Папки-передвижки

Технологии в социальной работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей

TATI
Технологии в социальной работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей
▼ Скачать + Заказать документы

1. Теоретические основы технологии социальной работы с детьми-сиротами

Понятие и проблемы детей сирот

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Основанное на положениях ст. 121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети сироты - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами:

Публикация «Технологии в социальной работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей» размещена в разделах

отсутствием таковых или лишением их родительских прав,

ограничением их в родительских правах,

признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными,

отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей,

подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов,

отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.

Воспитание и образование детей-сирот является актуальной социально-педагогической проблемой. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких, как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т. д. Среди многих проблем вхождения в жизнь общества для детей-сирот доминируют неумение жить самостоятельно, строить свою семью. Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способностей ориентироваться в современной ситуации, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств, в неумении работать и др.

Технологии социальной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей применяются различные технологии и программы. Каждая из них имеет свою специфику, но у них у всех одна конечная цель.

Основными целями социальной работы с данной категорией являются:

- создание системы социального обслуживания детей как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;

- выявление факторов, обусловливающих развитие социального поведения несовершеннолетних и молодёжи;

- оказание экстренной помощи детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих;

- достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).

В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь дети.

Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам, может оказаться в трудной жизненной ситуации и соответственно, будет нуждаться в помощи и защите в разной степени.

В связи с этим трудные жизненные ситуации детей классифицируются следующим образом:

- дети, оставшиеся без попечения родителей;

- дети, проживающие в малоимущих семьях;

- дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;

- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

- дети – жертвы экологических и техногенных катастроф;

- дети – жертвы стихийных бедствий; дети – инвалиды;

- дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

- дети с отклонениями в поведении;

- дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств;

- дети – жертвы насилия;

- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

У воспитанников масса проблем, так как в государственном учреждении у них нет чувства постоянного дома. Некоторым детям приходилось менять до шести населенных пунктов, включая место рождения и обучения после окончания школы, четыре или пять детских учреждений.

В 15–18 лет подростки вынуждены уходить из реабилитационного центра в неизвестность, решать проблему жилья, прописки.

Как минимум, она заключает в себе изменение места жительства и разрушение домашних связей. Домашние связи у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, разрушаются несколько раз:

1) собственно домашние связи и разлучение с родственниками;

2) домашние связи, когда ребенок начинает считать детское учреждение – домом, а воспитателей и детей – родственниками. Подобные переезды оставляют психологическую травму на всю жизнь. Переезд из одного учреждения в другое для одних воспитанников – ожидание чего-то нового, для других – страх перед будущим. Те, кого обижали в реабилитационном центре, ждут, что жизнь переменится к лучшему.

У детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на протяжении истории призрения была возможность повысить свой статус в государственном учреждении относительно беспризорного. Это реализуется за счет государства и за счет образования или профессии, которые обязательно стараются дать ребенку в воспитательном учреждении. На этом пути ребенка часто ограничены в получении школьного образования, многие из них не могут учиться в обычной школе, равняться в своих знаниях на детей, у которых есть родители.

Ограничения с получением специальности и работы связаны с жилищной проблемой. Закон предписывает выпускнику государственного учреждения возвращаться по месту рождения, с которым иногда связан только сам факт рождения.

Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которые не общались с родителями во время пребывания в детском учреждении, или ничего не знают о своих родителях, начинают наводить о них справки. Некоторые молодые люди это делают после окончания школы, другого учебного заведения, после службы в армии. Когда приходится устраиваться на работу и заново решать проблему прописки и жилья. Одни молодые люди могут узнать только о том, что родители были, но теперь их больше нет, другим удается получить сведения и о своей бывшей прописке или месте проживания, а значит – претендовать на жилье.

Если родители и дети соглашаются жить вместе, то нередко молодые люди начинают вести такой же асоциальный образ жизни, как и их родители. Можно говорить о негативной социализации.

Иногда сами дети, делая вывод, что лучшая защита – это нападение, начинают издеваться над родителями, выгоняют их, продают жилье.

В некоторых случаях подросткам легче ассоциировать себя с негативной средой. Стать бомжами, вступить в банду, но не возвращаться к своим родителям.

До окончания школы (9 или 11 классов) дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации находятся в одном пространстве – детском учреждении, разной степени открытости/ закрытости и представляют собой определенную группу детей, подростков, связанных территориальным единством.

Дети каждой группы (детского учреждения) живут в одинаковых условиях, получают одинаковое воспитание и образование, имеют один социальный статус – воспитанника. Причина того, что дети объединены в группировку «воспитанники реабилитационного центра», заключается в опеке государства и в отсутствии родительской заботы. Коллективное единство – детское учреждение. Новый коллектив, как и все общество вне детского учреждения – чужие. Если социализация проходит успешно, то чужак становится своим, «вписывается» в группу.

В качестве основных показателей социализации можно отметить:

– насколько успешно воспитанник сумел дальше продолжить свое образование, получить профессиональную подготовку;

– насколько успешно воспитанник сумел устроиться на работу;

– насколько успешно он сумел создать свою семью, воспитать своих детей;

– развитие социальной активности, самостоятельности, ответственности;

– отсутствие девиантного поведения.

Для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических, но и социальных, духовных потребностей ребенка.

Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т. д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, – то можно смело прогнозировать успешную социализацию такой личности.

Таким образом, социальная работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию широко развита и имеет различные направления, но ориентированы они в основном не на профилактику кризисных ситуаций, а на «борьбу» с последствиями попадания ребёнка в данную категорию граждан.

Невозможно разработать универсальный метод социальной помощи, технологию или программу способную одновременно эффективно решать различные проблемы данной категории детей.

Поскольку характер проблем попадающих под классификацию дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию очень широк и разнообразен. В структуру комплекса входит ряд подразделений:

- служба социальной работы с семьей, которая занимается выявлением дезадаптированных детей на территории района, сотрудничает с различными учреждениями, органами правопорядка и общественными организациями. В функции этой службы входят так же анализ факторов социальной дезадаптации, изучение особенностей личностного развития и поведения детей, анализ жизненных ситуаций в семьях, определение причин возникновения конфликтов, корректирование семейных отношений. Кроме этого, специалисты способствуют изменению отношения детей к учебной деятельности, восстановлению их социального статуса, оказывают помощь в профессиональной ориентации, получении специальности и трудоустройстве родителей. Специалисты службы взаимодействуют с ИДН, РОНО и др., проводят первичный прием клиентов, накапливают информацию, проводят необходимую социальную работу с семьями и отдельно с детьми, корректируют деятельность других служб комплекса, осуществляют индивидуальный подход, т. е. учитывают реальную жизненную ситуацию.

- юридическая служба, которая консультирует клиентов по всем юридическим вопросам, составляет документы, необходимые для защиты прав клиента, отстаивает интересы клиентов.

- психологическая служба, которая проводит психодиагностику, информирует социальных работников о психических особенностях клиентов, вырабатывает конкретные рекомендации по предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций.

Основные направления работы с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей

Учитывая особенности контингента детей, попадающих в ЦССВ необходимо продумать содержание работы с детьми, хотя довольно разумной является мысль о разделении на временные этапы нахождения ребенка в каждом конкретном учреждении. Пребывание ребенка в Центре имеет четко выраженную конечную цель, которой предшествует конкретная промежуточная.

Выделение целей облегчает воспитателю, педагогу и самому ребенку прослеживать его жизненный путь, позволяет добиваться конечных целей, постепенно усложнять требования к ребенку. Такое содержание работы позволяет увидеть и почувствовать изменения в самом себе, в своем поведении, в образе жизни, быть активным участником всей работы.

Время пребывания ребенка в центре, помогает воспитателю сосредоточить внимание на развитии именно тех навыков, которые необходимы в данный момент. Овладение навыками, необходимыми для нормальной жизни на каждом временном этапе, легко увидеть, они облегчают адаптацию ребенка к жизни как в учреждении, так и выживании вообще.

Время пребывания ребенка в ЦССВ будет разным по длительности, но условно оно делится на несколько этапов:

Первый этап условно называется этапом формирования чувства безопасности, который, может охватывать время от начала работы по устройства ребенка в конкретное учреждение до 5-6 недель пребывания в нем.

Второй этап направлен на организацию жизни ребенка в центре. Данный этап охватывает весь период пребывания ребенка в конкретном учреждении и по длительности продолжатся от трех месяцев до самостоятельного выхода в жизнь.

Третий этап включает организацию и проведение разного вида реабилитационной работы с детьми. На данном этапе предполагаются индивидуальные и групповые формы работы с детьми и подростками в течении всего времени пребывания в центре.

Четвертый этап предполагает самоопределение воспитанников центра, в том числе и профессиональные. Данный этап охватывает все время пребывания ребенка в данном учреждении, а виды работы и формы зависят от возраста ребенка.

Пятый этап связан со временем, когда воспитанник покидает центр и его готовят к выходу в самостоятельную жизнь. Время его прохождения очень индивидуально, зависит от конкретной цели, которую реализует воспитанник учреждения.

Сроки прохождения этапов по времени будут зависеть от многих причин и определяться следующими факторами:

- возможностями территорий по оказанию социальной помощи детям и подросткам;

- возрастом ребенка и конечной целью его пребывания в данном учреждении;

- профессиональным самоопределением воспитанника;

- целью его самостоятельной жизни.

Таким образом, разделение времени пребывания ребенка в центре на этапы позволяет четко разграничить функции, которые при этом выполняют все специалисты, имеющие отношение к ребенку.

2. Особенности социальной работы с детьми-сиротами. Анализ деятельности ЦССВ

Жизнь ребенка в условиях центра, ограниченных социальных влияний, обуславливает особое психоэмоциональное развитие ребенка.

Поэтому психолого-педагогическое сопровождение - важная часть в становлении и социализации личности воспитанника.

Модель работы в Центре выстроена таким образом, что ребенок получает всестороннюю помощь и защиту силами того или иного подразделения учреждения.

Отделение воспитательно-реабилитационной работы оказывает воспитательные функции, в него помимо педагогов входят также психологи и учителя, оказывающие репетиторскую помощь.

В отделение социально-правового сопровождения входят социальные педагоги и юрист, которые отвечают за защиту прав и интересов ребенка, представление его интересов в различных учреждениях, сохранность его жилья и т. д.

Отделение постинтернатного сопровождения – это инновационный метод работы, направленный на поддержку детей, из числа детей-сирот, а также выпускников детских домов различного возраста. Им оказывается консультативная психологическая, социальная, юридическая и иная помощь по необходимости. Проводятся занятия по адаптации, занятия с семьями и детьми самих выпускников.

Отделение дополнительного образования обеспечивает организацию досуга ребенка, развитие его творческих способностей и сохранность физической формы и здоровья.

Отделение медицинских услуг помимо оказания ежедневной круглосуточной медицинской помощи отвечает также за проведение ежегодной диспансеризации воспитанников.

Педагогам ЦССВ известен метод проектирования, который является актуальным и имеет ряд положительных сторон: возможность использовать разнообразные методы и приемы, формирование важных социальных навыков, обучение детей самостоятельности и инициативности, возможность практически применить полученные знания, умения, навыки, развивать творческие способности детей. Работа ведется по следующим направлениям: образовательно-воспитательная, коррекционно-развивающая, культурно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. На каждого ребенка составляется индивидуальный план развития и дальнейшего жизнеустройства воспитанника ЦССВ.

3. Рекомендации педагогам ЦССВ по работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей.

Одна из важнейших проблем в центре – потребность детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в любви. Депривация этой потребности влечет множество нарушений в развитии личности воспитанников.

Учитывая потребность у воспитанников центра в неформальном общении с взрослыми, искажением его форм, а так же то, что общение – ведущая деятельность для подростков, неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в социализации воспитанников, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо использовать технологии развивающего общения.

Мероприятия, применяемые на практике в центре имеют свою направленность, и все они ведут к положительным результатам и нужны в нашем обществе.

Однако, идеальную социальную программу создать невозможно, поскольку невозможно подобрать универсальный метод решения, подходящий для всех проблем одновременно.

Можно рекомендовать педагогическому составу центра:

– создавать эмоционально – комфортную обстановку для воспитанников;

– удовлетворять важнейшие потребности – в безусловном принятии и любви, внимании, заботе, поддержке, признании и уважении;

– включать воспитанников в разнообразные виды деятельности для полноценного развития;

– в воспитательной работе сделать акцент не на формальное дисциплинирование, воспитание послушания, а на развитие личностного потенциала каждого ребенка;

Публикации по теме:

Рекомендации для родителей по работе с детьми «Будем вместе мы играть, маму с папой развлекать»Рекомендации для родителей по работе с детьми «Будем вместе мы играть, маму с папой развлекать» Познавательное развитие. Природа. «Мы идём на луг». Познакомить детей с особенностями луга, с отдельными растениями и с насекомыми. Воспитывать.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы)Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Данный материал может быть полезен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Цель предлагаемых.

Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» Организуя театральные игры с детьми дошкольного возраста мы часто наблюдаем случаи отказа детей от участия в этом виде деятельности. Если.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Информация для родителей по работе с детьми «А. С. Пушкин в Царском Селе»Информация для родителей по работе с детьми «А. С. Пушкин в Царском Селе» Мы живем в удивительном городе, воспетом многими поэтами и писателями в своих произведениях - в Царском Селе. Но свою всемирную знаменитость.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии в социальной работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей
Опубликовано: 5 июля 2020 в 15:42
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологии в социальной работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей» (включая файлы) размещена пользователем TATI (УИ 372525) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД