жанна
Сюжетно-ролевая игра как средство социализации младшего дошкольника.
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте игра — основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Однако в последние годы дети стали меньше играть вообще и в сюжетно-ролевые игры, в частности.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации младшего дошкольника,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Учитывая все это, я определила приоритет в своей работе, целью которой является: освоение детьми первичных представлений социального характера в процессе сюжетно-ролевой игры.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) показать детям способы ролевого поведения;
2) содействовать возникновению игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений;
3) формировать умение взаимодействовать в сюжетах;
4) развивать интерес к окружающему миру.
В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетно-ролевая игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею.
В раннем возрасте, когда сюжетно-ролевая игра только начинает складываться, очень важно, что бы взрослый побуждал детей к игре, подталкивал их к совершению различных игровых действий. Работая по данной теме, я разработала планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и особенностями детей раннего возраста.
В сентябре дети адаптируются к детскому саду. Самое главное для воспитателя – завоевать доверие малыша, его привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. В этот период происходит знакомство с предметно-развивающей средой, в том числе и уголками для сюжетно-ролевых игр. Учитывая особенности адаптационного периода, сюжетно-ролевые игры возникают спонтанно в зависимости от ситуации и эмоциональных потребностей ребенка.
В октябре, когда большинство ребят уже завершило процесс адаптации к детскому саду, мы приступили к последовательному обыгрыванию куклы.
Октябрь сюжетно-ролевая игра «Уложим куклу спать».
Задачи:
• Формировать у детей умение выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий;
• Изучить и закрепить знания последовательности в раздевании и одевании;
• Расширить диапазон игровых действий;
• Активизировать словарь: кровать, одеяло, подушка, матрас;
• Обогащение жизненного опыта детей;
• Побудить к общению со сверстниками и воспитателем.
Ноябрь сюжетно-ролевая игра «Куколка обедает».
Задачи:
• Создание основы самостоятельной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
• Обогащение жизненного опыта детей.
• Обогащение игрового опыта детей.
• Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимосвязные игровые задачи.
• Обучение детей младшего дошкольного возраста элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей.
• Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
• Расширять и закреплять представления об использовании предметов посуды.
• Воспитание культуры поведения во время еды.
• Развивать познавательные способности детей.
Декабрь сюжетно-ролевая игра «Купание куклы».
Задачи:
• Формировать умение объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложим спать. Закреплять разнообразные игровые действия.
• Способствовать развитию умения правильно называть предметы и их назначение, закрепление алгоритма купания куклы.
• Развивать игровые умения и навыки, обогащать словарный запас мыло, мочалка, шампунь, полотенце, ковшик.
• Обогащение жизненного опыта детей.
• Воспитывать уважительное отношение к друг другу и бережное отношение к игрушкам
Январь сюжетно - ролевая игра "Дочки-матери".
Задачи:
• Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи;
• Развивать умение переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;
• Обогащение жизненного опыта детей;
• Развивать умение выполнять действия в соответствии с ролью;
• Развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.
Февраль сюжетно-ролевая игра "Машина".
Задачи:
• Знакомить детей с профессией шофера и правилами безопасного поезда на транспорте;
• Продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир);
• Обогащение жизненного опыта детей.
• Формировать умение объединяться по 2-3 ребёнка для самостоятельных игр, подвести детей к самостоятельному замыслу игровых сюжетов.
Март сюжетно-ролевая игра "Наша кукла заболела".
Задачи:
• Уточнить знания детей о работе врача;
• Закрепить знания о медицинских принадлежностях, инструментах;
• Закрепить знание цветов;
• Обогащение жизненного опыта детей.
• Стимулировать использование в речи простых предложений;
• Воспитать уважение к работе врача;
• Развивать внимательность, наблюдательность.
Апрель сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская".
Задачи:
• Знакомить детей с профессией парикмахера и правилами поведения в парикмахерской;
• Закрепить знания о предметах в парикмахерской;
• Активизировать словарь: расчёска, бант, заколка, крем;
• Обогащение жизненного опыта детей;
• Стимулировать использование в речи простых предложений;
• Закрепить знания цветов, величины;Развивать внимательность, наблюдательность.
Май сюжетно - ролевая игра "Магазин".
Задачи:
• Уточнить знания детей о работе в магазине;
• Закрепить знания о предметах торговли;
• Закрепить знания о продуктах;
• Закрепить знание цветов;
• Стимулировать использование в речи простых предложений;
• Воспитать уважение к работе продавца;
• Обогащение жизненного опыта детей;
Развивать внимательность, наблюдательность
Для изучения уровня развития игровой деятельности у детей использовалась методика «Диагностика игровой деятельности ребенка трех лет» (авторы Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова). В начале учебного года у 10% детей был высокий уровень развития игровой деятельности, у 40% - средний и у 50% - низкий уровень развития игровой деятельности. Можно сделать вывод, что у большинства детей вариативность действий в игре была выражена слабо, в процессе игры они не пользовались речью и не использовали предметы-заместители. К концу учебного года у 45% был диагностирован высокий уровень развития игровой деятельности, у 45% - средний и у 10% - низкий.
Таким образом, к концу учебного года, благодаря планомерному и целенаправленному развитию игровой деятельности большинство детей проявляют интерес к игре, могут достаточно долго играть с сюжетными игрушками, а так же проявляют самостоятельность игре: воплощают свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывают. У ребят ярко выражена потребность в игре с сюжетными игрушками. Репертуар игровых действий богат и разнообразен. Дети придумывают новые варианты использования предметов, гибко варьируют их. Игра сопровождается развернутыми высказываниями, эмоциональными обращениями к персонажам и взрослому. Они используют предметы-заместители, при этом используют не только традиционные способы замещения, но и придумывают свои, подчас оригинальные, замещения, демонстрируя гибкость в изменении функций знакомых предметов, за которыми закреплен известный им способ действий. Благодаря всему этому, к концу раннего возраста дети могут самостоятельно брать на себя несложные роли, отступать от навязываемого игрушками сюжета и разыгрывать собственный.