TATI
Технологии в социальной работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
1. Теоретические основы технологии социальной работы с детьми-сиротами
Понятие и проблемы детей сирот
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
Основанное на положениях ст. 121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети сироты - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами:
Публикация «Технологии в социальной работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей» размещена в разделах
отсутствием таковых или лишением их родительских прав,
ограничением их в родительских правах,
признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными,
отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей,
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов,
отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.
Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.
Воспитание и образование детей-сирот является актуальной социально-педагогической проблемой. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких, как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т. д. Среди многих проблем вхождения в жизнь общества для детей-сирот доминируют неумение жить самостоятельно, строить свою семью. Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способностей ориентироваться в современной ситуации, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств, в неумении работать и др.
Технологии социальной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
В работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей применяются различные технологии и программы. Каждая из них имеет свою специфику, но у них у всех одна конечная цель.
Основными целями социальной работы с данной категорией являются:
- создание системы социального обслуживания детей как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;
- выявление факторов, обусловливающих развитие социального поведения несовершеннолетних и молодёжи;
- оказание экстренной помощи детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих;
- достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).
В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь дети.
Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам, может оказаться в трудной жизненной ситуации и соответственно, будет нуждаться в помощи и защите в разной степени.
В связи с этим трудные жизненные ситуации детей классифицируются следующим образом:
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети – жертвы экологических и техногенных катастроф;
- дети – жертвы стихийных бедствий; дети – инвалиды;
- дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств;
- дети – жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.
У воспитанников масса проблем, так как в государственном учреждении у них нет чувства постоянного дома. Некоторым детям приходилось менять до шести населенных пунктов, включая место рождения и обучения после окончания школы, четыре или пять детских учреждений.
В 15–18 лет подростки вынуждены уходить из реабилитационного центра в неизвестность, решать проблему жилья, прописки.
Как минимум, она заключает в себе изменение места жительства и разрушение домашних связей. Домашние связи у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, разрушаются несколько раз:
1) собственно домашние связи и разлучение с родственниками;
2) домашние связи, когда ребенок начинает считать детское учреждение – домом, а воспитателей и детей – родственниками. Подобные переезды оставляют психологическую травму на всю жизнь. Переезд из одного учреждения в другое для одних воспитанников – ожидание чего-то нового, для других – страх перед будущим. Те, кого обижали в реабилитационном центре, ждут, что жизнь переменится к лучшему.
У детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на протяжении истории призрения была возможность повысить свой статус в государственном учреждении относительно беспризорного. Это реализуется за счет государства и за счет образования или профессии, которые обязательно стараются дать ребенку в воспитательном учреждении. На этом пути ребенка часто ограничены в получении школьного образования, многие из них не могут учиться в обычной школе, равняться в своих знаниях на детей, у которых есть родители.
Ограничения с получением специальности и работы связаны с жилищной проблемой. Закон предписывает выпускнику государственного учреждения возвращаться по месту рождения, с которым иногда связан только сам факт рождения.
Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которые не общались с родителями во время пребывания в детском учреждении, или ничего не знают о своих родителях, начинают наводить о них справки. Некоторые молодые люди это делают после окончания школы, другого учебного заведения, после службы в армии. Когда приходится устраиваться на работу и заново решать проблему прописки и жилья. Одни молодые люди могут узнать только о том, что родители были, но теперь их больше нет, другим удается получить сведения и о своей бывшей прописке или месте проживания, а значит – претендовать на жилье.
Если родители и дети соглашаются жить вместе, то нередко молодые люди начинают вести такой же асоциальный образ жизни, как и их родители. Можно говорить о негативной социализации.
Иногда сами дети, делая вывод, что лучшая защита – это нападение, начинают издеваться над родителями, выгоняют их, продают жилье.
В некоторых случаях подросткам легче ассоциировать себя с негативной средой. Стать бомжами, вступить в банду, но не возвращаться к своим родителям.
До окончания школы (9 или 11 классов) дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации находятся в одном пространстве – детском учреждении, разной степени открытости/ закрытости и представляют собой определенную группу детей, подростков, связанных территориальным единством.
Дети каждой группы (детского учреждения) живут в одинаковых условиях, получают одинаковое воспитание и образование, имеют один социальный статус – воспитанника. Причина того, что дети объединены в группировку «воспитанники реабилитационного центра», заключается в опеке государства и в отсутствии родительской заботы. Коллективное единство – детское учреждение. Новый коллектив, как и все общество вне детского учреждения – чужие. Если социализация проходит успешно, то чужак становится своим, «вписывается» в группу.
В качестве основных показателей социализации можно отметить:
– насколько успешно воспитанник сумел дальше продолжить свое образование, получить профессиональную подготовку;
– насколько успешно воспитанник сумел устроиться на работу;
– насколько успешно он сумел создать свою семью, воспитать своих детей;
– развитие социальной активности, самостоятельности, ответственности;
– отсутствие девиантного поведения.
Для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических, но и социальных, духовных потребностей ребенка.
Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т. д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, – то можно смело прогнозировать успешную социализацию такой личности.
Таким образом, социальная работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию широко развита и имеет различные направления, но ориентированы они в основном не на профилактику кризисных ситуаций, а на «борьбу» с последствиями попадания ребёнка в данную категорию граждан.
Невозможно разработать универсальный метод социальной помощи, технологию или программу способную одновременно эффективно решать различные проблемы данной категории детей.
Поскольку характер проблем попадающих под классификацию дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию очень широк и разнообразен. В структуру комплекса входит ряд подразделений:
- служба социальной работы с семьей, которая занимается выявлением дезадаптированных детей на территории района, сотрудничает с различными учреждениями, органами правопорядка и общественными организациями. В функции этой службы входят так же анализ факторов социальной дезадаптации, изучение особенностей личностного развития и поведения детей, анализ жизненных ситуаций в семьях, определение причин возникновения конфликтов, корректирование семейных отношений. Кроме этого, специалисты способствуют изменению отношения детей к учебной деятельности, восстановлению их социального статуса, оказывают помощь в профессиональной ориентации, получении специальности и трудоустройстве родителей. Специалисты службы взаимодействуют с ИДН, РОНО и др., проводят первичный прием клиентов, накапливают информацию, проводят необходимую социальную работу с семьями и отдельно с детьми, корректируют деятельность других служб комплекса, осуществляют индивидуальный подход, т. е. учитывают реальную жизненную ситуацию.
- юридическая служба, которая консультирует клиентов по всем юридическим вопросам, составляет документы, необходимые для защиты прав клиента, отстаивает интересы клиентов.
- психологическая служба, которая проводит психодиагностику, информирует социальных работников о психических особенностях клиентов, вырабатывает конкретные рекомендации по предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций.
Основные направления работы с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей
Учитывая особенности контингента детей, попадающих в ЦССВ необходимо продумать содержание работы с детьми, хотя довольно разумной является мысль о разделении на временные этапы нахождения ребенка в каждом конкретном учреждении. Пребывание ребенка в Центре имеет четко выраженную конечную цель, которой предшествует конкретная промежуточная.
Выделение целей облегчает воспитателю, педагогу и самому ребенку прослеживать его жизненный путь, позволяет добиваться конечных целей, постепенно усложнять требования к ребенку. Такое содержание работы позволяет увидеть и почувствовать изменения в самом себе, в своем поведении, в образе жизни, быть активным участником всей работы.
Время пребывания ребенка в центре, помогает воспитателю сосредоточить внимание на развитии именно тех навыков, которые необходимы в данный момент. Овладение навыками, необходимыми для нормальной жизни на каждом временном этапе, легко увидеть, они облегчают адаптацию ребенка к жизни как в учреждении, так и выживании вообще.
Время пребывания ребенка в ЦССВ будет разным по длительности, но условно оно делится на несколько этапов:
Первый этап условно называется этапом формирования чувства безопасности, который, может охватывать время от начала работы по устройства ребенка в конкретное учреждение до 5-6 недель пребывания в нем.
Второй этап направлен на организацию жизни ребенка в центре. Данный этап охватывает весь период пребывания ребенка в конкретном учреждении и по длительности продолжатся от трех месяцев до самостоятельного выхода в жизнь.
Третий этап включает организацию и проведение разного вида реабилитационной работы с детьми. На данном этапе предполагаются индивидуальные и групповые формы работы с детьми и подростками в течении всего времени пребывания в центре.
Четвертый этап предполагает самоопределение воспитанников центра, в том числе и профессиональные. Данный этап охватывает все время пребывания ребенка в данном учреждении, а виды работы и формы зависят от возраста ребенка.
Пятый этап связан со временем, когда воспитанник покидает центр и его готовят к выходу в самостоятельную жизнь. Время его прохождения очень индивидуально, зависит от конкретной цели, которую реализует воспитанник учреждения.
Сроки прохождения этапов по времени будут зависеть от многих причин и определяться следующими факторами:
- возможностями территорий по оказанию социальной помощи детям и подросткам;
- возрастом ребенка и конечной целью его пребывания в данном учреждении;
- профессиональным самоопределением воспитанника;
- целью его самостоятельной жизни.
Таким образом, разделение времени пребывания ребенка в центре на этапы позволяет четко разграничить функции, которые при этом выполняют все специалисты, имеющие отношение к ребенку.
2. Особенности социальной работы с детьми-сиротами. Анализ деятельности ЦССВ
Жизнь ребенка в условиях центра, ограниченных социальных влияний, обуславливает особое психоэмоциональное развитие ребенка.
Поэтому психолого-педагогическое сопровождение - важная часть в становлении и социализации личности воспитанника.
Модель работы в Центре выстроена таким образом, что ребенок получает всестороннюю помощь и защиту силами того или иного подразделения учреждения.
Отделение воспитательно-реабилитационной работы оказывает воспитательные функции, в него помимо педагогов входят также психологи и учителя, оказывающие репетиторскую помощь.
В отделение социально-правового сопровождения входят социальные педагоги и юрист, которые отвечают за защиту прав и интересов ребенка, представление его интересов в различных учреждениях, сохранность его жилья и т. д.
Отделение постинтернатного сопровождения – это инновационный метод работы, направленный на поддержку детей, из числа детей-сирот, а также выпускников детских домов различного возраста. Им оказывается консультативная психологическая, социальная, юридическая и иная помощь по необходимости. Проводятся занятия по адаптации, занятия с семьями и детьми самих выпускников.
Отделение дополнительного образования обеспечивает организацию досуга ребенка, развитие его творческих способностей и сохранность физической формы и здоровья.
Отделение медицинских услуг помимо оказания ежедневной круглосуточной медицинской помощи отвечает также за проведение ежегодной диспансеризации воспитанников.
Педагогам ЦССВ известен метод проектирования, который является актуальным и имеет ряд положительных сторон: возможность использовать разнообразные методы и приемы, формирование важных социальных навыков, обучение детей самостоятельности и инициативности, возможность практически применить полученные знания, умения, навыки, развивать творческие способности детей. Работа ведется по следующим направлениям: образовательно-воспитательная, коррекционно-развивающая, культурно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. На каждого ребенка составляется индивидуальный план развития и дальнейшего жизнеустройства воспитанника ЦССВ.
3. Рекомендации педагогам ЦССВ по работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей.
Одна из важнейших проблем в центре – потребность детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в любви. Депривация этой потребности влечет множество нарушений в развитии личности воспитанников.
Учитывая потребность у воспитанников центра в неформальном общении с взрослыми, искажением его форм, а так же то, что общение – ведущая деятельность для подростков, неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в социализации воспитанников, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо использовать технологии развивающего общения.
Мероприятия, применяемые на практике в центре имеют свою направленность, и все они ведут к положительным результатам и нужны в нашем обществе.
Однако, идеальную социальную программу создать невозможно, поскольку невозможно подобрать универсальный метод решения, подходящий для всех проблем одновременно.
Можно рекомендовать педагогическому составу центра:
– создавать эмоционально – комфортную обстановку для воспитанников;
– удовлетворять важнейшие потребности – в безусловном принятии и любви, внимании, заботе, поддержке, признании и уважении;
– включать воспитанников в разнообразные виды деятельности для полноценного развития;
– в воспитательной работе сделать акцент не на формальное дисциплинирование, воспитание послушания, а на развитие личностного потенциала каждого ребенка;