Валентина Эристави
Использование техник рисования и аппликации в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных и значительных для детей дошкольного возраста : она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Рисование имеет важное назначение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Публикация «Использование техник рисования и аппликации в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Рисование – это доступный для детей вид продуктивной деятельности. Видно материальный результат, т. е. рисунок, глядя на который можно увидеть, что усвоил ребенок, а что нет, какую работу еще необходимо проводить. С помощью рисунка ребенок выплескивает наружу все эмоции, как положительные, так и отрицательные.
Предлагаю рассмотреть некоторые техники рисования и аппликации, которые я использую в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) более подробно.
Рисование воском
Цели:
Знакомство с новой техникой рисования. Закрепление навыков изображения деревьев.
Материал:
1. Листы (альбомные) бумаги белого цвета
2. Кусочки свечи на каждого ребенка
3. Акварель
4. Широкие кисти
5. Баночки с водой, салфетки
6. Картины, иллюстрации с изображением зимы, заснеженных деревьев.
Ход работы:
После рассматривания иллюстраций дети выбирают предмет для изображения. Это могут быть деревья, снеговики, снежинки и т. д. Не следует загромождать рисунок.
На белом листе кусочком свечи наносится рисунок. Трудность работы заключается в том, что наносимого рисунка почти не видно. Для облегчения работы при рисовании свечой надо наклонить голову влево (для левшей вправо, и тогда восковой набросок хорошо видно. Затем выбирается цвет акварели для покрытия воскового рисунка. Акварель надо хорошо смочить и широкой кисточкой нанести на лист с восковым рисунком. Акварелью надо покрыть весь лист. Чтобы цвет ложился ровно, лучше работать кистью в одном направлении (слева-направо) широкими движениями.
Тематика:
«Море», «зимние пейзажи», «снежинки», «узоры на стекле», «ветер», «вьюга», «цветы».
Мозаичная аппликация
Цели:
Знакомство детей с новым видом работы, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук; учить детей доводить начатое дело до конца.
Материал:
1. Листы бумаги с нарисованным контуром (могут быть цветы, животные и т. п.)
2. Наборы цветной бумаги
3. Клей или клеящие карандаши
4. Кисти для клея
5. Салфетки
Ход работы:
Перед занятием вниманию детей предлагается несколько работ, выполненных способом мозаичной аппликации. Выслушиваются отзывы детей и предлагается аналогичная работа. Всем ребятам следует приготовить разные силуэты, чтобы при рассматривании готовых работ ребенок увидел большее разнообразие и разные цветовые решения.
Работу можно выполнять несколько занятий и доделывать в свободное время (по желанию детей, т. к. эта очень трудоемкая работа и дети быстро утомляются.
Примечание:
Основа для наклеивания может быть и белой, и цветной. Фон можно заполнять мозаикой, можно не заполнять.
Чем мельче кусочки, тем красивее работа
Тематика:
«Животные», «птицы», «насекомые», «цветы»
Отпечатывание листьев (травы)
Цели:
Знакомство с новым видом работы. Воспитание внимания, аккуратности. Воспитание чувства прекрасного.
Материал:
1. Альбомные листы
2. Засушенные листья (хорошо разглаженные) или свежесобранные; травинки разных сортов
3. Акварель, кисти
4. Бумажные салфетки для приглаживания листьев к основе
5. Клеенки (где намазываем листья краской)
6. Иллюстрации, открытки с изображением букетов.
Ход работы:
Перед работой необходимо подготовить засушенный материал, а именно: положить листья и травинки в расправленном виде между хорошо смоченных тряпок на несколько часов во избежания поломки, т. к. этот материал очень хрупкий. Свежие листья замачивать не надо. Педагог сообщает детям тему занятия и предлагает рассмотреть букеты, изображенные на открытках. Необходимо обратить внимание на особое расположение крупных и мелких деталей. Затем дети выбирают материал для своей композиции и раскладывают листья и травинки прожилками вниз. Рассматривают свои букеты, вносят поправки. После этого берут по очереди каждую деталь, кладут на клеенку прожилками вверх, намазывают акварельными крассками летних или осенних оттенков и отпечатывают на лист бумаги (на то же место, с которого взяли деталь букета). Сверху накрывают салфеткой и слегка приглаживают ладонью. Затем засушенный лист убрать. Отпечаток готов. И так далее весь букет.
Примечание:
Использованные листья и травинки можно промыть водой, подсушить, положить под пресс, а затем использовать повторно.
Рисование приемом тычка
Цели:
Познакомить детей с методом рисования тычком. Закреплять умение правильно держать кисть; углублять представления о цвете, формах; воспитывать любовь ко всему живому. Учить работать широкой и тонкой кистью по необходимости.
Материал:
1. Трафареты будущих рисунков
2. Альбомные листы бумаги
3. Широкие жесткие кисти, тонкие кисти
4. Густая гуашь
5. Баночки с водой, салфетки
6. Простые карандаши.
Ход работы:
У детей листы бумаги с готовыми силуэтами рисунка. А также дети сами могут выбрать будущее изображение и обвести самостоятельно трафарет по контуру простым карандашом.
Жесткой кистью с густой гуашью ребята по контуру «обводят» рисунок постукивающими движениями. Затем тем же приемом заполняют весь рисунок. Необходимо следить за количеством краски на кисти: ее не должно быть слишком много или слишком мало. При использовании этого приема рисования зверьки получаются пушистые, как живые.
Обязательное условие: нельзя просто закрашивать рисунок, это считается ошибкой.
Тематика:
«Звери», «птицы», «некоторые цветы».
Рисование на ткани
Цели:
Знакомство с новым видом изображения. Обучение детей изготовлению открытки своими руками.
Материал:
1. Заготовки для открыток (кусочек белой хлопчатобумажной ткани с двух сторон обклеен цветным картоном; лицевая сторона картона вырезана в форме узкой рамочки).
2. Краски (гуашь, акварель)
3. Тонкие кисти
4. Клеенки
5. Открытки для рассматривания
Ход работы:
Сообщить детям цель и предложить рассмотреть открытки с изображением цветов, пейзажей. Обратить внимание детей на разнообразие цветов, их расположении в букетах, на яркость красок и их сочетание.
Показать два способа рисования на ткани : рисование по сухому и рисование на мокрой ткани. Предложить выбрать наиболее понравившийся способ рисования и приступить к работе. Рисунок дети начинают наносить с фона. Главное в этой работе- выделить цветы (или деревья, а не фон. Фон не должен быть ярче основного рисунка.
Примечание:
Осторожно работать с водой, не мочить часто кисть, иначе изображение будет расплываться.
Тематика:
«Цветы», «пейзажи».
Рисование штрихом
Цели:
Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук. Подготовка руки к письму. Развитие умения ориентироваться на листе; глазомера. Воспитание усидчивости. Развитие воображения.
Материал:
1. Листы бумаги
2. Простой карандаш (можно цветные карандаши)
3. Готовые рисунки в данной технике.
Ход работы:
Занятие начинается с разминки для пальцев рук. Педагог показывает детям готовый рисунок и предлагает его рассмотреть. Дети выясняют, как будут выполнять задание, с чего начнут и т. д. Главное условие этой методики: штрихи должны быть все одинаковой длины, на одинаковом расстоянии друг от друга. Чем ближе штрихи один к другому, тем ярче рисунок.
Работу можно выполнять как простым, так и цветными карандашами. Дошкольникам больше нравится работать в цвете. Они учатся подбирать красивые сочетания цветов, а при замене карандашей по цвету появляется дополнительная возможность для отдыха мышц ведущей руки.
Если это первое занятие, то педагог рассказывает детям о штрихах, их видах, об основных правилах и особенностях их изображения. На первом занятии дети учатся выполнять штрихи по прямой, с наклоном, волнообразно, по кругу, начиная с точки. Работа в этой технике развивает у детей мышцы ведущей руки, умение ориентироваться на листе бумаги, глазомер, творчество, фантазию, усидчивость. Все эти качества очень важны для учебы в школе.
Тематика:
«Животные», «птицы», «цветы», «деревья».
Волшебная бумага (граттаж)
Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография.
Цель: познакомить детей с новой техникой изображения и технологией изготовления волшебной бумаги.
Материал:
1. Картон (белый для изображения зимы, цветной - для цветов, орнаментов и т. п.)
2. Восковые свечи
3. Густая гуашь
4. Широкие кисти
5. Острые предметы (гвозди с широкой шляпкой, стеки, отвертки, палочки и т. п.)
Приготовление волшебной бумаги:
1. Картон хорошо натереть свечой в разных направлениях.
2. Сверху покрыть густой гуашью (цвет гуаши не должен совпадать с цветов картона).
3. Дать гуаши высохнуть и волшебная бумага готова.
4. Рисунок процарапывается острым предметом (надо соблюдать осторожность)
5. Выступивший поверх гуаши сцарапанный воск нельзя стряхивать руками (пачкает руки). Рабочий картон надо поставить на ребро и слегка постучать на предварительно постеленную на рабочий стол клеенку.
Тематика:
«Зимний пейзаж», «снежинки», «зимние узоры», «белый зайчик», «снегопад», «красивые цветы», «волшебные птицы», «завитки», «орнамент» - если картон цветной.
Монотипия
Цель:
Знакомство с новым видом художественного творчества. Формирование цветовосприятия. Развитие фантазии и художественного вкуса.
Материал:
1. Наборы гуаши
2. Широкие кисти
3. Оргстекло или любая другая плоская твердая поверхность
4. Стаканы с водой
5. Салфетки
6. Листы бумаги (по несколько на ребенка, формат зависит от размера пятен
7. Рамочки, ножницы, клей, простой карандаш
8. Большие листы для наклеивания мини-картин
Ход работы:
На оргстекло дети наносят широкими кистями густую гуашь понравившихся им сочетаний (каждый цвет касается другого)- 2, 3 или 4 цвета. Сверху накладывают лист бумаги и хорошо проглаживают ладонью или утюгом. Работу надо выполнять быстро, пока не высохла краска. Лист отрывают от поверхности и любуются отпечатком. Затем создают другие сочетания (3-4 раза). После того, как отпечатки хорошо просохнут, дети с помощью рамочек (заранее приготовить из картона разной формы, цвета и размера, прикладывая их к высохшим отпечаткам, ищут наиболее понравившиеся фрагменты, обводят их простым карандашом, вырезают и наклеивают на чистый лист. Придумывают названия своим мини-картинкам.
Отпечатывание рисунка на листе, сложенном вдвое
Упражнение «Дорисуй вторую половинку»