МААМ-картинки

Опыт работы «Использование метода мнемотехники» (9 фото)

Шевчук Марина Владимировна
Опыт работы «Использование метода мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы

В детском саду перед воспитателями и музыкальным руководителем ставится задача заучивания наизусть песен и стихов. Хочется, чтобы песни были разнообразнее, а времени на запоминание слов уходило меньше. Все знают, что все, что вызывает интерес, запоминается быстрее, а если сделать заучивание слов песен, стихов игрой, то работа над новым текстом не будет казаться утомительным трудом.

Детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен, стихов, сценок и т. д. Дети не любят запоминать песни как стихотворение, повторяя их несколько раз. Они быстро устают. Также переучивание неправильного произношения окончания слов для них происходит очень мучительно.

Публикация «Опыт работы „Использование метода мнемотехники“» размещена в разделах

Чтобы облегчить процесс запоминания текстов мы используем метод мнемотехники. Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование зрительного восприятие символов, знаков, условных обозначений для лучшего запоминания текстов, ведет за собой развитие не только памяти, воображения, но, главное, мышления. Дети ищут осмысленные связи между изображением и теми ассоциациями (зрительными, слуховыми, тактильными) которое оно вызывает.

запоминания».

С целью развития произвольной памяти детей проводим специальные упражнения. Уже с младшей группы мы стараемся учить детей использовать символы и схемы. (Используем книгу Е. В. Саллинен «Занятия по изобразительной деятельности» (младшая и средняя группы, упражнения «Сложи и нарисуй»)

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

Опыт работы «Использование метода мнемотехники»

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и мы их используем так же :

при обучении составлению описательных и творческих рассказов;

Фото «Использование метода мнемотехники»
Опыт работы - фото

при заучивании стихов;

при обучении пересказу художественной литературы.

при тренировке памяти и внимания детей.

Для того чтобы использование мнемотаблиц было успешным, нужно провести предварительную работу с детьми по накоплению опыта работы со знаками, символами, условными изображениями:

на занятиях по развитию речи дети пользуются опорными таблицами для пересказа сказок;

на занятиях по математике используются знаки и условные изображения, при работе с блоками Дьенеша дети учатся кодировать и декодировать информацию;

на занятиях по познавательному развитию дети знакомятся с условным изображением характерных особенностей животных, рыб и птиц и т. д. (использование моделей)

в совместной деятельности используем игры на развитие логического мышления «На что это похоже?», «Забавные превращения», «Что у нас общего?» знакомят с условным изображением предметов, животных, объектов природы.

Составлять мнемотаблицы можно самим, используя схематичное изображение предметов, фотографии, рисунки или найти готовые на страницах Инета.

Для «записывания» текста песен нужно использовать знаки, условные изображения, символы которые детям встречались раньше, если слово вызывает затруднение, дети сами могут придумать, как его обозначить исходя из своего опыта. Составлять мнемотаблицу по новому материалу нужно вместе с детьми, обсуждая символическое изображение каждого слова. Обязательно уточняя всё ли понятно детям, и поощряя возникновение вопросов. При составлении первых таблиц кодируется почти каждое слово. Постепенно от песни к песни количество символов сокращается и кодируется только основной смысл строчки.

Запоминание текстов станет увлекательной игрой. На музыкальных занятиях закодированная песенка вывешивается на стенд, и дети с удовольствием и легко воспроизводят текст. Первое исполнение песни по мнемотаблице проходит помощью музыкального руководителя. Он говорит текст и показываю знак, которым изображено слово. После двух-трех раз исполнения по таблице дети быстро и надолго запоминают текст, и в последующих исполнениях таблица уже не нужна. Но так как в любой группе есть дети, которые медленнее усваивают новый материал, то мнемотаблицы можно развесить в группе, и дети с удовольствием будут исполнять по ним песни самостоятельно.

Фото №1 В детском саду перед воспитателями и музыкальным руководителем ставится задача заучивания наизусть песен и стихов

Стоит только одному ребенку подойти к «зашифрованному» листочку, как тут же собирается группа детей и все весело наперебой «читают картинки».

Фото №2 Хочется чтобы песни были разнообразнее а времени на запоминание слов уходило меньше Фото №3 Все знают что все что вызывает интерес запоминается быстрее а если сделать заучивание слов песен стихов игрой то работа над новым текстом не будет казаться утомительным трудом

Использование наглядной модели песни или стихотворения облегчает и ускоряет процесс запоминания.

Работа по разучиванию песни имеет несколько этапов.

•Прослушивание новой песни.

•Беседа о характере песни и её содержании.

•Рассматривание таблиц (презентаций) с определением текстового значения каждой картинки.

•Разучивание песни по фразам при помощи соответствующих тексту картинок (презентаций).

Исполнение песни при помощи мнемотаблицы (презентации).

Исполнение песни с образными движениями, использую мнемотаблицу (презентацию).

Исполнение песни с образными движениями без мнемотаблиц (презентаций).

Фото №4 Детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен стихов сценок и т Фото №5 Дети не любят запоминать песни как стихотворение повторяя их несколько раз Фото №6 Они быстро устают

Использование метода мнемотехники даёт хороший результат. Применение мнемотаблиц (презентаций) в работе с дошкольниками позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и удерживать в память долгое время.

Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом и помогают детям выстраивать последовательность запоминаемого текста.

На музыкальных занятиях можно предложить ребятам придумать мнемотаблицу на новую песню, которую они услышат. Дети рассказывают какие рисунки они хотели бы нарисовать по тексту песни. Это очень интересно и увлекательно.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Выводы: Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, развитие мелкой моторики, частичном или полном графическом рисунке, перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и его готовности к школьному обучению. Ведь еще К. Д. Ушинский сказал: «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету.

Использование метода мнемотехники даёт хороший результат. Применение мнемотаблиц (презентаций) в работе с дошкольниками позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и удерживать в память долгое время.

Использование мнемотехники в настоящее время становится всё более актуальным. В жизни мы всё чаще встречаем символы, знаки, условные обозначения и умение «читать» такую информацию детям обязательно пригодится.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа)Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочу познакомить раскрыть некоторые новшества, появившиеся в нашей группе с 2016 - 2017 учебного года. Последнее время.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Конспект ООД в подготовительной группе по заучиванию стихотворений с использованием метода мнемотехникиКонспект ООД в подготовительной группе по заучиванию стихотворений с использованием метода мнемотехники Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое.

Опыт работы «Использование нестандартного спортивного оборудования на занятиях по физической культуре»Опыт работы «Использование нестандартного спортивного оборудования на занятиях по физической культуре» [h3]Мастер – класс «Использование нестандартного физкультурного оборудования на занятиях по физической культуре» Куртыгина Светлана Викторовна,.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей»Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей» Актуальность: Ранний возраст является уникальным и значимым периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля.

Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада»Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада» «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне…» (Э. Успенский).

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование метода мнемотехники»
Опубликовано: 19 июня 2022 в 22:42
+242Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Использование метода мнемотехники»» (включая файлы) размещена пользователем Шевчук Марина Владимировна (УИ 1289363) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД