Структура и формы организации методической работы в условиях модернизации образовательного процесса в ДОУ  (опыт работы)

Наталья Гуцалова
Структура и формы организации методической работы в условиях модернизации образовательного процесса в ДОУ  (опыт работы)

Структура и формы организации методической работы в условиях модернизации образовательного процесса в ДОУ.

Опыт работы

Содержание

I. Актуальность …. …. 3

II. Цели и задачи…. 4

III. Этапы…. 5

IV. Формы методической работы…. 10

V. Модернизация структуры управления ДОУ…. 13

VI. Заключение …. 16

VII. Литература …. 17

VIII. Приложение …18

I. Актуальность

Модернизация воспитательно-образовательного процесса через создание модели инновационной деятельности определяется основными направлениями, которые открывают дорогу к цели, наполняют ее содержанием.В основные направления инновационной деятельности входит: модернизация структуры управления ДОУ, интеграция деятельности специалистов в организации новых форм работы, работа ДОУ в экспериментальном режиме, профессионально-личностное развитие педагогов, развитие форм социального партнерства.

Работа нашего муниципального дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации образования и работы в инновационном режиме потребовала новых подходов к организации методической работы для создания такой образовательной среды, в которой полностью реализуется творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. Главным принципом методической работы является системный подход к ее организации.

Современное дошкольное образование характеризуется интенсивным развитием инновационных процессов. В условиях модернизации системы Российского образования ориентирами становятся доступность, качество, эффективность,и вместе с этим происходит смена требований к ДОУ:

- удовлетворение потребностей родителей в новых формах обслуживания детей дошкольного возраста;

- предоставление широкого спектра образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- организация своевременной коррекционной помощи детям-дошкольникам;

- обеспечение равных стартовых возможностей детям предшкольного возраста…

II. Цели и задачи

Цели и задачи методической работы в нашем ДОУ это:

1. Реализация государственной образовательной политики в рамках образовательного процесса.

2. Создание совокупности условий для эффективного развития ДОУ.

3. Совершенствование качественного воспитательно-образовательного процесса, его постоянное саморазвитие на основе организации и координации методического обеспечения в целом и повышение педагогического мастерства каждого педагога.

4. Развитие творческих способностей педагогов, в формировании их потребностей к постоянному самосовершенствованию.

5. Обеспечение качества образовательных услуг в детском саду.

6. Обеспечение информационного сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

III. Этапы

Как и любое образовательное учреждение,мы прошли следующие этапы: становление, функционирование и развитие.

На первом этапе работа методической службы была направлена на создание целостного педагогического коллектива, выбор оптимальных технологий для организации педагогического процесса.

На втором этапе коррекцию педагогического процесса в процессе реали-зации общеобразовательной программы ДОУ. Если же коллектив ДОУ переходит на работу в инновационном режиме, то это предполагает создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход ДОУ из режима функционирования в режим развития.

Методическая работа направлена на:

организацию образовательного процесса на основе современных научных подходов с использованием новым методов, способов, технологий;

• повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ;

• обеспечение педагогам необходимой информации об основных направлениях развития образования;

• научно — методическое обеспечение содержания образования;

• объединение усилий педагогов и родителей по развитию личности ре-бенка;

• мониторинг результатов педагогического процесса.

Такая оптимальная организация педагогического процесса гарантирует компетентность педагогов, комфортность и эмоциональность пребывания ребенку в ДОУ и методическую помощь родителям в семейном воспитании при условии компетентного управления и действенности работы с педагогическим коллективом.

Методическая работа в ДОУ строится на основе анализа достигнутых результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов. Ежегодно в конце учебного года проводится анализ профессиональной деятельности, который основывается на самооценке, самоанализе педагогов и анализе педагогической деятельности родителями и администрацией. При этом выявляются реальные затруднения, нерешенные проблемы, намечаются перспективы. Такой подход к работе позволяет легче проводить анализ выполнения годовых задач, планировать работу ДОУ на следующий учебный год, находить новые эффективные формы работы с детьми, объективно отследить возможные расхождения, изменения, провести анализ и определить дальнейшие тенденции, осуществить необходимую коррекцию.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, принятом 14 ноября 2013 года, одной из ведущих целей является обеспечение государством равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Понимая важность обозначенной проблемы и определяя цель дальнейшего развития детского сада – модернизация воспитательно-образовательного процесса через создание модели инновационной деятельности – основным приоритетом является воспитательный аспект. И поэтому из решающих условий модернизации образования, повышения его качества является обеспечение образовательного процесса педагогическими кадрами.

Современному дошкольному образовательному учреждению нужен образованный специалист:

• обладающий высоким творческим потенциалом,

• владеющий гибкостью педагогического мышления;

• постоянно развивающаяся конкурентоспособная личность, стабильно добивающаяся высоких результатов в своей профессиональной деятельности - это те качества, которые характеризуют педагогическую компетентность.

Основу развития профессионального взаимодействия составляет гуманно-личностный подход, который способствует развитию сотрудничества и равноправия во взаимоотношениях. Выбор такого подхода при организации воспитательно-образовательного процесса означает:

• создание в образовательном сообществе гуманистических взаимоотношений;

• признание того, что ребенок обладает определенными правами, которые священны для педагога;

• отказ от ранжирования детей на «сильных» и «слабых», понимание того, что все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других;

• переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся».

Так, целенаправленная работа способствует профессиональному развитию и саморазвитию педагогов, что влияет на качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Наш коллектив имеет хороший педагогический потенциал. В минувшем году на аттестацию на высшую квалификационную категорию было подано 3 заявление. Педагоги прошил аттестацию успешно. На сегодняшний день в детском саду имеют первую и высшую квалификационную категорию 70% педагогов. В целом это хороший показатель профессионального уровня педагогического коллектива детского сада и хороший показатель профессионального роста педагогов.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет.

Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

В методическомкабинете нашего учреждения постоянно действуют выставки:

методической литературы по образовательным областям;

методическая панорама «Адаптация детей к ДОУ»

«Шпаргалки для воспитателя»

«Из опыта работы»

методическая панорама «Введение в школьную жизнь»

«Уголок аттестации»

«Наш достижения»

В методическом кабинете также представлены материалы,отражающие мастерство педагогов:

• материалы семинаров-практикумов, педсоветов, консультаций;

• план – график повышения квалификации педагогов;

• план аттестации педагогических кадров;

• материалы авторских разработок и конкурсных работ;

• передовой педагогический опыт.

• план проведения Недели педагогического мастерства

С целью объективности оценки деятельности, степени компетентности воспитателей и специалистов разработаны экспертные листы, которые заполняются в течение года и вкладываются в индивидуальные электронные «Портфолио - педагога».

В методическом кабинете сформирован «Банк инновационных идей», который содержит обобщенный опыт работы педагогов нашего ДОУ, дошкольных образовательных учреждений города. Интересные находки коллег применяем в своей практике.

Одно из главных направлений методической работы - обеспечение ин-формационного сопровождения образовательного процесса - строится на основе результатов мониторинга профессиональных потребностей педагогов ДОУ.

Любая работа методического кабинета тесно связана с работой Совета педагогов. Именно на заседаниях педагогических советов рассматривались теоретические аспекты работы образовательной организации; обсуждались практические действия в отношении всех участников в образовательного процесса (работа с педагогами, с родителями, с детьми, с обслуживающим персоналом, со школой, с социумом). И как результат работы качество образовательных услуг.

IV. Формы методической работы.

Традиционные:

• тематические педсоветы;

• проблемные семинары;

• семинары-практикумы;

• дни открытых дверей;

• повышение квалификации;

работа педагогов над темами самообразования;

• открытые мероприятия и их анализ;

• участие в профессиональных и творческих конкурсах;

организация курсовой и консультативной подготовки педагогов;

• консультации.

Инновационные:

методическое электронное портфолио педагогов;

• мастер - классы;

• проектная деятельность;

• творческие конкурсы;

• открытый показ результатов деятельности детей с последующим обсуждением педагогической общественностью.

• деловая игра

В свою очередь они делятся на индивидуальные и коллективные.

Методические формы разнообразны: дискуссии, деловые и ролевые игры, педагогические советы, «Круглые столы», методические выставки, научно - практические конференции, методические недели и месячники, недели педагогического мастерства.

Зарекомендовала себя и такая форма как индивидуальные и групповые консультации по заявкам отдельных педагогов. Это, несомненно, обеспечивает индивидуальный подход к обучению педагогических кадров и создает необходимые педагогические условия непрерывного образования воспитателей.

Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов является семинар-практикум, это особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушателей. Основная цель их проведения - обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Определению содержания семинаров предшествует изучение диагностических затруднений педагогов в практической деятельности.Темы семинаров: «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой»; «Организация работы по физическому воспитанию в зимний период», «Театрально- игровая деятельность в детском саду», «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми», «Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» и др.

Стоит отметить ещё одну форму методического взаимодействия «Творческая гостиная», в которой педагоги имели возможность практически отработать определенные педагогические навыки, творческие подходы к решению задач образовательного содержания. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя, его самоутверждения. Постоянная связь содержания методической работы с результатами педагогической деятельности педагога обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Главным является оказание реальной действительной и своевременной помощи педагогам с использованием диффе-ренцированного подхода.

Для начинающих педагогов действует «Школа молодого специалиста», цель, которой - способствование психологической адаптации и социологизации молодых специалистов, обучение педагогов экспериментально проверять эффективность своей работы, разрабатывать мероприятия с детьми на основе собственных достижений.

Ежемесячно рассматриваются ключевые темы, отдельные вопросы с раз-ных точек зрения в форме дискуссии, отчета из опыта работы, открытых просмотров с обязательным анализом мероприятий всеми участниками.

Более опытные педагоги работают в творческих группах. На данный момент педагоги нашего ДОУ работают над общеобразовательной программой по ФГОС ДО.

Важнейшей функцией методической работы является изучение и внедрение опыта педагога, который является основой его педагогического мастерства, образцом педагогической деятельности, отвечающей современным запро-сам, открывает возможность постоянного совершенствования.

Такая форма работы как «Мастер - класс», с защитой своего наработанно-го творческого материала по теме самообразования, проведением самоанализа и обозначением перспективы работы, пропагандирует лучший опыт педагогов ДОУ, его распространение является сильным стимулом для дальнейшего творческого роста педагога.

Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ.

Модернизация требует создания и развития различных направлений повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения, предполагает овладение педагогами инновационных ДОУ новым содержанием профессионально-педагогической деятельности, их готовность внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией. И перед нашим коллективом стоит задача поиска и внедрения новых форм работы.

На сегодняшний день идея воспитания находит свое отражение в нормативных документах, регулирующих деятельность образовательных учреждений. В Законе РФ «Об образовании» указано, что образование должно носить гуманистический характер и приоритет должен отводиться общечеловеческим ценностям.

Деятельность коллектива определяется основными направлениями, которые открывают дорогу к цели, наполняют ее содержанием.

V. Модернизация структуры управления ДОУ.

Закон РФ «Об образовании»определил для дошкольных организаций задачу оптимизировать образовательное содержание методической работы: форм, методов, структуры управления, программ, содержания образования.

В условиях модернизации образования важным становится организовать грамотное методическое сопровождение педагогов, содействие росту квалификационного потенциала.

Высокий профессиональный, квалификационный уровень, творческий потенциал коллектива позволили повысить качество воспитательно-образовательного процесса за счет введения в структуру управления ДОУ научно-методической службы. Она помогает в ведении в практику работы ДОУ инновационных технологий, обобщении и распространении передового педагогического опыта, методических разработок.

В условиях реализации намеченного курса предстоит модернизация микросреды образовательного пространства за счет установления тесного взаимодействия детского сада и общественности.

Интеграция деятельности специалистов в организации новых форм работы. Ни для кого не станет открытием тот факт, что для Российского образования наступило время эксперимента, неразрывно связанное с модернизацией образования. Работа ДОУ в экспериментальном режиме обусловливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов.

На сегодняшний день одной из основных задач образования в рамках модернизации наших педагогов является формирование научно-исследовательской компетенции педагогов, умение создавать свою систему деятельности, т. е. наступает время эксперимента! У каждого воспитателя нашего ДОУ есть план саморазвития, где одной из форм достижения результата является экспериментальная деятельность.

Основными задачами нашего ДОУ на данный период являются:

I. Обеспечение методического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения федеральных государственных стандартов дошкольного образования через:

Разработку рабочих программ педагогов;

Работу методических объединений педагогов, мастер – классов, фестивалей педагогического мастерства;

• Проектную деятельность с детьми

II. Разработка нормативно-правового обеспечения функционирования в ДОУ групп комбинированной направленности.

III. Систематизация работы по укреплению здоровьесберегающего пространства в ДОУ.

IV. Продолжить разработку нормативно-правовой основы для внедрения платных образовательных услуг.

V. Построить и апробировать систему методической работы в ДОУ, а также систему работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО.

VI. Повысить результативность образовательного процесса и уровень профессиональной подготовки воспитателей к реализации ФГОС.

Истинная оценка эффективности методической работы дается по конеч-ному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

Сюда входят такие формы работы:

• Диагностика успешности воспитателя,

• диагностика профессиональной подготовки,

• листок самооценки педагога,

• карта профессиональной деятельности педагога.

Оптимальность системы методической работы можно определить по ре-альным показателям конечного результата.

Общими критериями являются:

• критерий результативности; достигается, если уровни развития детей за отведенное время соответствуют оптимальному уровню, или приближаются к нему без перегрузки воспитанников;

• критерий рациональных затрат времени, экономичности рациональных затрат времени, когда рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование без перегрузки педагогов этими видами деятельности;

• критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом;

Стимулирующая роль методической работы:

• в коллективе улучшается психологический климат,

• растет творческая активность педагогов,

• их удовлетворенность результатами своего труда.

Методическая работа подразумевает не только обучение педагогов, но и развитие у них таких качеств, как гуманизм, педагогический оптимизм, принципиальность, доброта, душевная щедрость, консолидацию по сплочению педагогического коллектива, превращению его в коллектив единомышлен-ников, выработку единого педагогического кредо.

Именно это помогает педагогам быть в определенном «профессиональ-ном тонусе», позволяющем инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества в коллективе единомышленников, иначе инновационное образование не может быть таковым, если его главные носители - педагоги не станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и делать их главным механизмом в образовательном процессе.

VI. Заключение

Перспективы методической работы:

• Продолжать методическое сопровождение педагогических работников в условиях внедрения ФГОС.

• Постоянное совершенствование педагогических знаний современными методиками и технологиями.

• Содействовать распространению методического опыта педагогов.

• Повышение процента аттестующихся педагогов на высшую квалификационную категорию

Отсюда методическую работу можно представить в виде целостной, системной деятельности, основанной на достижениях науки и практики, направленной на всестороннее развитие творческого потенциала и повышение профессиональной компетентности педагога. Конечным итогом этой деятельности является качество, эффективность и результативность организации воспитательно-образовательного процесса и рост уровня развития детей дошкольного возраста. Деятельность ДОУ находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому возрастает значимость методической работы, которая и создает условия для роста и развития профессиональной компетентности каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом.

Таким образом, осуществление модели инновационной деятельности позволит реализовать направления, заложенные в концепции развития ДОУ и модернизации образования нашего ДОУ:

• обновление содержания образования;

• усиление воспитательного потенциала и гуманистических подходов в воспитательной деятельности.

VII. Литература.

• Федеральный закон «Об образовании в РФ»- Новосирск: Норматика, 2013.

• Майер А. А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации.М: Педагогическое общество России 2014.

• Погребняк Л. П. Правовое обеспечение реализации ФГОС ДО.М: Педагогическое общество России 2014.

• Погребняк Л. П. Правовой статус участников образовательных отношений.- М: Педагогическое общество России 2014.

• Тимофеева Л. Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.- М: Педагогическое общество России 2014.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Дикие животные
  • Цветы
Автор публикации:
Структура и формы организации методической работы в условиях модернизации образовательного процесса в ДОУ  (опыт работы)
Опубликовано: 25 октября 2020 в 11:46
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 ноября. Международный день сапожника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику мастеров по пошиву и ремонту обуви. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес и уважение к...

26 ноября. День льдин на МААМ

26 ноября исполняется 126 лет со дня рождения знаменитого советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Предлагаем посвятить очередное тематическое занятие этой героической личности, а заодно –...

Стенгазета «Мамы как пуговки: на них всё держится» ко Дню матери
В последнее воскресенье ноября мы будем отмечать тёплый, добрый и трепетный праздник-День матери. Во всех детских садах готовятся к этому празднику, дети...
Положение смотра-конкурса «Новогодняя елочка» в первой младшей группе
1. Общие положения: 1. 1 Настоящее положение определяет порядок проведения конкурса детско-родительских работ в первой младшей группе № 2 МАДОУ «Детский...
Конспект занятия по отрывной аппликации «Московские кремлевские часы»
Манвелова Мария Конспект и фотоотчет к познавательному занятию по аппликации «Московские Кремлевские часы» ( с элементами отрывной аппликации....