Наталья Лешукова
Сюжетно-ролевая игра как средство социальной адаптации умственно отсталых детей
▼ Скачать + Заказать документы
Санкт - Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом - интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 4»
Статья:
«СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ»
Составитель:
Лешукова Н. К. – воспитатель 23 гр.
2021
Актуальность проблемы:
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство социальной адаптации умственно отсталых детей» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры в период адаптации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Современное состояние учения об умственной отсталости и повседневный опыт дают основания утверждать, что необучаемых детей нет, но возможности к обучению у них разные. Учитывая, что биологический возраст детей с интеллектуальным недоразвитием не совпадает с их психическим возрастом, ведущая роль в обучении учащихся с разной степенью умственной отсталости принадлежит игровой деятельности. Игра является одним из приёмов, который помогает детям преодолеть трудности в обучении и воспитании. Разделу «Игра» не случайно отведено центральное место в программе воспитания и коррекции детей с нарушением интеллекта и развития. Тем самым подчеркивается первостепенное значение этой деятельности для решения стоящих перед педагогами задач обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов психики аномального ребенка. Основная цель педагога состоит в формировании самой игровой деятельности. От того, насколько удастся продвинуть ребенка в овладении игрой, будет зависеть успешность его речевого, умственного, нравственного, социального развития.
Основные виды игровой деятельности – предметные, дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные и сюжетно-ролевые.
Сюжетно-ролевая игра в развёрнутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях подражают взрослым и отношениям между ними; она выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребёнка в социальном обществе. Содержанием сюжетно-ролевой игры являются отношения между людьми, осуществляемые через взаимное манипулирование с предметами. Сюжеты очень разнообразны и изменяются в зависимости от конкретных условий жизни ребёнка и расширения его кругозора.
В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.
У умственно отсталых детей наблюдаются различные нарушения компонентов, влияющих на деятельность в играх : незрелость мотивов и целей деятельности, неумение подобрать необходимые средства реализации для решения поставленной задачи, некритичное отношение к полученным промежуточным и итоговым результатам. В связи с этим возникает ряд недостатков и особенностей в структуре и протекании игровой деятельности это: нарушение целенаправленности, которое во многом объясняется плохой ориентировкой в условии задач, неумением преодолевать встречающиеся трудности, непониманием значимости результатов; трудность переноса прошлого опыта в новые условия; узость мотивации, неустойчивость, скудность знаний, а также неумение планировать свою деятельность и предвидеть ее результаты. Недостаточное понимание словесной инструкции, низкая произвольность внимания, неспособность осознать содержание всей инструкции в целом. Для детей с умственной отсталостью характерен низкий уровень игровой активности, они предпочитают более простые правила. Их действия с предметами остаются на уровне манипуляции, в подавляющем большинстве случаев неспецифических. Интерес детей к предметам, в частности к игрушкам, оказывается кратковременным.
Жизнь в детском коллективе положительно влияет на развитие коммуникабельности и творческой инициативы детей, способствующей образованию сюжетно-ролевых игр. В коллективе ребенок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников, устанавливать дружеские отношения со своими товарищами: считаться с интересами друга, стремиться оказать ему помощь, радоваться его успеху, вместе с ним переживать его горести, преодолевать трудности. Эти отношения проявляются в быту и в сюжетных играх, под влиянием которых дети становятся более отзывчивыми, более сердечными, эмоциональными. В эмоциональной сфере идёт формирование характера нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, стыд и др.
Цель сюжетно-ролевых игр — обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. Вторая важная цель — коммуникативное образование детского коллектива.
Задачи
1. Развивать творческие и коммуникативные способности;
2. Помочь расширить круг интересов ребенка;
3. Учить преодолевать психологические препятствия через игру.
Этапы
К 9-10 годам жизни игра у детей с нарушением интеллекта начинает оказывать коррекционно-развивающее воздействие на них. Наступает время овладения игрой, так как формируются необходимые предпосылки: ребенок относительно хорошо овладевает предметными действиями, накоплен достаточный бытовой опыт, опыт взаимодействия со взрослыми, а иногда и со сверстниками, появляется речь и т. д. Формирование игровой деятельности у всех детей построено на основе комплексного подхода, который включает следующие компоненты: - организация предметно-игровой среды; - обогащение жизненного опыта детей; - обучающие игры; - общение взрослого с детьми в процессе игры.
Большинство умственно отсталых детей сталкиваются в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но проигрывая их так, как им хочется, дети могут научиться постепенно справляться с ними. Более доступными для детей являются сюжетно-ролевые игры бытовой тематики. Эти игры уточняют представления детей о предметах быта и их предназначения, способствуют формированию навыков самообслуживания, пробуждают интерес к бытовому труду людей. Содержание бытовых игр даёт возможность детям овладеть элементарными моральными отношениями заботы, внимания и взаимопомощи. В этих играх формируется двигательный опыт детей, их речь и т. д.
Игра не возникает спонтанно. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли. При этом педагог настраивается на новый лад. Нельзя принуждать ребенка к участию в игре. Следует учитывать его желания и настроение, вводить в игру постепенно, давая возможность понаблюдать за игрой со стороны. Необходимо помогать планировать предстоящую игру, правильно распределять роли. Вообще, воспитатель долгое время является ключевой фигурой игры, т. к. без его руководства и активного участия игры глубоко умственно отсталых детей быстро сходят на “нет”.
Игру следует многократно повторять и вместе с тем постепенно видоизменять, вводить новые предметы, персонажей, новые элементы взаимоотношений, постоянно поощрять детей к самостоятельному поиску игры. Кроме того, педагогу нужно уметь вовремя свернуть игру, чтобы у детей не возникало пресыщения. При этом нельзя останавливать их в момент эмоционального подъема.
После игры нужно провести анализ, задать детям вопросы по содержанию (во что играли; кто кем был; что делал и т. д.). Это позволит детям закрепить свое поведение в коллективной деятельности со сверстниками.
Организация развивающей среды - необходимое условие формирования игровой деятельности детей. Требования к характеру и организации развивающей среды остаются едиными. Процесс обучения детей с проблемами интеллектуального развития в игре, в частности имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения.
Создавая развивающую сюжетно-игровую среду, необходимо уделять внимание атрибутам игры. Ведь при их отсутствии у ребенка сложно вызвать интерес к игре, стимулировать и поддерживать ее. Игровая атрибутика должна систематизирована по темам игр. У детей с выраженной и тяжелой степени умственной отсталостью проявляется характерная склонность к использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности. Функция замещения формируется у них спонтанно. Поэтому необходимо учить использовать различные предметы не только в их прямом назначении, но и в качестве заместителей. Например: кубик – мыло, стол, стул и т. д., стул – мотоцикл, лошадка и т. д., палочка – градусник, ложка и др. Неумение использовать предметы-заменители связано не только с недоразвитием у детей образного мышления и воображения, но и прежде всего, с тем, что у них чрезвычайно скуден запас представлений об окружающем мире и беден опыт предметных действий.
Следует иметь в виду, что в игре нельзя использовать прямые нажимы, «давить на ребёнка, заставлять его играть должным образом. В сюжетной игре не должно быть внешних запретов и обязательств. Ведь дети, подчиняясь воле воспитателя, становятся пассивными объектами его воздействия, выполняют его предписания. При такой организации игры дети становятся беззащитными, т. е. взрослым необходимо проявлять во время игры чуткость, внимание к инициативе детей, их предложениям, чтобы повысить детскую активность, творчество в игре, необходимо всячески способствовать их развитию.
Важным моментом в обучении игре умственно отсталых детей является усвоение ими логики развития игрового сюжета, состоящей в том, что одно действие является подготовительным по отношению к другому. Для этого целесообразно использовать два вида работы. Во-первых, наблюдение, опыт детей и установление последовательности бытовых действий в повседневной жизни, в процессе режимных моментов. После того как дети, к примеру, вымыли руки и должны приступить к еде, педагог обращает их внимание на то, что они сначала вымыли руки, а потом садятся есть; подготавливая детей ко сну, заостряет их внимание на том, что они сейчас разделись, надели пижамы (ведь нельзя ложиться в постель в одежде, а потом лягут в свои кроватки.
Во-вторых, выполнение детьми таких игровых действий, которые требуют от них предварительной подготовки. Например, взрослый предлагает ребенку: «Давай выкупаем твою «Лялю». Что нужно для этого сделать?» Под руководством педагога ребенок перечисляет все игровые действия, которые нужны для подготовки к купанию, а затем переходит к их осуществлению. Применение указанных методических приемов позволяет научить умственно отсталых детей правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку.
Руководя игрой ребенка, необходимо подсказывать ему сюжетные действия, которые он мог неоднократно наблюдать в жизни: «Твоя «дочка» заболела? Что нужно сделать? Как ей помочь?» или: «Ты покормила Таню, а посуда грязная. Что нужно сделать?» и т. п. Подобного рода вопросы хорошо воспринимаются детьми, способствуя отражению ими событий, участниками которых они являлись сами или наблюдали их в повседневной жизни. Руководство педагога должно быть направлено на создание у ребенка интереса к определенной роли, на возникновение у него желания стать тем, кого он увидел.
Время от времени в игру необходимо вводить новые игрушки. Перенос ранее усвоенных действий на новые игрушки или другую, пусть сходную, но не тождественную обстановку особенно важен для детей с нарушением интеллекта, так как он обогащает и разнообразит их игры, закрепляет приобретенные раннее игровые навыки и умения, способствует преодолению стереотипности, характерной для их мышления и деятельности.
Руководство педагога должно быть направлено на создание у ребенка интереса к определенной роли, на возникновение у него желания стать тем, кого он увидел.
Необходимо начать обучение сюжетно-ролевым играм с овладения детьми ролями, которые наиболее близки им по своему содержанию. Вначале это роли близких взрослых, с которыми ребенок общается в повседневной жизни (воспитательница, медсестра). При этом важно, чтобы ребенок в ходе обучения не только понял, какие именно игровые действия он должен осуществить в соответствии с принятой ролью, но и правильно отразил отношения, существующие в жизни, что возможно лишь в том случае, если этому предшествует подготовительная работа.
В своей работе я использую игры, содержанием которых являются реальные явления и события, происходящие в жизни, деятельности людей, окружающих детей. Вначале мы наблюдаем и обговариваем действия взрослого, пробуем подражать, манипулируем игрушкой (если нет подходящей – замещаем похожим предметом, потом переносим в игровую среду. Обязательно даю положительную оценку всем детям. За три года работы в этой группе научила играть в такие сюжетные игры : «Доктор», «Напоим куклу чаем», «Построим гаражи для машин», «Привезем для кукол продукты», и т. д.
Пример: Сюжетно-ролевая игра «Доктор».
Педагогический замысел: Учить детей брать на себя роли мамы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры. Учить детей действиям врача : смотреть больного, измерив температуру, посмотрев горло, послушав трубочкой; пользоваться в игре атрибутами по назначению, сопровождать свои действия речью, вести простые диалоги. Воспитывать чувство заботы о больном, передавать это ласковой речью. Материал: Медицинский чемоданчик, в которой находятся градусник, трубочка, шпатели, таблетки; детские белые халаты, колпачки; кукла с завязанным горлом в кроватке, телефон.
Содержание игры: кукла с завязанным горлом лежит в постели. Педагог спрашивает детей о том, что могло случиться с куклой? Почему она не встает с постели? Почему у нее завязано горло? Выслушивает ответы детей, дает комментарии по поводу них. Затем взрослый уточняет, знают ли дети, что надо делать, когда кто-то заболел? Кто лечит детей и взрослых? Предлагает детям подумать и сказать, кого надо вызвать к больной кукле. Педагог предлагает поиграть в поликлинику. Он распределяет роли, коротко инструктирует о том, кто что доложен делать во время игры. На первом занятии дети действуют по словесному побуждению. В процессе развития сюжета мама (ребенок) вызывает врача на дом, позвонив по телефону в поликлинику: «Здравствуйте, у меня заболела дочка. Можно вызвать врача?» Врач (ребенок) отвечает, что он придет к больной. Приходит врач с медицинской сумкой, в халате и колпаке. Взрослый помогает развернуть диалог мамы и врача о болезни куклы. Затем врач измеряет температуру, слушает, смотрит горло, дает рекомендации по лечению. Взрослый помогает врачу-ребенку вести диалог с куклой, подсказывает, что нужно дать таблетки, питье. Ребенок ласково разговаривает с куклой. Педагог помогает выполнять игровые действия.