Папки-передвижки

Сущность метода наблюдения в социологии

Юлия Кашеварова
Сущность метода наблюдения в социологии
▼ Скачать + Заказать документы

Исходной эмпирической процедурой служит наблюдение, так как оно входит и в эксперимент, и в измерение, и в сравнение, в то время как сами наблюдения могут проводиться вне эксперимента и не предполагать измерений.

Наблюдение это целенаправленное, систематическое, активное изучение предметов и явлений реальной действительности, находящихся в естественном состоянии или в условиях научного эксперимента. Наблюдение базируется в основном на данных органов чувств ощущениях, восприятиях, представлениях. Однако это вовсе не означает, что из процесса наблюдения исключается мышление человека, его знания и опыт, что восприятие объекта человеком не зависит от этих факторов. Подчеркивая роль рационального в чувственном познании, В. Лекторский отмечает, что «даже простейшие научные наблюдения, простейшие констатации фактов опосредованы через понятия некоторой системы рационального знания» [3; с. 76].

Публикация «Сущность метода наблюдения в социологии» размещена в разделах

Метод наблюдения давно и широко используется многими науками. С применением этого метода в любой науке возникает ряд методологических проблем. К их числу относится проблема объективности информации, получаемой с помощью наблюдения. Идеалистическая гносеология, по существу, отрицает объективный характер информации, получаемой на основе наблюдения. Она исходит из того, что содержание такой информации всецело зависит от познающего субъекта, его ощущений. При такой интерпретации содержания информации, получаемой с помощью наблюдения, этот метод утрачивает смысл как научный метод познания.

Научная гносеология исходит из того, что хотя наблюдение неразрывно и связано с чувственным восприятием объекта, данный метод обеспечивает получение объективной и достоверной информации в процессе наблюдения. Такая возможность обусловливается прежде всего тем, что любое чувственное восприятие содержит определенную объективную информацию. Чувственное восприятие субъективно лишь по своей форме, но объективно по содержанию, поскольку является отражением объективных свойств и связей реального мира.

Степень объективности и достоверности информации, получаемой на основе наблюдений, во многом зависит от условий, в которых происходит наблюдение изучаемого объекта. Во-первых, во всех случаях первостепенное значение для процесса наблюдения имеет то, в каких условиях находится наблюдаемый объект естественных или условиях научного эксперимента. Но в том и другом случае необходимо учитывать конкретные реальные условия, их специфику и особенности. Во-вторых, объективность информации во многом обусловливается уровнем научной организации всей системы наблюдения. Такая организация зависит от степени теоретической обоснованности как исходных посылок наблюдения, так и самой системы этого наблюдения, включая систему фиксации результатов наблюдения. В-третьих, для получения объективной информации большое значение имеет широкое использование в процессе наблюдения приборов и аппаратов. Они расширяют возможность наблюдения, позволяют осуществлять наблюдения таких явлений, их свойств и связей, которые вообще невозможно обнаружить при визуальном восприятии.

Для того чтобы быть эффективным методом познания, наблюдение должно удовлетворять такие основные требования:

преднамеренность, означающая, что наблюдение должно вестись для решения вполне определенной и четко поставленной задачи;

планомерность, т. е. наблюдение ведется по плану, исходя из поставленной задачи;

целенаправленность, благодаря которой внимание наблюдателя останавливается только на интересующих его явлениях, свойствах или связях;

активность наблюдателя, означающая, что исследователь не просто воспринимает все попадающее в поле зрения, а ищет нужные объекты, интересующие его свойства, связи этих объектов, используя для этого весь запас собственных знаний и опыта;

систематичность. Наблюдатель может получить действительно ценную информацию лишь тогда, когда наблюдение ведется непрерывно, по определенной системе, позволяющей воспринимать объект многократно и в самых разнообразных условиях [9; с. 157].

В процессе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, концепцией или гипотезой. Он не просто регистрирует факты, а сознательно отбирает из них те, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи, гипотезы. Интерпретация наблюдения также всегда осуществляется с помощью определенных теоретических положений.

В современной методологической литературе указывают, как правило, на существование трёх основных методов сбора первичной социологической информации. К ним относят метод прямого наблюдения, метод анализа документов и метод опроса.

Наблюдение представляет собой общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет ограничения, т. к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т. е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Однако не следует забывать, что наблюдение должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации.

Наблюдение в социологии это метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В процессе его осуществления социолог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения.

Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой «метод сбора и простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования» [5; с. 238]. Единицами информации данного метода являются зафиксированные акты вербального или невербального (реального) поведения людей.

Социологическое наблюдение характеризуется комплексом существенных признаков. Во-первых, оно должно быть направлено на социально важные объекты, т. е. на те обстоятельства, события и факты, которые являются существенными для развития личности, коллектива, и в этом смысле оно должно удовлетворять социальному заказу со стороны общества. Во-вторых, наблюдение должно проводиться целенаправленно, организованно и систематизировано. Необходимость этого определяется тем, что, с одной стороны, само наблюдение представляет собой совокупность сравнительно простых процедур, а с другой объект социологического наблюдения отличается достаточно большим разнообразием свойств, поэтому существует опасность «потерять» наиболее существенные для исследования свойства. В-третьих, наблюдение, в отличие от других социологических методов, характеризуется определенной широтой и глубиной. Широта наблюдения предполагает фиксацию как можно большего числа свойств объекта, а глубина выделение наиболее значимых свойств и наиболее глубинных и сущностных процессов. В-четвертых, результаты наблюдения должны четко фиксироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению; хорошей памяти здесь недостаточно, поэтому нужно применять процедуры протоколирования, унификации данных, кодирования языка. В-пятых, наблюдение и обработка его результатов требуют особой объективности. Именно специфика проблемы объективности в социологическом наблюдении и отличает его от наблюдения в естественных науках.

Итак, для того, чтобы превратить визуальное и/или слуховое восприятие изучаемого объекта в научный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских процедур:

1. вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения;

2. определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения;

объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);

предмет наблюдения, т. е. совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);

категории наблюдения, т. е. конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям: они особенно значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез, выражают те операционалистские понятия, которые определены в программе и имеют количественный характер, т. е. могут быть замерены;

наблюдаемые ситуации, т. е. те, при которых могут проявиться категории наблюдения;

условия наблюдения, т. е. те требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя);

единицы наблюдения, то есть, те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях [2; с. 162].

3. подготовить инструментарий наблюдения :

дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;

карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);

протокол наблюдения методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;

классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;

аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;

программу обработки данных наблюдения.

4. пропилотировать (апробировать) инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров.

5. составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит).

6. разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж.

7. осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют ниже [2; с. 165].

Научное наблюдение отличается от обычного рядом черт: во-первых, оно подчинено ясной исследовательской цели и чётко сформулированным задачам; во-вторых, научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре и т. д.

Надёжность (достоверность и устойчивость) данных может быть повышена, если выполнять следующие правила:

максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь чёткими индикаторами. Их надёжность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться;

один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных, что позволяет увидеть его с разных сторон.

исключительно важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их представлением. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования [9; с. 178].

Основное наблюдение может осуществляться несколькими лицами, что тоже будет способствовать повышению устойчивости данных наблюдения, в силу того, что наблюдатели смогут сопоставить свои впечатления, согласовать оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей.

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Использование метода проектов в ДОУ Видео В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания в системе образования на сегодня является - метод проектов. Метод проектов.

Опыт работы «Использование метода мнемотехники»Опыт работы «Использование метода мнемотехники» В детском саду перед воспитателями и музыкальным руководителем ставится задача заучивания наизусть песен и стихов. Хочется, чтобы песни.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Консультация для родителей «Возможности игры как метода обучения ПДД»Консультация для родителей «Возможности игры как метода обучения ПДД» Уважаемые родители, кому-то из Вас может показаться, что правила дорожного движения для детей дошкольного возраста будут непонятны, чрезмерны.

Консультация «Алгоритм средового метода» Консультация на тему: Алгоритм средового методаЦели: расширять знания педагогов средового метода и технологии в построении образовательного.

Сочинение сказки с использованием метода «Каталога»Сочинение сказки с использованием метода «Каталога» Сочинение сказки используя метод "Каталога" Цель: Формирование у детей творческого мышления, обучение творческому рассказыванию. В своей.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сущность метода наблюдения в социологии
Опубликовано: 17 марта 2024 в 18:32
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сущность метода наблюдения в социологии» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кашеварова (УИ 3035802) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД