Папки-передвижки

Сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Александра Козлова
Сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Игра является основным видом деятельности, которым овладевает дошкольник к возрасту 3 лет. Изначально дети используют простые сюжетные линии и простые игры. Посредством игры происходит познание мира и окружающей действительности, подготовка ребенка к взрослой жизни. Несмотря на всю кажущуюся простоту, игра выступает в роли основы и фундамента творческого развития ребенка, его умения соотнести собственные творческие навыки с реалиями действительности.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Стоит отметить, что игра служит для детей своеобразным «мостиком» который позволяет приобщиться к миру взрослых, где все взаимосвязано и оказывает значительное влияние на мир ребенка. Игра позволяет ребенку «примерить» роли тех взрослых, образы которых сохраняются в его опыте. Посредством игры ребенок получает возможность взять на себя роль взрослого, проявить свою самостоятельность и тем самым удовлетворить свою потребность в активном участии в жизни взрослых.

Следует отметить, что вопрос игры, а особенно сюжетно-ролевой игры, оценивается в психологии и педагогике весьма положительно. В результате исследований психологами и педагогами установлено, что первоочередное развитие в сюжетно-ролевой игре получает воображение и образное мышление ребенка. Игра вооружает ребенка теми доступными для него способами активного воссоздания и моделирования действительности посредством предметных действий, которое в других условиях не может быть реализовано.

Посредством сюжетно-ролевых игр ребенок воссоздает те сферы реальной жизни, которые его действительно интересуют, используя при этом условные действия. Нетрудно заметить, что в определенные периоды своей жизни старшие дошкольники переживают моменты «перевоплощения». Это могут быть машины, животные, исторические и сказочные персонажи (например, рыцари, викинги, принцессы, волшебницы и пр.).

Как отмечает Гайсина Л. Г. игра не только любимое занятие, но и ведущий вид деятельности старших дошкольников. Именно посредством игры формируются основные новообразования, которые позволяют старшему дошкольнику подготовиться к младшему школьному возрасту, в том числе и за счет развития его воображения.

Воображение – это психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющегося опыта. В дошкольном возрасте воображение только начинает формироваться, что позволяет использовать весь потенциал творчества и, в том числе, сюжетно-ролевых игр для его развития.

Воображение выступает в роли «структурной единицы» всего творческого процесса дошкольника. Творческое воображение ребенка позволяет трансформировать содержание образа одного объекта через призму другого, посредством наделения его определенными качествами.

Сюжетно-ролевая игра имеет в своей основе две линии: сюжетную и ролевую. Сюжетная составляющая реализуется посредством овладения ребенком нового навыка - режиссерского, когда он сочиняет сюжет данной игры. Ребенок может раскладывать предметы, перебирать их, играть с предметами в шкафу и т. д., при этом бормоча что-то под нос. Он может устраивать «парады», уходить «воевать с драконом», «лететь на ковре-самолете» - все это самые простые сюжеты, которые ребенок трансформирует в свою действительность посредством игры.

Для развития воображения данная составляющая сюжетно-ролевой игры весьма значительна, так как именно она позволяет ребенку реализовать навыки «выдумывания», «домысливания», воображения. Во-первых, ребенок сам придумывает сюжет, что развивает его самостоятельность, позволяет обходиться без помощи взрослых. Во-вторых, ребенок сам решает, кем именно он будет. Будет ли он машиной, тигром, рыцарем, принцессой. В-третьих, он сам решает, кто и что кем и чем будет в данной игре. Стол может превратиться в домик, мама в принцессу, папа в дракона. В-четвертых, ребенок самостоятельно сочиняет мизансцены и разыгрывает их.

В процессе подготовки игры, дошкольник может долго расставлять все детали для того, чтобы максимально воплотить свой замысел. В его игре он может сам исполнять все роли, а может доверить некоторые из них взрослым. В любом случае необходимо отметить огромное значение данной составляющей сюжетно-ролевой игры для развития воображения. Ведь именно посредством сюжетной составляющей ребенок учится видеть игру не с одного ракурса, а с общей позиции, обеспечивающей ему положение субъекта, которые не запоминает и слепо повторяет сделанное другими, а сам придумывает ход событий игры. Он начинает «видеть целое раньше частей».

Если ребенок овладел данной частью сюжетно-ролевой игры, он сможет без особых усилий подыграть другому партнеру в игре с сюжетом, который может изменяться в любом направлении. Подобный подход позволяет обыгрывать один и тот же сюжет, но каждый раз в него будут вноситься новые события и повороты, которые зависят от произошедших осмысленных и переосмысленных событий реальной жизни ребенка.

Вторая немаловажная составляющая сюжетно-ролевой игры – образно ролевая. Перевоплощение позволяет ребенку полнее ощутить те объекты, которые его интересуют, почувствовать себя на «их месте». Это своеобразная психологическая реабилитация, позволяющая отключиться от проблем и сложностей.

Согласно исследованиям Д. Б. Эльконина ребенок посредством сюжетно-ролевой игры отображает те специфические отношения, которые он наблюдает в окружающем его обществе. Социальные отношения людей выступают основой сюжетно-ролевой игры. Поэтому дошкольники обыгрывают те сюжеты, с которыми хорошо знакомы – дом, магазин, больница, детский сад и пр. следует отметить, что усложнение современного мира, его закрытость привели к значительному обеднению детских игр. Еще несколько десятилетий назад самой распространенной игрой было воспроизведение труда мамы и папы – строитель, водитель, врач и т. д. В настоящее время многие дети не знают и не понимают, чем занимаются их родители (менеджер, маркетолог, экономист и т. д.). В связи с этим игры сводятся к обыгрыванию «бытовых ситуаций», что, конечно же, сказывается на снижении потенциала игры для развития воображения.

Одним из направлений сюжетно-ролевой игры для расширения используемых инструментов может стать театрализованная игра. Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевыми, так как в основе тех и других лежит отображение событий, отображение отношений между людьми и другими персонажами. Основным различием театрализованной и сюжетно-ролевой игры является то, что театрализованная игра развивается, как правило, по сюжету, почерпнутому из книги.

В связи с большой значимостью сюжетно-ролевых игр в развитии воображения старших дошкольников следует отметить необходимость использования данного вида творчества в досуговой, воспитательной и образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Среди основных особенностей сюжетно-ролевых игр можно выделить : необходимость соблюдения определенных правил, в рамках которых возможно развитие сюжета; преобладание социальных мотивов игр; способствование эмоциональному развитию дошкольников; повышение интеллектуальных способностей дошкольников; развитии воображения дошкольников.

По мнению психологов кроме ребенка никто не сможет развить его творческие способности, в том числе и воображение. Поэтому основной задачей педагогов ДОУ является создание необходимых условий для спонтанных творческих сюжетно-ролевых игр. Можно выделить две основные задачи, которые стоят перед педагогами ДОУ при осуществлении руководства в сюжетно-ролевой игре : развитие способностей дошкольников к игровой деятельности; использование игровой деятельности в процессе воспитания и развития дошкольников.

В связи с этим выбор конкретной игры, который производится педагогом, обусловлен теми воспитательными задачами, которые он ставит на данный момент. Применение сюжетно-ролевых игр можно использовать в качестве инструментов организации коллективной деятельности детей, направленной на освоение определенных задач.

В заключение следует отметить, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного освоения дошкольниками новых знаний, но и является неотъемлемым атрибутом творческого развития, что способствует саморазвитию личности. Но творческое развитие воображения ребенка посредством сюжетно-ролевых игр будет более эффективно при создании хороших условий и адекватном воздействии взрослых.

Публикации по теме:

«Космическое путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Образовательные задачи: – расширить представления о профессии космонавтов, об их основных трудовых действиях; – способствовать расширению.

«Морское путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Совместная деятельность детей и воспитателя в ходе режимных моментов по теме «Морское путешествие» сюжетно-ролевая игра (для детей старшего.

Сюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного выпускника ДОУ усвоения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 апреля 2025 в 13:06
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Александра Козлова (УИ 245600) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных