позволит реализовать направления, заложенные в концепции развития ДОУ и модернизации образования нашего ДОУ :

• обновление содержания образования;

• усиление воспитательного потенциала и гуманистических подходов в воспитательной деятельности.

VII. Литература.

• Федеральный закон «Об образовании в РФ» - Новосирск: Норматика, 2013.

• Майер А. А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации. М: Педагогическое общество России 2014.

• Погребняк Л. П. Правовое обеспечение реализации ФГОС ДО. М: Педагогическое общество России 2014.

• Погребняк Л. П. Правовой статус участников образовательных отношений. - М: Педагогическое общество России 2014.

• Тимофеева Л. Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. - М: Педагогическое общество России 2014.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Опыт кружковой работы по организации театрализованной деятельности в ДОУОпыт кружковой работы по организации театрализованной деятельности в ДОУ Ребёнок в дошкольном возрасте обладает удивительной фантазией и воображением. Педагогу необходимо только разбудить его фантазию, направить.

Опыт работы «Группа кратковременного пребывания»: структура занятия, тематическое планированиеОпыт работы «Группа кратковременного пребывания»: структура занятия, тематическое планирование Структура занятия в группе кратковременного пребывания «Солнышко» 1. Приветствие. Игры – приветствия: «Колокольчик», «Местечко», «С колокольчиком.

Опыт планирования работы и адаптирования образовательного процесса в начальной школе для учащихся с РАСОпыт планирования работы и адаптирования образовательного процесса в начальной школе для учащихся с РАС Важнейшими компетенциями педагога, реализующего инклюзивную практику, являются умение планировать и адаптировать образовательный процесс,.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса»Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса» Введение «ФГОС ДО» обязало нас создать образовательную модель, в основу которой вошли развивающие, игровые и информационно-коммуникативные.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Структура и формы организации методической работы в условиях модернизации образовательного процесса в ДОУ  (опыт работы)
Опубликовано: 25 октября 2020 в 11:46
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД