Папки-передвижки

Театрально-декоративная деятельность как средство развития интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста

Алевтина Осипова
Театрально-декоративная деятельность как средство развития интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Театрально-декоративная деятельность как средство развития интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности.

Осипова Алевтина Анатольевна

Воспитатель

Правильность, красота и чистота речи тесно связана с её интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается,

если она не только содержательна, правильна, но интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слово.

Публикация «Театрально-декоративная деятельность как средство развития интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Интонация-это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать различные чувства.

Проводя обследования звуковой стороны речи детей, мы отметили отклонения в развитии интонационной стороны речи : речь невыразительна, используют в основном повествовательные и восклицательные предложения. Нечёткая артикуляция и недостаточное развитие мимической мускулатуры отражаются на дикции. Так же дети затрудняются изменять высоту, силу и тембр голоса в самостоятельной речи, при чтении стихотворений, пении песен.

Развивать интонационно-мелодическую сторону речи мы стараемся на занятиях и прогулках, в самостоятельной деятельности, мы используем различные упражнения и игры, направленные на развитие интонационной стороны речи, артикуляционной и мимической моторики. Например: использовали упражнения, где дети развивали и тренировали умения и навыки распознавать эмоциональное состояние по мимике. Попробуем вместе обрадоваться, рассердиться, удивиться. Также на занятиях и прогулках мы формировали умение и навык правильного пользования речевым дыханием: отрабатывали длинный выход, используя звуковые дорожки. Используя следующие игры Успокой Таню "Кто стонал" дифференциация по высоте голоса. А также игры на звукоподражание "Заводные игрушки "Птички" "Медведица и медвежонок" дифференциация звукоподражания произносимые высоким и низким голосом. Используем также артикуляционные разминки и распевки. А также игры направленные на развитие артикуляционной моторики.

Например: "Кто умеет улыбаться" (активация мышц губ) "В лесу" (мышц губ нижней челюсти, развитие силы голоса).

"Кто лучше сделает дудочку?" (активация мышц губ) и т. д.

Свою работу по театрально-декоративной деятельности мы начинаем с чтения сказки. Это способствует развитию слухового восприятия, внимания, памяти, расширению словарного запаса и др. Характеризуя героев сказок, создаё м перед детьми проблемные ситуации и просим подумать: над созданием образа героя, какими выразительными средствами это можно передать, рассказать, а затем показать. Учим детей изменять качества голоса, при повторении фразы, изменять выражение лица, походки при изменении сюжета произведения.

Например: герой сказки Медведь говорит низким, громким голосом, а голос Лисы - средний по высоте, не громкий. У Мышонка - тихий, высокий. Подбираем эмоциональные характеристики голоса - у Медведя - сердитый или добродушный, у Лисы - хитрый, вкрадчивый, у Мышонка - тихий, испуганный. Для работы над пантомимическими умениями проводим игры: «Покажи походку», «Узнай по походке», т. е. отрабатывали умения ходить вразвалочку, показать, что он большой, немного неуклюжий. А вот бежит лиса. Мы просим рассказать, как она двигается (кокетливо, легко; показывает всем свою красу, а затем теперь - показать. При этом вспоминаем, какими выразительными средствами пользовались актеры.

Раздавая роли, мы стараемся привлечь каждого ребёнка к участию в театральной деятельности. При разучивании ролей мы отрабатываем различные типы интонации. Дети выбирают понравившуюся фразу, и мы учимся произносить её с повествовательной, восклицательной и вопросительной интонацией. На начальных этапах работы, мы использовали модели, на которых стрелками изображены повышения и понижения голоса при различных типах интонаций. Эти модели разных во время работы находились перед глазами детей и в случае затруднения произнесения, чаще вопросительной или восклицательной интонаций, они могли обратиться к схеме.

В процессе работы над интонационно-мелодической стороной речи мы проводили игру «Путаницу», когда дети при демонстрации определённого героя намеренно изменяли походку, голосовые характеристики, использовали неадекватную интонацию. Затем зрители перечисляли ошибки и показывали правильный вариант.

При отработке интонационно - выразительности речи используем интерактивные средства и запоминаем как меняет голос актер который озвучивает различных героев сказки.

Готовясь к спектаклю, дети вместе с родителями участвовали в изготовлении декораций, костюмов. Дети с удовольствие рисовали, изготавливали из различных материалов персонажей, которых сами озвучивали.

При отработке ролей на начальном этапе работы над интонационной стороной речи нам помогали родители. На консультациях мы знакомили их с приёмами развития речевого дыхания; голоса, интонации и они использовали рекомендуемые приёмы и игры со своими детьми дома не только при подготовке к спектаклям, но и при заучивании стихотворений, загадок, пословиц, чтении книг.

Заключительным этапом нашей работы, является показ сказки родителям и детям других групп. Дети демонстрировали свои умения с радостью, и мы видели, что с каждой постановкой спектакля речь детей становилась выразительнее, даже самые стеснительные раскрепощались и чувствовали себя увереннее. Мы видели, работая над интонацией во время занятия театрально-декоративной деятельностью, дети с желанием развивали и совершенствовали качества своей речи и приобретали такие качества личности, которые помогают успешнее социализироваться в обществе.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрально-декоративная деятельность как средство развития интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 марта 2023 в 13:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрально-декоративная деятельность как средство развития интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Осипова (УИ 2038737) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД