Папки-передвижки

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности у детей первой младшей группы

Эльвира Касувовна
Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности у детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

В 1-ой младшей группе, я развиваю умение ориентироваться в окружающем мире, понимать и воспроизводить смысловые стороны речи. Развивать наблюдательность, артикуляцию, функции общения и обобщения (усвоение и употребление слов). Так, как если не учить, то развернутые словесные ответы замещаются простыми словами.

Публикация «Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности у детей первой младшей группы» размещена в разделах

Формы развития речи прежние, но усложняется содержание занятий (дидактические направления деятельности малышей : наблюдение, рассматривание, начальные представления об экспериментировании и т. д.). Продолжю развивать представления детей о предметах и явлениях, учила сравнивать предметы (побуждение к мышлению). Работаю с картинками, направляя внимание ребенка на детальное рассмотрение изображения, развиваю умение повторять слова и высказывать свое суждение (используются сюжетные картинки). Включаю в работу инновационные технологии. Продолжаю работу по театральной деятельности.

При чтении книг, учу договаривать не большие фразы, заканчивать предложения, рассказывать не большие отрывки текста. Организовываю, слушание и последующее воспроизведение: коротких рассказов, стихов, народных потешек, песенок и др.

Активизирую речь детей, вовлекая их в различные игры: подвижные, музыкально-подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д. Всё это способствует всестороннему развитию речи.

С 2-х до 3-х лет отмечается количественный рост словаря, постановка слов в предложении в соответствующей грамматической форме – начинается интенсивное овладение грамматической структурой языка. Малыш усваивает основные грамматические закономерности родного языка. Но эта речь еще упрощенная (в ней отсутствуют причастия и деепричастия). Исходя из этого, я поставила, перед детьми первой младшей группы следующие

Задачи:

понимать речь без наглядного сопровождения,

продолжать расширять активный и пассивный словарь,

воспитывать звуковую культуру речи,

формировать грамматический строй речи,

развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками,

уметь проявлять и контролировать свои эмоции.

В этом возрасте, значительно расширяет возможности памяти, запоминание слов и фраз.

У процесса запоминания 2 пути: непроизвольный (в процессе деятельности, имеющий другие цели) и произвольный (результат сознательного намерения запомнить) (по А. А. Смирнову). На начальном этапе, я опиралась на непроизвольное запоминание. А когда дети стали постарше, они с желанием прилагали усилия к запоминанию, главное чтобы у них был стимул (для того, чтобы рассказать кукле; для спектакля и т. д.) Перед собой поставила цель – сформировать у детей, связанную речь – речь содержательную, логичную, последовательную, достаточно хорошо понятную, не требующую дополнительных вопросов и уточнений. По мнению А. М. Пешковского основным отличием литературной речи от речи обыденной является сознательное пользование языковыми средствами. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, и художественное произведение до них доносит педагог, хорошо владеющий навыками выразительного чтения. Современный педагог просто обязан использовать информационно - коммуникативные технологии (компьютер, проектор, планшет, CD-проигрыватель и т. д.). Предъявления информации на экране в игровой форме, вызывает огромный интерес, несет образный тип информации доступный детям. Движение, звук, мультипликация - привлекает внимание, стимулирует познавательную активность, помогает без особых усилий запомнить художественное произведение. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя "событий", в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия. В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Е. А. Флерина называла характерной чертой такого восприятия единство "чувствующего" и "мыслящего". Е. А. Флерина отметила наивность детского восприятия - дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив, малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка.

Выбирая литературный материал, я решила обратиться к истокам нашей речи – русскому фольклору. И не случайно, последние годы, возрастает интерес к фольклористике, ведь в переводе с английского, слово «фольклор» означает – «народная мудрость». Фольклор приобщает ребенка к духовным ценностям, учит доброте, отзывчивости, честности, смелости, формирует понятие «добра и зла». Он соединяет в себе сказки, стихи, потешки, песни, прибаутки, игровые и театральные приемы, танцы.

Для того, что бы дети знали и любили книги, я оборудовала «Дом книги», где на полочках, в доступном месте стоят книги с красочными иллюстрациями (смотри приложение). Это и народные сказки, и книги известных авторов. Есть у нас и книжки-малышки, для самостоятельного рассматривания на плотной, картонной основе. Не мало, пришлось приложить усилий, что бы научить детей беречь книги, обращаться с ними по назначению и аккуратно. В начале, я сама предлагала, детям почитать сказки и посмотреть картинки. Повзрослев, детки сами рассматривали книги, и даже «читали» (рассказывали, что запомнили) их друг другу. Красочные, яркие иллюстрации, запоминаются детям, вызывают радость и поднимают настроение. А ознакомление с художественным словом становится легким и не принужденным.

Исходя из вышесказанного, я поставила, перед детьми - цель:

проявлять интерес к художественной литературе, сформировать, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

проявлять литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведений, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказа, сказки, стиха, развивать поэтический слух.

проявлять любовь к произведениям русского народного творчества и малым формам фольклора, как то - песенки, потешки, частушки, небылицы, сказки, а так же к произведениям русской и зарубежной классической литературы - Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, К. Чуковского, А. Барто, В. Бианки, В. Сутеева, В. Берестова и Д. Биссета и других.

хотеть и уметь инсценировать доступные для данного возраста произведения народного творчества и современных авторов.

По этому, в течение всего учебного года я проводила стимулирующую работу, направленную на развитие речевой активности малышей :

Развиваю артикуляционный аппарат (смотри приложение);

Формирую правильное речевое дыхание (смотри приложение);

Продолжаю работу над звукоподражанием и звуковой культурой речи: (смотри приложение);

Учу моделировать голос (смотри приложение);

Учу логически выстраивать фразы и грамматически правильно составлять предложения и не большие рассказы: «вопрос-ответ», в стиле комикса;

Разучиваю с детьми не большие тесты: стихи, потешки, слова к инсценировкам (смотри приложение);

Развиваю эмоциональную сферу малышей, игры с наглядными средствами, театральная деятельность (смотри приложение);

Побуждаю к общению, как со сверстниками, так и со взрослыми: экскурсии, беседы, сюжетно-ролевые игры (смотри приложение);

Стимулирую диалогическую речь: театрализованная деятельность, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры (смотри приложение);

Развиваю общую моторику в подвижных играх и играх с речевым сопровождением (смотри приложение);

Развиваю мелкую моторику : сенсорные, пальчиковые и дидактические игры (смотри приложение);

Приобщаю к словесному искусству: чтение худож. произведений, присмотр мультфильмов, прослушивание музыкальных сказок и песенок (смотри приложение);

Развиваю интерес детей к музыке, учу эмоционально реагировать на содержание («Времена года» П. И. Чайковский, «Карнавал животных» К. Сен-Санс; народные мелодии «Пляска с куклами», «Из-под дуба», мелодии современных авторов и конечно музыкально- ритмические игры «Дождик», «Кошка и котята» и т. д.);

Привлекаю внимание детей, к красоте природы наблюдения, прослушивание ауд. записей «звуки природы».

Все эти направления сопровождаю театрализованными элементами игры.

Для театральной деятельности детей в группе были созданы необходимые условия.

Этапы работы:

Выбор художественных произведений;

Разработка сетки занятий по театрализованной деятельности на учебный год;

Написание сценариев, с учетом возрастных особенностей;

Разучивание текстов, движений, мимики и т. д. ;

Сотрудничество с музыкальным руководителем;

Подготовка атрибутов, декораций и пособий;

Показ театрализованных спектаклей и мультфильмов;

Разработка картотеки;

Подборка и составление картотеки игр;

Классификация театрализованных игр;

Организация работы с родителями по изготовлению атрибутов и пособий;

Родительское собрание и консультации на тему «Развитие активной речи малышей»;

Срезы и анализ результатов диагностического исследования

Подведение итогов проделанной работы в рамках проекта, обобщение опыта.

Я оборудовала уголок, который включал следующие виды театра :

пальчиковый театр;

театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки);

кукольный театр; ширма (би-ба-бо);

настольный театр;

фланелеграф - театр картинок;

театр масок;

уголок ряжения;

театр на палочке;

маски- медальки;

дом - книги (книги с иллюстрациями);

музыкальный уголок;

информационно – коммуникативные средства (ноутбук, планшет, видео- и аудио - записи на электронных носителях).

Театр на фланелеграф (смотри приложение).

Картинки или персонажи выставляю на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки, с обратной стороны, кусочки бархатной или наждачной бумаги. В нашем уголке, есть сказки: «Заюшкина избушка», «Лунтик», «Маша и медведь» - новая версия, «Смешарики» - медальки, наборы иллюстраций, декорации.

Театр би-ба-бо.

Атрибуты надеваются на руку, обычно действую на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки. После представления даю возможность детям пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес детей после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, играть дружно, не ссориться, полюбившиеся персонажи брать по очереди. В нашем уголке, есть сказки: «Колобок», «Волк и козлята», «Теремок».

Пальчиковый театр.

Атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате, по ходу разворачивания сюжета, проговариваю слова.

Настольный театр.

Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений. Дети сами действуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих героев (колобка, зайца, лису и т. д.). Пытаются передать характер этих героев мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы (Колобок- Колобок, я тебя съем).

Я использую самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. При этом необходимо помнить, что игрушки - персонажи спектакля должны храниться отдельно и использоваться только по назначению (для театрализованной деятельности). Приобрели набор резиновых игрушек «Три медведя». Изготовили фигурки на палочках «Теремок» и «Репка»; собрали театр «Мелкой игрушки» небольшие игрушки из разных материалов.

Маски- медальки

Использую для драматизации сказок. С их помощью можно воспроизвести сюжет без наглядного сопровождения. Инсценировать потешки, песенки, стихи, использовать в подвижных игр.

Изготовила маски-медальки к сказке К. Ушинского «Гуси»; маски-медальки разных животных, набор медалек на фланелеграф «Смешарики».

Театр мягкой игрушки.

Мягкие игрушки, пожалуй, самые привычные игрушки. Дети охотно играют с ними. Когда я предложила детям оживить их. Помочь им двигаться, говорить их голосами. Малыши настолько увлеклись, что почти каждый день играли ими. Тогда пришла идея сделать постановку, используя мягкие игрушки. Первой была сказка «Колобок». Получилось очень хорошо, причем очень просто. Потом мы инсценировали и другие сказки, герои которых у нас были в виде мягкой игрушки. Игрушки - персонажи, в обычных играх не использовались. Так, как стали для детей сказочными жителями. В планах на будущее, сшить для них народные костюмы. В нашем уголке есть сказки: «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка».

Игры – театрализации.

Для этих игр я изготовила три комплекта масок к сказкам «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок». И нагрудные медальки для сказки К. Ушинского «Гуси». Изготовила домик и другие декорации. Прежде чем проводить игры-театрализации, нужно запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Который я значительно облегчила, для того что бы малыши могли самостоятельно, без помощи взрослого, произносить текст (смотри приложение). Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку, но и эмоционально им воспринято. Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей

Разыгрывая спектакли, я учу детей изменять голос, мимику. Эмоционально раскрываться, сопереживать героям сказок. Для этого я приобрела демонстрационный материал «Наши чувства и эмоции». Серия «Забавы в картинках». Эта игра, через яркие иллюстрации знакомит детей с эмоциональным миром людей. Цель пособия: помочь ориентироваться в бескрайнем мире эмоций и ощущений; понять свой внутренний мир; почувствовать себя частью мира людей. В этой работе мне, так же, помогает «Веер смайлики», который я изготовила сама.

Дети очень отзывчивы к музыкальным произведениям. С удовольствие слушают и сопереживают, услышанному. Для этого мы создали музыкальный уголок. В котором есть: и музыкальные инструменты, и картотека музыкальных игр, а так же фонотека музыкальных произведений и звуков природы. Я очень часто включаю детям аудиозаписи. Малыши любят музыкальные игры, танцы и пляски, игры с музыкальными инструментами: «Музыкальные звери», «Вот как мы умеем», «Заинька, попляши» и т. д.

Для того чтобы добиться определенных успехов в развитии речи посредством театрализованной деятельности я учитываю возрастные и психофизические особенности детей. К каждому ребенку подхожу индивидуально, стараюсь каждого вовлечь в игру. Если у ребенка значительная задержка речевого развития он, может участвовать, молча, передавая мимику и движения. В игре ребенок раскрепощается, и в эмоциональном порыве, иногда неосознанно, начинает говорить.

Для того, что бы дети легко и охотно занимались театральной деятельностью, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, желания, взгляды, чувства. Причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей. В первой младшей группе, я использую, знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мимика, напев, движения). В свободное время все дети по желанию инсценируют сказки. А на занятиях, только те, у которых это получается хорошо.

Сетка занятий по театрализованной деятельности на учебный год :

МЕСЯЦ ТЕМА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

МАТЕРИАЛ

АВГУСТ Репка Настольный театр (на палочках) ЧХЛ, Познание (ок. мир, Коммуникация, Музыка, Труд.

-м / ф «Репка» Союзмультфильм (далее СМФ) 1971г реж И. Иван-Вано

-Настольный театр

-Набор картинок-иллюстраций

СЕТЯБРЬ Курочка Ряба Театр маски

ЧХЛ, Социализация, Коммуникация, Художественное твор-во

-м / ф «Курочка Ряба» СМФ 1982г реж. А. Давыдов.

-Маски и декорации

-Книжка-малышка «Курочка Ряба»

ОКТЯБРЬ Козлята и волк Би-ба-бо

ЧХЛ, Коммуникация, Познание (матем, Безопасность,

Физ. Культ., Музыка.

-м / ф «Волк и семеро козлят» СМФ 1957г реж. П. Носов.

-Муз. ск. Ю. Энтин.

-Игрушки би-ба-бо и декорации

-Книжка-малышка «Волк и козлята»

НОЯБРЬ

Кто сказал мяу?

В. Сутеев

Театр на фланелеграф ЧХЛ, Коммуникация, Музыка, Познание (матем, Социализация, Художественное твор-во

-м / ф «Кто сказал мяу?» СМФ 1962г В. Дегтярев

-Фланелеграф, фигурки

-Книжка-малышка «Кто сказал мяу?»

ДЕКАБРЬ Теремок Театр маски и настольный на палочках ЧХЛ, Коммуникация, Физ. культ, Познание (констр., Социализация, Музыка. Физ. культ.

-м / ф «Теремок» СМФ 1971г реж. Л. Амальрин.

-Маски и декорации

- Настольный театр

-Набор слайдов-иллюстраций, планшет

ЯНВАРЬ Интегративное занятие «Дикие животные живут в лесу».

Театр мягкой игрушки.

Коммуникация, Познание (окр. мир, матем., Художественное твор-во, Музыка.

-Ауд. З. «Пение птиц»,

-картинки с изображением диких животных

ФЕВРАЛЬ Колобок

Би-ба-бо и

Театр мягкой игрушки

ЧХЛ, Коммуникация, Художественное твор-во, Безопасность, Познание (окр. мир, матем., Социализация.

-м / ф «Колобок» СМФ 1956г. Реж. Р. Давыдов.

-Игрушки би-ба-бо и декорации.

-Комплект мягких игрушек

-Набор слайдов- иллюстраций, планшет.

МАРТ Колосок Театр мягкой игрушки ЧХЛ, Коммуникация, Здоровье, Познание, Художественное твор.

-м / ф «Колосок» СМФ 1982г. Реж. Л. Зарубин

-Набор иллюстраций

-Книга «РНС для маленьких»

АПРЕЛЬ Маша и медведь Настольный театр ЧХЛ, Коммуникация, Социализация, Художественное твор-во, Познание (матем., окр. мир, Труд.

-м / ф «Маша и медведь» СМФ 1960г реж. Р. Кочанов

-Набор картинок и фланелеграф

МАЙ Три медведя Настольный театр (резиновые игрушки) ЧХЛ, Коммуникация, Социализация, Художественное твор-во, Познание (матем., Безопасность, Труд.

-м / ф «Три медведя» СМФ 1958г реж. Р. Давыдов.

-Набор игрушек «Три медведя» и декорации.

-Книжка-малышка «Три медведя»

ИЮНЬ

Заюшкина избушка

Театр маски – костюмы.

Развлечение.

ИЮЛЬ

Смешарики

Лунтик

Театр на фланелеграф

Театр на фланелеграф

ЧХЛ, все остальные Образовательные области.

-М / ф-ы «Смешарики»

-Фланелеграф и плоские фигурки

-М / ф-ы «Лунтик»

-Фланелеграф плоск. фигурки

Моя работа в первой младшей группе была направлена на стимулирование самостоятельной игровой деятельности. Я учила детей играть группами из трех – пяти человек, исполняющих свои роли. Предоставляла возможность имитировать действия, передавать основные эмоции героев. Учила создавать "типичный" образ в игре-драматизации.

Малыши освоили первичные режиссерские навыки, они использовали фигурки театра в совместных играх, на заданные темы. Большинство игр отражали круг повседневных интересов детей : игры в семью, в больницу и т. д.

Игровой опыт детей значительно обогатился, появились новые игровые умения. Начиная инсценировку, они превращались в маленьких артистов. Малыши научились использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний. Ребята мало по малу приспособились правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в театрализованной игре. Наладились взаимоотношения с другими участниками игры, дети стали играть дружно, не ссориться, распределять роли. Самостоятельно создавали короткие инсценировки, например «к нам Мила пришла», «угостим Нюшу» и т. д.

Дети полюбили сказки! Они не только охотно смотрели мультфильмы, но и каждый день просили воспитателя почитать ту или иную сказку. Малыши, жили, словно в сказке, даже на стенах нашей группы их каждый день встречают и провожают сказочные герои.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Дидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возрастаДидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возраста Все мы знаем, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности, и что чем лучше развита у ребёнка речь, тем полноценнее.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возраста В 2019 году мы впервые набрали группу от 1,5 до 3 лет. Ни для кого не секрет, что современные дети приходя, в дошкольное учреждение почти.

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная деятельность младшей группы в детском саду «Волшебный мир театра»Театрализованная деятельность младшей группы в детском саду «Волшебный мир театра» "Волшебный мир театра".Проблема образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства актуальна не только как самостоятельный.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности у детей первой младшей группы
Опубликовано: 30 июля 2022 в 13:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности у детей первой младшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Касувовна (УИ 2391914) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД