Получи документы

Технологическая карта ООД «Кусочек Родины с собой» по рассказу К. Г. Паустовского «Похождения жука-носорога»

Татьяна Букреева
Технологическая карта ООД «Кусочек Родины с собой» по рассказу К. Г. Паустовского «Похождения жука-носорога»
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта организованной образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада «Кусочек Родины с собой»

с использованием технологии продуктивного чтения (слушания)

«День Победы»

Тема ООД «Кусочек Родины с собой»

Цель: познакомить детей с произведением К. Г. Паустовского «Похождения жука-носорога» используя технологию продуктивного чтения (слушания)

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Технологическая карта ООД „Кусочек Родины с собой“ по рассказу К, Г, Паустовского „Похождения жука-носорога“» размещена в разделах

Расширять представления детей о начале Великой Отечественной Войны.

Совершенствовать знания детей о героизме воинов Великой Отечественной Войны.

Учить понимать главную мысль произведения, передавая своё отношение к героям рассказа.

Формировать умение понимать авторский замысел произведения.

Познакомить с творчеством писателя К. Г. Паустовского.

Развивающие:

Развивать способность сопереживать людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации в годы Великой Отечественной Войны.

Расширять словарный запас.

Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма, нравственные ценности и любовь к Родине.

Воспитывать уважительное отношение к участникам Великой Отечественной Войны.

Этап Деятельность детей и педагога

Мотивационный На информационном стенде размещены фотографии, посвященные Великой Отечественной Войне.

-Ребята, какому событию посвящены эти фотографии? (Ответы детей)

Да 22 июня 1941 года рано утром фашисты напали на нашу страну.

Зачем они это сделали? (Ответы детей). А почему у них ничего не получилось? (Потому что весь русский народ встал на защиту своей Родины). С началом войны наступила очень тяжёлая пора для всех и взрослых и детей. Война это не только готовность защищать родную землю, но и большое несчастье, эта разлука с близкими людьми, трудности и опасности которые ожидают солдата на фронте, это возможность погибнуть или быть раненым.

Ребята, а как вы думаете, что дарили дети своим близким уходящим на фронт? (Ответы детей)

Где мы можем это узнать об этом? (Ответы детей)

Я знаю рассказ о мальчике, который подарил своему отцу, очень важный и ценный подарок. А какой мы узнаем, с вами прочитав рассказ.

Ориентировочный Как вы думаете, как такой рассказ может называться? (Ответы детей)

Исполнительский Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил, наконец, старого жука-носорога. Поймал он его на огороде и посадил в коробок от спичек. Носорог сердился, стучал, требовал, чтобы его выпустили. Но Степа его не выпускал, (почему, как думаете) а подсовывал ему в коробок травинки, чтобы жук не умер от голода. Носорог травинки сгрызал, но все равно продолжал стучать и браниться.

Степа прорезал в коробке маленькое оконце для притока свежего воздуха. Жук высовывал в оконце мохнатую лапу и старался ухватить Степу за палец, – хотел, должно быть, поцарапать от злости. Но Степа пальца не давал. Тогда жук начинал с досады так жужжать, что мать Степы Акулина кричала:

– Выпусти ты его!

Петр Терентьев усмехнулся на Степин подарок, погладил Степу по головке шершавой рукой и спрятал коробок с жуком в сумку.

– Только ты его не теряй, сбереги, – сказал Степа.

– Уж как-нибудь сберегу.

То ли жуку понравился запах резины, то ли от Петра приятно пахло шинелью и черным хлебом, но жук присмирел и так и доехал с Петром до самого фронта.

На фронте бойцы удивлялись жуку, трогали пальцами его крепкий рог, выслушивали рассказ Петра о сыновьем подарке, говорили:

– До чего додумался парнишка! А жук, видать, боевой.

Бойцы интересовались, долго ли жук протянет и как у него обстоит дело с пищевым довольствием (продукты питания) – чем его Петр будет кормить и поить. Без воды он, хотя и жук, а прожить не сможет.

Петр смущенно усмехался, отвечал, что жуку дашь какой-нибудь колосок – он и питается неделю. Много ли ему нужно.

Однажды ночью Петр в окопе задремал, выронил коробок с жуком из сумки. Жук долго ворочался, раздвинул щель в коробке, вылез, пошевелил усиками, прислушался. Далеко гремела земля, сверкали желтые молнии.

Жук полез на куст бузины (куст ягод) на краю окопа, чтобы получше осмотреться. (Что жук мог увидеть) Такой грозы он еще не видал. Молний было слишком много. Звезды не висели неподвижно на небе, как у жука на родине, в Петровой деревне, а взлетали с земли, освещали все вокруг ярким светом, дымились и гасли. Гром гремел непрерывно. (Как вы думаете, что это было)

Какие-то жуки со свистом проносились мимо. Один из них так ударил в куст бузины, что с него посыпались красные ягоды. Старый носорог упал, прикинулся мертвым и долго боялся пошевелиться. Он понял, что с такими жуками лучше не связываться, – уж очень много их свистело вокруг.

Так он пролежал до утра, пока не поднялось солнце. Жук открыл один глаз, посмотрел на небо. Оно было синее, теплое, такого неба не было в его деревне. Огромные птицы с воем падали с этого неба, как коршуны. Жук быстро перевернулся, стал на ноги, полез под лопух, – испугался, что коршуны его заклюют до смерти.

Утром Петр хватился жука, начал шарить кругом по земле.

– Ты чего? – спросил сосед-боец с таким загорелым лицом.

– Жук ушел, – ответил Петр с огорчением. – Вот беда! (Почему пропажа жука так расстроила Петра)

– Нашел о чем горевать, – сказал загорелый боец. – Жук и есть жук, насекомое. От него солдату никакой пользы сроду не было.

– Дело не в пользе, – возразил Петр, (а в чём? как вы думаете) – а в памяти. Сынишка мне его подарил напоследок. Тут, брат, не насекомое дорого, дорога память.

– Это точно! – согласился загорелый боец. – Это, конечно, дело другого порядка. Только найти его – все равно, что крошку в океане-море. Пропал, значит, жук. (Т. е. нет надежды, его найти).

Старый носорог услышал голос Петра, зажужжал, поднялся с земли, перелетел несколько шагов и сел Петру на рукав шинели. Петр обрадовался, засмеялся, а загорелый боец сказал:

– Ну и шельма! (хитрый, ловкий). На хозяйский голос идет, как собака.

С тех пор Петр перестал сажать жука в коробок, а носил его прямо в сумке от противогаза, и бойцы еще больше удивлялись: «Видишь ты, совсем ручной сделался жук!»

Иногда в свободное время Петр выпускал жука, а жук ползал вокруг, выискивал какие-то корешки, жевал листья. Они были уже не те, что в деревне.

Однажды вечером в сумку от противогаза подуло свежестью, запахом большой воды, и жук вылез из сумки, чтобы посмотреть, куда это он попал.

Петр стоял вместе с бойцами на пароме. Паром плыл через широкую светлую реку. За ней садилось золотое солнце, по берегам стояли ракиты, (ивовое дерево, растет у рек) летали над ними аисты с красными лапами.

– Висла! (река в Польше) – говорили бойцы, зачерпывали манерками воду, пили, а кое-кто умывал в прохладной воде пыльное лицо. – Пили мы, значит, воду из Дона, Днепра и Буга, (река на Украине) а теперь попьем и из Вислы. Больно сладкая в Висле вода.

Жук подышал речной прохладой, пошевелил усиками, залез в сумку, уснул.

Проснулся он от сильной тряски. Сумку мотало, она подскакивала. Жук быстро вылез, огляделся. Петр бежал по пшеничному полю, а рядом бежали бойцы, кричали «ура». Чуть светало. На касках бойцов блестела роса.

Жук сначала изо всех сил цеплялся лапками за сумку, потом сообразил, что все равно ему не удержаться, раскрыл крылья, снялся, полетел рядом с Петром и загудел, будто подбодряя Петра.

Какой-то человек в грязном зеленом мундире прицелился в Петра из винтовки, но жук с налета ударил этого человека в глаз. Человек пошатнулся, выронил винтовку и побежал.

Жук полетел следом за Петром, вцепился ему в плечи и слез в сумку только тогда, когда Петр упал на землю и крикнул кому-то: «Вот незадача! В ногу меня задело!» (Что случилось с Петром? Его ранили в ногу). В это время люди в грязных зеленых мундирах уже бежали, оглядываясь, и за ними по пятам катилось громовое «ура».

Месяц Петр пролежал в лазарете, (военное медицинское учреждение) а жука отдали на сохранение польскому мальчику. Мальчик этот жил в том же дворе, где помещался лазарет.

Из лазарета Петр снова ушел на фронт – рана у него была легкая. Часть свою он догнал уже в Германии. Дым от тяжелых боев был такой, будто горела сама земля и выбрасывала из каждой лощинки (канавка) громадные черные тучи. Солнце меркло в небе. Жук, должно быть, оглох от грома пушек и сидел в сумке тихо, не шевелясь.

Но как-то утром он задвигался и вылез. Дул теплый ветер, уносил далеко на юг последние полосы дыма. Чистое высокое солнце сверкало в синей небесной глубине. Было так тихо, что жук слышал шелест листа на дереве над собой. Все листья висели неподвижно, и только один трепетал и шумел, будто радовался чему-то и хотел рассказать об этом всем остальным листьям.

Петр сидел на земле, пил из фляжки воду. Капли стекали по его небритому подбородку, играли на солнце. Напившись, Петр засмеялся и сказал:

– Победа!

– Победа! – отозвались бойцы, сидевшие рядом.

Один из них вытер рукавом глаза и добавил:

– Вечная слава! Стосковалась по нашим рукам родная земля. Мы теперь из нее сделаем сад и заживем, братцы, вольные и счастливые.

Вскоре после этого Петр вернулся домой. Акулина закричала и заплакала от радости, а Степа тоже заплакал и спросил: (Что спросил Стёпа у отца)

– Жук живой?

– Живой он, мой товарищ, – ответил Петр. – Не тронула его пуля. Воротился он в родные места с победителями. И мы его выпустим с тобой, Степа.

Петр вынул жука из сумки, положил на ладонь.

Жук долго сидел, озирался, поводил усами, потом приподнялся на задние лапки, раскрыл крылья, снова сложил их, подумал и вдруг взлетел с громким жужжанием – узнал родные места. Он сделал круг над колодцем, над грядкой укропа в огороде и полетел через речку в лес, где аукались ребята, собирали грибы и дикую малину. Степа долго бежал за ним, махал картузом.

– Ну вот, – сказал Петр, когда Степа вернулся, – теперь жучище этот расскажет своим про войну и про геройское свое поведение. Соберет всех жуков под можжевельником, поклонится на все стороны и расскажет.

Степа засмеялся, а Акулина сказала:

– Хватит мальчику сказки рассказывать. Он и впрямь поверит.

– И пусть верит, – ответил Петр. – От сказки не только ребятам, а даже бойцам одно удовольствие.

– Ну, разве так! – согласилась Акулина и подбросила в самовар сосновых шишек.

Самовар загудел, как старый жук-носорог. Синий дым из самоварной трубы заструился, полетел в вечернее небо, где уже стоял молодой месяц, отражался в озерах, в реке, смотрел сверху на тихую нашу землю.

Физминутка «Солдаты на параде»

Когда произошла эта история?

Как звали главных героев это рассказа?

Какой подарок подарил Стёпа папе на память?

Каким был жук?

В чём держал его Стёпа?

Как Пётр Терентьев относился к подарку сына?

Что случилось с жуком ночью?

Что было с жуком после возвращения Петра домой?

Рефлексивный Что вас удивило в рассказе?

Что нового вы узнали?

Вам понравился рассказ?

А вы хотите узнать, кто написал этот рассказ? А написал этот рассказ писатель Константин Георгиевич Паустовский участник ВОВ, служил на Южном фронте, военным корреспондентом.

Перспективный Кому вы расскажите об этой истории?

Публикации по теме:

Технологическая карта урока по технологии «Блюда из яиц» для 5 класса Технологическая карта урока Предмет: технология Класс: 5 Учебник (УМК): Н. В. Синица, В. Д. Симоненко Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема.

Технологическая карта «Письма Королевы математики» Технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познание». Раздел: «ФЭМП». Тема: «Письма.

Технологическая карта НОД «Наш замечательный нос» Возрастная группа: подготовительная 6-7 лет. Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально.

Технологическая карта по конструированию «Легогород» в старшей группе Технологическая карта по конструированию образовательной области «Познавательное развитие». Возрастная группа: старшей группа. Тема занятия:.

Технологическая карта проекта «Космос» (старший возраст)Технологическая карта проекта «Космос» (старший возраст) Вид проекта: среднесрочный. Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители. Актуальность: актуальность данного проекта обусловлена.

Технологическая карта урока обществознания в 11 классе Технологическая карта урока обществознания 11 класс. Учитель: Гавриленко Любовь Петровна Тема урока: Налоги Цель урока: Раскрытие сущности.

Технологическая карта урока математики в 1 классе «Число 10» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» городского округа город Шарья Костромской.

Технологическая карта урока математики «Величины» во 2 классе Предмет: математика Класс: 2 Тема: Закрепление знаний по теме «Величины». Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Технологическая карта занятия «Лев» Образовательная область: художественно-эстетическая (конструирование, познавательная Тема: «Рычащий лев» Возрастная группа: 6-7 лет Цель:.

Технологическая карта занятия по ритмической пластике Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема : Музыкально –ритмическая композиция «Марш» Г. Свиридова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта ООД «Кусочек Родины с собой» по рассказу К. Г. Паустовского «Похождения жука-носорога»
Опубликовано: 10 октября 2022 в 22:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая карта ООД «Кусочек Родины с собой» по рассказу К. Г. Паустовского «Похождения жука-носорога»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Букреева (УИ 629095) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД