Получи документы

Педагогический проект «Интеллектуальная игра как средство развития логического мышления у старших дошкольников»

Мария Тураева
Педагогический проект «Интеллектуальная игра как средство развития логического мышления у старших дошкольников»

«В игре детей есть часто смысл глубокий».

Иоганн Фридрих Шиллер.

Аннотация

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Публикация «Педагогический проект „Интеллектуальная игра как средство развития логического мышления у старших дошкольников“» размещена в разделах

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику?

Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в мире происходили раньше менее стремительно, чем сегодня. Сегодня окружающий мир переполнен условными знаками и символами. Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, т. к. развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям.

Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил.

В целях развития логического мышления нужно предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Решать эти задачи лучше всего в игре. Поэтому, я хочу представить серию игр созданных своими руками, которая будет очень полезна в работе со старшими дошкольниками, в процессе развития у них логического мышления.

Введение

Актуальность. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

В целях развития логического мышления нужно предлагать ребенку самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Цель исследования - Развитие логического мышления через интеллектуальные игры у старших дошкольников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме «Интеллектуальная игра как средство развития логического мышления».

2.. Рассмотреть интеллектуальные игры как средство развития логического мышления.

3. Внедрить в свою работу интеллектуальные игры как средство развития логического мышления.

Объект: логическое мышление детей дошкольного возраста.

Предмет: - интеллектуальные игры как средство развития логического мышления дошкольников.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в итоговой работе ставились и последовательно решались следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме «Развитие мышления у дошкольников в процессе реализации проектной деятельности».

2. Составить план проекта по теме «Развитие мышления у дошкольников в процессе реализации проектной деятельности».

3. Реализовать проект : «Развитие мышления у дошкольников в процессе реализации проектной деятельности».

Гипотеза:

Если целенаправленно и систематически использовать в работе со старшими дошкольниками интеллектуальные игры, то логическое мышление детей будет развиваться.

Участники : дети группы, воспитатели.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ожидаемые результаты: Формирование у дошкольников всех форм логического мышления в результате использования данной системы игр.

Продукт деятельности: сочинение с детьми стихотворения о геометрических фигурах.

Глава 1.

Содержательные и методические аспекты развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через интеллектуальные игры

Серия интеллектуальных игр «Волшебный коврик», направленных на развитие логического мышления у дошкольников

Для реализации поставленной цели мною было создано дидактическое пособие предназначенное для педагогов ДОУ, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Данное пособие соответствует требованиям ФГОС: мобильность и трансформируемость. Пособие представляет собой 2 коврика из войлока, которые можно разместить как на столе, так и на доске. Пособие включает в себя ряд практических заданий разложенных по отдельным конвертам. Все детали выполнены из фетра и крепятся к коврику на липучках:

1. «Геометрический диктант»;

2. «Танграм»;

3. Геометрическая мозаика «Волшебное яйцо»;

4. Игра «Крестики-нолики».

Необходимо отметить благоприятное влияние мелкой моторики на развитие мыслительных способностей. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. С этой целью можно использовать математические игры с геометрическими фигурами: «Сложи фигуру по образцу», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Геометрический диктант» и т. д.

Первое практическое задание: «Геометрический диктант» наравлено на решение таких задач:

- развитие ориентировки в пространстве, а так же внимания, сообразительности, логического мышления.

- совершенствование координации мелкой моторики руки.

- развитие познавательно-исследовательского интереса.

- развитие пространственных представления детей, умение ориентироваться.

Ребенку дается задание разместить заданные геометрические фигуры в правом нижнем (верхнем) углу коврика, в левом нижнем (верхнем) углу коврика и по середине. Данный вид игры развивает пространственные представления детей, умение ориентироваться, развивает память, мышление.

Второе практическое задание : «Танграм»

Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".

С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.

Каждая фигура игры должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться.

На первом этапе обучения детям предлагается собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам (ответам, как мозаику. Немного практики, и ребенок научится составлять фигуры по образцу-контуру и даже придумывать свои фигуры по такому же принципу.

Третье практическое задание: «Геометрическая мозаика «Волшебное яйцо» («Колумбово яйцо»)

Овал из фетра размером 15х12 см разрезают, как показано на схеме. В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких, 2 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной.

На начальном этапе освоения игры (рассматривание и называние частей, определение их формы и размера, комбинирование) детям предлагают найти сходство по форме ее частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями. В результате можно заметить, что фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходство по форме с крыльями птиц, большие по размеру фигуры (треугольники и четырехугольники с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение частей игры с предметами развивают у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части.

Пусть дети подумают, что можно составить из набора фигур к игре “Колумбово яйцо”? Кто-то изобразит птицу в полете, пингвина, человека, кто-то увидит рыцаря, коня, балерину, воина, лошадку и т. д. В помощь детской фантазии у нас есть схемы- картинки.

4 практическое задание: игра «Крестики-нолики»

Цель: развивать мелкую моторику, логическое мышление, память, внимание, ориентировку в пространстве.

Воспитатель рассказывает правила игры и некоторые аспекты игры: Итак, самая простая игра - крестики-нолики "3 в ряд" относится к категории конечных, переборных, стратегических игр двух лиц. Вначале детям нужно объяснить правила игры: партнеры по очереди ставят на поля квадрата крестики и нолики, и выигрывает тот, кто первым выстроит три своих знака в ряд. Игра длится не более девяти ходов. Если никому из игроков не удается добиться цели, партия заканчивается вничью.

После нескольких партий мы проанализируем игру.

Анализируя игру дети учатся абстрагированию и анализу.

Заключение

Реализация развития логического мышления зависит от особенностей и характера развивающей среды в группе и дома, в которой находится ребёнок, от организации педагога (родителей) процесса познания математических отношений.

Имея возможность раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем самым повышаем уровень познавательной деятельности ребёнка и тем быстрее осуществляется плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе — абстрактному мышлению.

Для достижения успеха необходимо поддерживать интерес детей к разнообразным логическим играм.

Начиная занятия с ребенком, важно выбирать игры и упражнения в порядке нарастания сложности, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка и сложность которых вполне соответствует возможностям ребенка.

Доступность заданий и успешное его выполнение придадут ребенку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.

Регулярные занятия с ребенком по развитию мышления не только существенно повысят интерес к интеллектуальным задачам, доставят удовольствие от их выполнения, но и подготовят к обучению в школе.

Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитательный зависимостей.

Регулярные занятия с ребенком по развитию мышления не только существенно повысили интерес к интеллектуальным задачам, но и доставили удовольствие от их выполнения. Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитательный

Мы заметили, что у наших воспитанников повысился уровень логического мышления и желания играть в логические игры.

Поставленная цель и задачи проекта выполнены. Гипотеза доказана. Работа над поставленной задачей была интересной, динамичной, увлекательной и познавательной.

- Дети стали мыслить логически. У детей развилась геометрическая зоркость,умение анализировать и сравнивать предметы по форме;

- Сформировалось умение обследовать предметы разной формы: при обследовании включать движения рук по предмету;

- Расширились представления о фактуре предметов: гладкий, пушистый, шероховатый и т. п. ;

- Дети научились выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов;

- Расширился познавательно-исследовательский интерес у детей;

- Дети научились выделять в изображении геометрические фигуры, визуально разбирать целый объект на части, и наоборот составлять из частей целый объект;

- Совершенствовалась координация мелкой моторики руки;

- Развилась способность ориентироваться в пространстве, а так же внимание, сообразительность, логическое мышление.

Высокую оценку, проведённая работа, получила у родителей группы, педагогического коллектива.

Литература

1. Абрамян Л. А. ; Антонова Т. В. ; Артёмова Л. В. / «Игра дошкольника» М. :Просвещение,2010г.

2. Выготский Л. С. Детская психология. М. : Педагогика, 1984. 432 с.

3. Журнал «Игра и дети» (Электронный ресурс) https:www.i – deti.ru/ игра и дети

4. Локтева Н. Ю. Проект «Игры в которые играют дети» / Журнал №6 Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. Сфера, 2013 г.

5. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике/ Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера, 2010 г.

6. Надеждина Вера/ Книга Танграм. 1000+1 фигура. 2007г.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf

Публикации по теме:

Мастер-класс по изготовлению дидактического материала для развития логического мышления у дошкольниковМастер-класс по изготовлению дидактического материала для развития логического мышления у дошкольников Для изготовления нам понадобится: отрез однотонной ковровой дорожки, фетр (цветной) шаблоны из картона (геометрических фигур, клей.

Дидактическая игра как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Аннотация: в статье раскрыто значение.

Интеллектуальная игра «Умка» для старших дошкольников СЦЕНАРИЙ ДЕТСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ «УМКА» (с презентацией) Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости и участники олимпиады. Сегодня.

Логико-математическая игра как средство развития основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Защитное слово. Слайд 1. Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается Выпускная квалификационная.

Логико-математическая игра как средство развития основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Логико-математическая игра как средство развития основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. разработанная мною Бузаковой.

Мастер-класс «Развитие интеллектуальных способностей и логического мышления у старших дошкольников» ЦЕЛЬ МАСТЕР КЛАССА: Повышение профессионального умения педагогов в работе с дошкольниками по развитию логического мышления в формировании.

Педагогический проект «Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы: Работая в сельском детском саду, я столкнулась с проблемой многих детей - это недостаточно развитая речь. Не имея.

Интеллектуальная игра «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Интеллектуальная игра Текст к презентации Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Выполнила: Пономаренко.

Проект «Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством игры» .

Развивающие дидактические игры, как средство развития логического мышления детей. «Познание начинается с удивления». Аристотель. Развивающие дидактические игры, как средство развития логического мышления детей. Современный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Интеллектуальная игра как средство развития логического мышления у старших дошкольников»
Опубликовано: 11 ноября 2016 в 12:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД