Севда Магеррамова
Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников. Дошкольное детство — от 3 до 7 лет большой отрезок
▼ Скачать + Заказать документы
«Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников»
Дошкольное детство – от 3-7 лет большой отрезок жизни ребенка и совершенно особый период развития. Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах, а в сюжетно-ролевой игре. Условия жизни в это время стремительно расширяются. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Дети испытывают сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, им еще недоступно, кроме того, не менее сильно они стремятся к самостоятельности. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника и оказывает сильное влияние на умственное развитие. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников, Дошкольное детство — от 3 до 7 лет большой отрезок» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Сущность сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.
Постоянно, находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. И одним из средств формирования речи у детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра.
Диалогическая речь старшего дошкольника приобретает функции установления социальных контактов и планирования, реализация которых обеспечивается монологической контекстной речью и формой внутренней речи. Важным направлением развития диалогической речи старших дошкольников является превращение ее в орудие мышления. Поэтому проблема речевого развития детей является актуальной.
Объект исследования - процесс развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - сюжетно-ролевая игра, как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования выявить эффективность сюжетно-ролевых игр как средства развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
изложить теоретические основы использования сюжетно-ролевой игры как средства развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
раскрыть влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
провести экспериментальное выявление эффективности сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
привести методические рекомендации для воспитателей детского сада по использованию сюжетно-ролевой игры развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображает врача, лечащего больного пациента.
Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком действительности. Однако в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.
Огромную роль в развитие диалогической речи играют игры, игровые упражнения, которые можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.
Сюжетно-ролевая игра - это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними
Речь — неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества, форма общения людей, опосредствованная языком. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для со-гласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов, помогает в познании окружающего мира. Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизни. Большое влияние на развитие речи дошкольников оказывают и дидактические, настольно-печатные игры. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может быть использована и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, а так же и как средство воспитания, различных сторон личности ребёнка, радостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции.
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. Содержание игр детей разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта, труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение. Таким образом, игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и, для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Сюжетно-ролевая или творческая игра, как важное средство всестороннего развития детей, связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада.