Папки-передвижки

Связь речевого развития и пальчиковой гимнастики с детьми раннего и дошкольного возраста

Наталья Николаевна Крюкова
Связь речевого развития и пальчиковой гимнастики с детьми раннего и дошкольного возраста

«Связь речевого развития и пальчиковой гимнастики с детьми раннего и дошкольного возраста.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. В. А. Сухомлинский

«От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

«Рука – это инструмент всех инструментов», - заключал ещё Аристотель. (вывести на слайд, не читать)

Публикация «Связь речевого развития и пальчиковой гимнастики с детьми раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребё нка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения.

То, что моторика рук человека теснейшим образом связанны с развитием его речи и упражнения для пальцев стимулируют работу его мозга, доказанно уже давно.

В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Игра с пальчиками — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой

гимнастикой?

Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.

Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук,

точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты психические функции, речь.

Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы

Можно сделать вывод: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Существуют методические рекомендации к проведению пальчиковых игр, вы их видите на слайде, я их коротко прокомментирую:

1. Обсуждение

2. Разогрев ладоней

3. Медленный темп

4. Вовлечение всех пальцев

5. Правильная постановка кисти

6. Стремление к легкости выполнения

7. Спокойствие и доброжелательность педагога

8. Соблюдение времени

9. Заучивание текста наизусть и соотнесение с движением

10. Постепенная замена упражнений

11. Нормирование поставленных перед ребенком задач

12. Отсутствие принуждения

1. Перед игрой с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывать необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.

2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

5. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

6. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки.

7. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

8. Каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

9. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

10. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменять их новыми.

11. Очень чё тко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу. Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

12. Никогда не принуждать! Попытаться разобраться в причинах отказа или поменять игру. (на слайд)

Существует деление по использованию наглядности и атрибутики.

1. пальчиковые игры без предметов;

2. пальчиковые игры с использованием атрибутики;

3. пальчиковые игры с предметами;

4. тактильные игры;

5. гимнастические игры;

6. творческие игры.

Таким образом, пока движения рук не станут свободными, добиться чистой речи у детей не удастся, так как мелкая моторика подготавливает почву для последующего формирования речи. Также уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

С целью повышения заинтересованности педагогов в проведении пальчиковой гимнастики и реализации творческого подхода к ее проведению в нашем детском саду был инициирован конкур пальчиковой гимнастики «Умные пальчики». Приказ и Положение о проведении конкурса вы видите на слайде. А теперь предлагаем вам видеоматериалы, иллюстрирующие виды пальчиковой гимнастики, которые я упоминала в своем выступлении

1 группа - пальчиковые игры без предметов (видео)

2 группа - пальчиковые игры с использованием атрибутики (видео)

3 группа - пальчиковые игры с предметами (видео)

4 группа – тактильные игры (видео)

5 группа – гимнастические игры (видео)

6 группа – творческие игры (видео)

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Дидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возрастаДидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возраста Дети раннего возраста восприимчивы к звукам речи, обладают повышенной языковой чувствительностью, потому еще на этом этапе нужно начинать.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста. ЛОШАДКА Я люблю свою лошадку, (Поглаживают кисти рук) Причешу ей шерстку.

Картотека загадок, пальчиковой гимнастики, потешек к сказкам «Курочка Ряба», «Репка» для детей младшего дошкольного возраста Загадки: 1. Кто на улице гуляет От ворот недалеко. Лапкой землю разрывает И кудахчет: "Ко-ко-ко". (Курица) 2. С бабушкой и с дедушкой.

Конспект речевого развития старшего дошкольного возраста «Путешествие в джунгли»Конспект речевого развития старшего дошкольного возраста «Путешествие в джунгли» Цель: создать условия для формирования у детей умения составлять текст повествовательного типа Программные задачи: I. Обучающие: - продолжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Связь речевого развития и пальчиковой гимнастики с детьми раннего и дошкольного возраста
Опубликовано: 7 ноября 2023 в 10:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД