МААМ-картинки

Театральная деятельность в работе с детьми ОВЗ

Лариса Алексеева
Театральная деятельность в работе с детьми ОВЗ

В данной статье представлен опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются формы и методы работы с использованием театральной деятельности для всестороннего развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы наблюдается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Из своего опыта мною был сделан вывод: чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более эффективной будет коррекция и компенсация нарушений. Поэтому одна из актуальных проблем нашего детского сада - интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Несомненными плюсами интегрированного воспитания и образования является то, что «обычные» дети учатся быть терпимыми к детям с ограниченными возможностями. Когда мы говорим об интегрированном воспитании и образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, но все дети могут развиваться и творить. Ведь в каждом ребёнке есть потенциал, и мы должны помочь раскрыть его для самореализации, самовыражения, творчества. Для работы в данном направлении была определена цель: создание полноценного пространства развития и организация комплексного, интегрированного сопровождения детей с ОВЗ средствами театрального искусства. Поставлены следующие задачи:

Публикация «Театральная деятельность в работе с детьми ОВЗ» размещена в разделах

- помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, обучать детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми;

- сформировать у детей коммуникативные навыки: устанавливать и поддерживать контакт.

- сформировать у «обычных» детей толерантное отношение к «особым» детям.

Работая с «особыми» детьми не первый год, исходя из собственного опыта, пришла к определенным выводам, что интеграция образовательного процесса с элементами театра является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развития у них коммуникативных навыков. Именно театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию дошкольников, формированию коммуникативных умений и навыков, развитию психофизических способностей, психических процессов, речи. Занятия с элементами театра делает процесс обучения более интересным и эффективным, как для педагога, так и для детей. Поэтому в своей работе использую свою авторскую программу «Театр и Сказка» (Рецензия СИПКРО 2013г. Климина Л. В.)

Целью программы «Театр и Сказка» является творческое и всестороннее развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности. Работу веду по следующим направлениям:

1. Социальная адаптация детей

Для выполнения этой задачи мы используем разные виды деятельности :

- трудовая деятельность и развитие моторики. На этом этапе дети обучаются умениям и навыкам, которые могут являться основой для участия в театрализации и праздниках;

- сюжетные игры;

- театрализованные игры с использованием разных видов театра. Проводя такие игры развивается диалогическая речь у детей с ОВЗ. 2. Развитие эмоциональной сферы детей.

- игра на музыкальных инструментах;

- исполнение песен с использованием игрушек;

- танцы под музыку разного характера. 3. Повышение уровня самооценки у детей. На этом этапе стараюсь сформировать у детей уверенность в себе, в свои возможности и способности.

4. Реализация творческих возможностей каждого ребенка. На любом празднике, в театрализованной постановке, каждый ребенок по выбору исполняет роль.

5. Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.

Взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками происходит на разных уровнях:

1. Совместная игровая деятельность.

2. Совместная непосредственно образовательная деятельность. 3. Совместные тематические праздники («Здравствуй, Осень золотая», «Масленица», «Новый год», «Коляда», «Сабантуй» и т. д) 4. Совместная подготовка выставок художественных работ.

5. Совместные экскурсии.

6. Совместная проектная деятельность

Одной из главных задач образовательного стандарта, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Как отмечают Т. Н. Винтаева и др., успешному личностному и социальному развитию детей с ОВЗ способствует активное участие в воспитательно-образовательном процессе родителей воспитанников, поэтому «сотрудничество с родителями – важнейшее звено концепции современного образования невозможно обеспечить становление социально-адаптивной личности ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в достижении этой цели» [5, с. 17]. Родители равноправные участники воспитательно - образовательного процесса. Стараюсь воспитать у родителей толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Результатом работы с родителями в данном направлении стало: совместно участвуют в праздниках, изготавливают костюмы и декорации для спектаклей, украшают группу и музыкальный зал к праздникам. Доброй традицией стало показ в конце учебного года совместных театральных постановок. Все родители принимают участие в долгосрочных проектах: «Семейный театр», «Театральная игрушка». Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод: интеграция образовательного процесса с элементами театрализации положительно влияет на всестороннее развитие ребенка с особыми потребностями, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.

Литература: 1. Винтаева Т. Н., Вареницина Г. Г., Тарабыкина А. А. Формирование педагогической компетентности родителей как условие развития социально-адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Поволжский педагогический вестник. 2015. - № 4 (9)

2. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников : Книга для воспитателя детского сада. – М: Просвещение, 1991.- 127с.

3. Петрущенко Н. А., Зенченко Н. Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.

4. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. :ТЦ "Сфера", 2001.-c.9-16,76-121

5. Программа «Театр и Сказка» (автор Алексеева Л. В. Рецензия СИПКРО 2013г, Климина Л. В.)

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Театральная деятельность во второй младшей группеТеатральная деятельность во второй младшей группе «Театральная деятельность во второй младшей группе» Театр – волшебный мир, где ребёнок играет, развлекается и развивается. Именно поэтому.

Фотоотчёт о работе кружка «Читайка». Продуктивная деятельность с детьмиФотоотчёт о работе кружка «Читайка». Продуктивная деятельность с детьми В старшем дошкольном возрасте у детей появляются новые интересы: они чаще задают вопросы, на которые порой взрослому нелегко ответить; неожиданно.

Перспективное планирование на год по работе с родителями «Театральная деятельность» Предлагаю Вашему вниманию перспективный план на год по работе с родителями. Дата: Сентябрь: 1. Анкетирование родителей "Выявить индивидуальные.

План по самообразованию «Проектная деятельность в работе с детьми раннего возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» ГОРОД ДОЛИНСК САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТь ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН.

Проектная деятельность в работе с детьми. Детский групповой проект «Почему шишка закрывается?»Проектная деятельность в работе с детьми. Детский групповой проект «Почему шишка закрывается?» Ребята высказали предположения, что на закрытие шишки могут повлиять: 1. Свет 2. Темнота, ведь такое явление в природе встречается очень.

Театрализованная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста. Виды театровТеатрализованная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста. Виды театров Вся жизнь ребенка насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша говорить, брать на себя.

Театральная деятельность в детском саду (подготовительная группа)Театральная деятельность в детском саду (подготовительная группа) Театральная игра. В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характеристиками героев, наиболее сложными.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОСТеатральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Театральная деятельность в логопедической подготовительной группеТеатральная деятельность в логопедической подготовительной группе ТЕАТР - ЭТО ВОЛШЕБНЫЙ МИР. ОН ДАЕТ УРОКИ КРАСОТЫ, МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ. А ЧЕМ ОНИ БОГАЧЕ, ТЕМ УСПЕШНЕЕ ИДЕТ РАЗВИТИЕ ДУХОВНОГО МИРА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театральная деятельность в работе с детьми ОВЗ
Опубликовано: 6 октября 2022 в 18:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД