Светлана Величкова
Сущность и содержание процесса адаптации детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация - это процесс активного приспособления личности или группы к меняющейся социальной среде. Адаптация – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям.
Социальная адаптация - это процесс приспособления индивида к условиям социальной среды.
В Российской педагогической энциклопедии социальная адаптация определяется, как приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.
Публикация «Сущность и содержание процесса адаптации детей в ДОУ» размещена в разделах
Социальная адаптация относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Большой вклад в изучение проблемы адаптации личности внесли отечественные психологи: М. Р. Битянова, Я. Л. Коломинский, А. А. Наячаджан, А. В. Петровский, Н. Д. Ватутина, Т. В. Костяк и др. В зарубежной психологии вопросами адаптации занимались А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, З. Фрейд, Т. Шибутани, Х. Хартман и др.
Н. Д. Ватутина рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования подготовки детей в семье к детскому саду.
Т. В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а так же факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте. Термин «адаптация» применяется в медицине, естествознании, психологии, педагогике и охватывает широкий круг явлений.
Адаптация рассматривается в науке в процессе эволюции филогенеза и онтогенеза в следующих аспектах:
- адаптацией на генетическом уровне занимались Г. Селье, Н. Васильев;
- адаптацию на эмоциональном уровне рассматривали В. М. Банщиков, В. П. Назначеев;
- адаптацию на уровне интеллекта, т. е. на уровне инфраструктур мозга изучали Р. Немов, О. Ротанова.
Адаптация (приспособление) – процесс активного взаимодействия организма со средой. И животные, и человек приспосабливаются к той или иной среде обитания: рыбы - к воде, птицы – к воздуху, человек – к существованию в определенных климатических географических условиях. Это биологическая адаптация. Но, в отличие от животных, человек должен обладать способностью приспосабливаться и к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения (работа, отдых, семья и т. д., т. е. помимо биологической человек способен к социальной адаптации.
Социальная адаптация рассматривается как один из этапов социализации человека – процесса овладения системой знаний, норм ценностей, установок, образцов поведения, культивируемых конкретным обществам, социальной общностью. Факторами благотворной социализации исследователи определяют характер взаимоотношений и взаимодействие с социально значимым окружением, состояние окружающей среды, индивидуальный опыт субъекта и социокультурная среда развития.
Детство, как особая культурная реальность, с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. С другой стороны, перманентный процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка (несформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др., что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях. На основе исследований Л. Я. Олифиренко, Т. И. Шульги, И. Ф. Дементьевой можно выделить специфику социализации детей :
- в отличие от взрослых, изменяющих свое поведение, у детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;
- взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относятся, дети же усваивают их как предписанные регуляторы поведения;
- социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определенных правил и требований;
- социализация взрослых ориентирована на овладении определенными навыками, у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.
В этом смысле выходом из создавшегося положения видится организация комплексного сопровождения социальной адаптации ребенка, в том числе в рамках дошкольных учреждений. Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки направленных на благоприятную социализацию ребенка.
Социальная адаптация ребенка в условиях новой ситуации развития имеет две стороны:
1. Овладение новым содержанием, регламентирующим активность ребенка в определенной сфере взаимоотношений, и соответствующими технологиями его реализации в деятельности и общении.
2. Включение в определенную детско-взрослую общность в качестве присвоения социальных ролей и способов социально приемлемого поведения.
В период адаптации к условиям детского сада очень часто отмечается регресс во всем развитии ребенка: в его речи, навыках, изменениях, игровой деятельности. Адаптация обычно проходит сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме (на всех уровнях и во всех системах, что проявляется в поведении ребенка. В силу несформированности адаптационных механизмов, работы функциональных систем организма в неблагоприятном режиме у ребенка возникает стрессовая реакция в зависимости от того, какая система наиболее заинтересована в ней.
Характер протекания процесса адаптации в любом возрасте зависит от биосоциального анамнеза, представляющего совокупность сведений об особенностях индивидуального онтогенеза в перинатальный период и в возрасте до 3-х лет. Особенности анамнеза сказываются на протяжении всей жизни человека. Само рождение человека – яркое проявление биологической адаптации организма. Переход из условий внутриутробного существования к внеутробному требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем: кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы к моменту рождения должны иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т. е. должен быть сформирован соответствующий врожденный уровень готовности всех адаптационных механизмов.
Функциональные возможности системы адаптационных механизмов определяются факторами:
- состояние здоровья и уровень развития ребенка (функциональная активная система). Здоровый хорошо развитый ребенок обладает большой функциональной активностью всех систем организма, в том числе и системы адаптационных механизмов. Он легче справляется с любыми трудностями.
- факторы риска биологического и социального анамнеза. К биологическим факторам можно отнести токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах, заболевания новорожденного в первые три месяца, частота заболеваемости до посещения учреждения (первые три фактора определяют кислородную обеспеченность мозга плода и новорожденного, последующие сказываются на соматическом состоянии ребенка в результате чего может возникнуть нарушения функциональной активности систем и увеличения степени тяжести адаптаций). Факторы социальной природы – нарушения режима жизнедеятельности, увеличения нервно-психологического напряжения могут привести к хроническому переутомлению и задержке психического развития ребенка. В итоге не формируются навыки и личностные качества ребенка, отмечается нарушения хода образования социальных потребностей, соответствующих нормативному возрастному развитию.
- возрастные особенности появления и закрепления разных форм социального поведения, определяющие характер реакций ребенка на новинку и усложнения ситуации развития. Рождаясь, малыш попадает в среду, преобразованную для него взрослыми. В результате воздействия взрослых и собственной активности и у него вырабатываются соответствующие поведенческие реакции, адекватные созданной для него среде. Попадая надолго в дошкольное учреждение, где нет взрослых, ребенок чувствует себя некомфортно, отсюда и трудности привыкания к новым условиям.
- для совершенствования системы адаптационных механизмов имеет значения уровень адаптационных возможностей организма в перестройке форм поведения в зависимости от изменяющихся социальных условий. Это качество не формируется само по себе – оно требует определенной тренировки, которая с возрастом усложняется, однако не следует превышать возрастные возможности малыша.
- важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным, отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
- социальная зрелость, включающая и возможность социальной адаптации, характеризует процесс перестройки форм поведения ребенка в изменяющихся социальных условиях (адаптационные возможности организма развиваются параллельно развитию детской психики). Ребенок не должен переходить в состояние стресса при каких-то необычных социальных ситуациях. Это умение формируется параллельно с развитием психики.
Существуют причины стрессовых перегрузок в ДОУ:
- длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых может быть неприятна ребенку;
- строгие дисциплинарные правила, за невыполнения которых следует наказание;
- одновременное общение с несколькими взрослыми, которые могут быть ему неприятны.
В период дошкольного детства социальная адаптация ребенка проявляется в его взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Эмоциональный профиль (портрет) ребенка характеризуется особенностями его поведения и эмоциональными проявлениями: отрицательные эмоции являются важнейшей составляющей внутренней жизни ребенка. Они проявляются в спектре еле уловимых аффективных реакций до состояния депрессии. Поведение может быть охарактеризовано как аффективное, с волнообразной сменой активности ребенка (апатия - чрезмерная подвижность);
страх как эмоциональное состояние сопутствует проявлению отрицательных эмоций, является пусковыми механизмом стрессовых реакций ребенка;
гнев, как правило, проявляется на фоне стресса и может возникать без видимой причины;
положительные эмоции выступают противовесом негативных реакций, преобладание устойчивого типа позитивных эмоциональных реакций ребенка в процессе адаптационного периода являются показателем благоприятной адаптации;
коммуникабельность ребенка во многом определяет успешный исход адаптации. В первые дни дети чаще, всего замкнуты (бесконтактные, затем наступает ситуация компромиссной контактности. Налаживания коммуникаций составляет одно из приоритетных направлений работы специалистов в процессе социальной адаптации ребенка;
познавательная деятельность ребенка, как правило, угасает на фоне стрессовой реакции в ситуации новой обстановки. Развитие познавательной активности – одно из условий снижения стресса;
социальные навыки ребенка: под влиянием нервно-психического напряжения угасают навыки самообслуживания, поддержание и культивирование которых помогает преодолеть трудности ребенка в процессе адаптации к новым условиям;
речевая, двигательная активность ребенка снижается на фоне стрессовой ситуации. Двигательные реакции редко сохраняются в пределах нормы: наблюдается либо заторможенность;
нарушение сна и аппетита сопровождают адаптационный процесс. Их нормализации свидетельствует о восстановлений основных функциональных систем организма ребенка.
Начиная с конца первого года жизни и на протяжении всего дошкольного возраста социальная адаптация проявляется прежде всего во взаимоотношениях ребенка с взрослыми сверстниками. Нормой уровня социализации малыша конца первого года является положительное эмоциональное общение со всеми окружающими его близкими людьми. На втором году жизни таким уровнем является желание ребенка общаться не только с близкими, но с чужими взрослыми. На третьем году у детей постепенно формируется умение общаться и с взрослыми и со сверстниками.
Исследователи выделяют три периода привыкания ребенка к новым социальным условиям.
- острый (дезадаптация); более или менее выражено рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В этот период происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребенка с взрослыми, сверстниками, в речевой активности, игре, функционировании нервной системы;
- подострый (адаптация); ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывает соответствующие ей формы поведения. Отмечается постепенное уменьшение изменений в деятельности разных систем, их функционирование стабилизируется. Нормализируется аппетит (в течение 10-15 дней, развиваются игровая деятельность и речевая активность (в пределах 40-60 дней);
- компенсация адаптированности к определенным социальным условиям. В этот период нормализуются и достигают своего исходного уровня, а иногда превышают его регистрируемые показатели процесса адаптации ребенка.
Характер и особенности первых двух описанных периодов позволяют классифицировать процесс адаптации по степени тяжести (легкая, средняя, тяжелая). У детей дошкольного возраста тяжесть адаптации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявления невротических реакций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду.
Легкая адаптация (для детей раннего возраста в пределах месяца, дошкольного - 10-15 дней) :
временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней, аппетита (норма по истечении 10 дней);
неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20-30 дней;
характер взаимоотношений с взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
функциональные нарушения практически не выражены (нормализуюся за 2-4 недели, заболеваний не возникает, основные симптомы исчезают в течение месяца).
Если данный этап растягивается до 30-40 дней, то это средняя адаптация, характерная для детей до 1,5 лет. У более старших детей, при условии слабого здоровья, неустойчивости нервной системы, ошибок семейного воспитания все нарушения выражены более ярко и длительно: сон и аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходят в норму за 30-35 дней. Взаимодействие с взрослыми и сверстниками не нарушаются.
Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации отмечается у 8-9% детей : характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечаются проявления агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых десяти дней и продолжают повторно болеть в течении всего времени привыкания к коллективу сверстников.
Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребенка к детскому саду. Базовое и наиболее эффективное направление, складывается в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с семьей возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребенка.
Таким образом, в период дошкольного детства социальная адаптация ребенка проявляется в его взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. На помощь ребенку в привыкании к новым социальным условиям должны прийти взрослые и правильно оказать её.