Надежда Петрейкина
Техническая одарённость детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Техническая одаренность детей дошкольного возраста.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Публикация «Техническая одарённость детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Техническая одаренность характеризуется постоянной направленностью на ознакомление с техническими устройствами, приборами, машинами, их устройством, функционированием, другими параметрами и качествами.
В основе технической одаренности лежат технические способности.
Технические способности – это способности, которые проявляются в работе с оборудованием или его частями.
Проанализируем особенности развития технических способностей детей дошкольного возраста. Л. Терстон рассматривает технические способности как общие умственные. Исследователи В. Ю. Шурыгин, А. В. Дерягин под техническими способностями понимают взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга качества к пониманию вопросов, связанных с техникой, к изготовлению технических устройств, к техническому изобретательству. Это те способности, которые проявляются в непосредственной работе с различным техническим оборудованием или его частями. Под техническими способностями В. А. Крутецкий понимает следующее:
• наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющая видеть их достоинства и несовершенства;
• точность и живость пространственных представлений;
• комбинаторная способность (способность составлять из данных узлов, деталей новые комбинации, сопоставлять свойства различных материалов);
• техническое мышление (способность понимать логику технических устройств).
И. В. Абокумова, К. А. Бабиянц рассматривают технические способности как психологические особенности, проявляемые в работе с оборудованием и отдельными взаимодействующими механизмами. Чаще всего под этими особенностями подразумеваются техническое мышление и техническая осведомленность. В качестве измеряемых показателей чаще всего выступают технический опыт, приобретаемый человеком в работе с техникой, пространственные представления и понимание технических устройств.
Таким образом, технические способности – это взаимосвязанные и независимые друг от друга личностные качества, проявляющиеся в основном в игровой, конструкторской и продуктивной видах деятельности:
• понимание назначения техники, ее полезных и вредных функций;
• умение обращаться с техникой (подключение, запуск, управление функциями);
• изготовление технических изделий (сборка деталей, конструирование, навешивание технических функций на предметы-заместители);
• проявление в продуктах творчества ребенка идей технического изобретательства (идея с субъективной для ребенка новизной, способность видеть, формулировать и разрешать противоречия (телевизор и широкий, и узкий одновременно, способность комбинировать технические системы).
При этом важно учитывать, что такая работа требует не только особых умственных способностей, но и высокого уровня развития сенсомоторных способностей, ловкости, физической силы. Развитие технических способностей детей опирается на сформированную мелкую моторику, пространственное представление, логическое мышление. Выявив особые характеристики, соответствующие человеку, обладающему техническими способностями, мы можем определить основы развития технических способностей детей дошкольного возраста, выстроенные в соответствии с возрастными периодами развития :
1. развитие мелкой моторики рук (младший возраст);
2. развитие пространственного мышления ребенка (средний возраст);
3. развитие логики, включение в продуктивные виды деятельности (конструирование, лепка, черчение и рисование, решение творческих задач и изобретательских задач (основы ТРИЗ) (старший возраст).
Опора на возрастные особенности обеспечивает поступательность развития психических процессов и индивидуальных способностей детей. При этом мы ориентируемся на результаты деятельности детей в продуктах творчества. Если в продуктах творчества детей проявляется опережение в развитии сверстников на 1,5-3 года, то мы можем говорить о признаках одаренности. В области развития технических способностей это может реализовываться в способностях ребенка 4–5 или 5,5–6 лет в установлении закономерностей, выполнении логических операций таких, как анализ и синтез, обобщение, установление связей между системами и их частями, в способности разрешить противоречие и объяснить прием его разрешения (например, в основе нового для ребенка решения заложены объединение объектов, чередование функций, переход признаков объекта в новое качество и т. д.).
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста в процессе обучения происходит следующим путем:
1) наблюдение;
2) восприятие и осмысливание информации;
3) практическая деятельность (измерение, построение, рисование, моделирование, конструирование, решение задач и др.);
4) мысленное оперирование пространственного представления.
На основе этих умений выделяются уровни сформированности пространственного представления детей.
Пространственное мышление служит основой развития логического мышления, а целенаправленное развитие логического мышления ребенка является базисом развития индивидуальных способностей в области технического творчества.