Петрова Клавдия Ивановна
Такие простые и сложные истины
▼ Скачать + Заказать документы
Всё чаще можно слышать от родителей, что дети не хотят читать, не умеют слушать художественное слово, не заставишь в руки взять книгу. И это при теперешнем-то изобилии и многообразии художественной литературы, когда прилавки ломятся от книг. Теперь уже не каждый мечтает получить в подарок книгу. Некоторые современные родители спешат избавиться от пыльных книжных стеллажей, занимающих много места. А есть и те, кто прекрасно обходится и без книг, потому что всю информацию можно найти в интернете. Кажется, появилась опасная тенденция- падение интереса к книге. Неужели тезис «книга - лучший друг человека» стал не актуален? И никто не повторит слова Максима Горького: «Всем хорошим я обязан книге». Не могу себе представить, как писатель или художник, или артист говорит: «Всем хорошим я обязан интернету». Хочется сказать, интернет хорошо, и смартфон хорошо, телевизор – хорошо, ну а книга - лучше. Вот так и происходить вымывание гуманитарной матрицы. Я работаю воспитателем в детском саду. Малышей набираю с трёх, а порой и с двухлетнего возраста. Эти малявочки и говорить-то еще не умеют, но уже стали самыми благодарными слушателями и участниками художественного слова, искренними поклонниками книги. Дети вновь и вновь готовы слушать любимые произведения. Начинается все с милых сердцу прибауток, певучих потешек, чудесных сказок. Они - наши верные спутники в режимных моментах, в жизненных ситуациях. Певучесть языка, связность текста, выразительность речи ласкают слух, вызывают эмоциональную отзывчивость. При обилии телевизоров, компьютеров, аудиозаписей и других «детищ» технического прогресса – бабушкино старомодное чтение оказалось самым действенным фактором приобщения ребенка к книге. В своей работе из разных видов деятельности я выделяю художественную литературу. Вот вам и истина, что «вначале было слово». И слово это у вас, уважаемые взрослые. Чтение вслух – это любимая традиция в нашей группе. Чтение вслух - это всегда чтение внимательное, неторопливое, вдумчивое; отдаётся должное каждой интонации, каждому оттенку в слове. Читая книгу, мы можем остановиться, вернуться назад, «включиться» в мир сказки и стать её участниками, пофантазировать. Стараюсь убедить родителей, что совместное чтение, когда глаза в глаза, когда дыхание становится единым - это незабываемые минуты эмоционального общения с детьми. Я уже не говорю о познавательных возможностях художественной литературы для развития личности ребят. Уже к трёхлетним ребятам моей группы приходит гостья – синичка Зинька - персонаж из сказки Виталия Бианки. Зинька играет с нами, приносит подарки, приводит друзей, знакомит с миром природы, учит дружелюбию, поддерживает интерес к другим видам деятельности. По мере роста детей росли и задачи по поддержанию интереса к художественному чтению. В книжном уголке появились книжки- малышки, созданные руками детей, полочка умных книг, авторская полочка, тематическая. Проводим различные мероприятия: «день рождение книги», литературные калейдоскопы, квест – игры (например, «Путешествие к Лукоморью»). Герои книг часто оживают в рисунках, в театральных постановках, в играх. К подготовительной группе дети становились победителями фестиваля детского творчества «Изумрудинка» ( в номинации: выразительное чтение стихотворений, рисунки ребят выставлялись в местном музее ИЗО, воспитанники становились победителями поэтического марафона к 70-летию Победы, выступали на местном телевидении.