Марина Желобанова
Технологическая карта занятия по развитию речи «Животный мир Павлодарской области» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Коммуникация», «Познание»
Тема: «Животный мир Павлодарской области»
Цель: повышать интеллектуальный уровень и обогащать словарный запас детей.
Публикация «Технологическая карта занятия по развитию речи „Животный мир Павлодарской области“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Задачи: формировать первичное элементарное представление о глобусе, как модели Земного шара, карте, масштабе, учить находить Казахстан на глобусе и Павлодарскую область на карте, закреплять умение классифицировать различных представителей животного мира, учить составлять простые предложения, используя карты-биты, формировать умение работать в группе.
Оборудование: глобус Земного шара, игрушка Лунтик, карта Казахстана, раздаточные силуэты территории Казахстана, демонстрационные наборы карт-бит по Доману «Домашние и дикие животные», «Птицы» и «Рыбы», карты-биты «Павлодарская область», «обитают», «разводят», «водятся», «выращивают», наборы карт-бит на каждого ребёнка, наборы «Лото» на каждую подгруппу, демонстрационная топографическая карта Павлодарской области и набор объектов к ней, медальоны-эмблемы на каждого ребёнка и мобильные эмблемы на каждую из подгрупп, доски магнитные три штуки.
Словарь: Павлодарская область, обитают, водятся, разводят, выращивают, глобус, карта.
Билингвальный компонент: оян, асыр, тышан, торай, тиін.
Этапы занятия. Методические приёмы.
1. Мотивационно-побудительный.
1.1.«Круг радости» Цель: организовать детей, создать благоприятный эмоциональный фон.
Воспитатель предлагает начать занятие с «Круга радости».
Дети становятся в круг и говорят:
«Любим мы природу, (прижимают руки к сердцу)
Любим мир вокруг! (разводят руки)
Рады, рады, рады, (хлопают в ладоши)
Что рядом с нами друг! (кивают друг другу)
1.2. Сюрпризный момент «Приход Луника»
Цель: придать деятельности на занятии радостную, игровую мотивацию. Воспитатель сообщает, что с нами рядом нет ещё одного друга. Лунтик обещал прийти сегодня на наше занятие. Раздаётся стук в двери. Воспитатель действует за Лунтика, который приносит ГЛОБУС.
Дети радуются приходу Лунтика, рассматривают глобус, высказывают свои предположения, что это такое.
2. Организационно-поисковый.
2.1. Слово воспитателя.
Воспитатель сообщает, что глобус – это модель, т. е. очень-очень маленькая копия Земного шара, планеты, на которой мы все живем. На глобусе обозначены разным цветом все страны мира. Глобус разноцветный, потому что разных стран очень много. На глобусе можно увидеть и наш Казахстан. (Показывает)
Дети слушают выступление воспитателя. Рассматривают на глобусе Казахстан
2.2. Д/задание «Совмести по контуру»
Цель: учит находить на глобусе территорию Казахстана.
Воспитатель предлагает каждому взять силуэт территории Казахстана и совместить её с территорией Казахстана на глобусе.
Дети берут силуэт территории Казахстана и совмещают её с территорией Казахстана на глобусе.
2.3. Д/задание «Размести на карте»
Цель: дать детям первичные элементарные представления о масштабе. Предлагает вниманию детей территорию Казахстана на карте. Просит разместить на карте все силуэты территории Казахстан каждого из детей.
Дети размещают на карте свои силуэты территории Казахстан.
Проблемная ситуация: почему на глобусе изображение совместилось по контуру, а на карту поместились все силуэты и даже осталось ещё много места.
Дети приходят к выводу, что на карте та же территория Казахстана изображена крупнее, чем на глобусе.
2.4. Д/задание «Обведи по контуру и назови правильно»
Цель: учить находить на карте Павлодарскую область, реку Иртыш и город
Павлодар. Ввести новую карту-биту «Павлодарская область».
Воспитатель сообщает, что, т. к. на карте Казахстан изображён крупнее, то на ней мы можем рассмотреть нашу Павлодарскую область. Показывает и предлагает обвести по контуру.
Сообщает, что Павлодар самый главный город в нашей области, поэтому она и называется Павлодарская. Демонстрирует новую карту-биту «Павлодарская область»
Дети обводят по контуру Павлодарскую область. Находят на ней реку Иртыш и город Павлодар и называют их.
2.5. Слово воспитателя.
Цель: дать элементарное представление о природе Павлодарской области,
напомнить детям при помощи карт-бит слова «обитают» и «разводят».
Воспитатель:"Природа в нашей Павлодарской области очень разнообразна – реки, озёра, степи, леса и горы. Поэтому животный мир нашей области тоже очень богат. В Павлодарской области ОБИТАЮТ (демонстрирует карту биту) птицы, рыбы, звери. Кроме того в Павлодарской области РАЗВОДЯТ (демонстрирует карту биту) домашних животных, птиц и даже разводят рыб.
Дети рассматривают карты-биты и вспоминают слова, которые они обозначают.
2.6. Создание проблемной ситуации.
Цель: мотивировать деятельность детей.
Воспитатель обнаруживает, что Лунтик перепутал карточки во всех разделах и предлагает навести порядок.
Дети высказывают желание помочь Лунтику навести порядок.
2.7. Д/игра «Наведи порядок»
Цель: закреплять умение детей классифицировать предметы по
заданному признаку, соотносить свои действия с действиями
товарищей, находить возможные ошибки, исправлять их и в целом
работать в группе, учить применять свои знания.
Воспитатель предлагает детям разделиться на подгруппы в соответствии с цветом медальонов (желтый, красный, зелёный) и распределиться по разделам в соответствии с мобильными настольными эмблемами. Объясняет задание каждой подгруппе.
Подгруппа с красными медальонами работает разделе «Дикие и домашние животные». Возле карты-биты «Дикое» дети располагают на магнитной доске всех диких животных, а на столе возле карты-биты «Домашнее» оставляют домашних.
Подгруппа с желтыми медальонами работает в разделе «Птицы». Возле карты-биты «Городская» дети размещают птиц, обитающих в городе. Возле карты-биты «Лесная» дети размещают птиц, обитающих в лесу. На столе возле карты-биты «Домашняя» оставляют домашних птиц.
Подгруппа с зелёными медальонами работает в разделе «Рыбы». Возле карты-биты «Озеро» на доске располагают озёрных рыб, возле карты-биты «Река» - речных, на столе возле карты-биты «Море» оставляют морских.
2.8. Аргументы детей.
Цель: учить доказывать правильность своих действий, используя в речи
сложноподчинённые предложения.
Воспитатель собирает детей по очереди в каждом из разделов и предлагает объяснить Лунтику, почему именно так они разместили животных. Дети аргументируют перед Лунтиком свои действия.
Например, в разделе «Дикие и домашние животные» дети говорят так: «Это ёж, он дикое животное, потому что обитает в дикой природе» или «Это корова, она домашнее животное, т. к. за ней ухаживает человек.
Например, в разделе «Птицы» говорят: «Это воробей, он городская птица, потому что обитает в городе» или «Это индюк, он домашняя птица, т. к. за ним ухаживает человек».
Например, в разделе «Рыбы» говорят: «Это карп, он озёрная рыба, потому что обитает в озере» или «Это акула, она морская рыба, т. к. обитает в море».
2.9. Физминутка «Звериная зарядка»
Цель: эмоциональное и физическое раскрепощение детей, активизация
билингвального компонента.
Воспитатель собирает детей в круг, чтобы немного отдохнуть, выполнив «Звериную зарядку». Называет животное на русском языке и предлагает перевести его на казахский, затем звучит музыкальный фрагмент, соответствующий характеру животного.
Дети переводят название животного на казахский язык и имитируют его движения под музыку.
2.10. Д/задание «Составь предложение»
Цель: учить составлять предложения, используя карты-биты, развивать
логическое мышление, умение применять на практике свои знания,
учить самостоятельно образовывать форму множественного числа.
Воспитатель собирает детей у доски и объясняет, как нужно составить предложения с помощью карт-бит. Предлагает поменяться разделами в соответствии с мобильными настольными эмблемами.
Дети меняются разделами, берут на отдельных столах любое животное, птицу или рыбу, с названием которого они хотят составить предложение. Садятся за столы, на которых лежат наборы карт-бит на каждого ребёнка («Павлодарская область», «обитают», «разводят»). Если ребёнок взял домашнее животное, он выбирает глагол «разводят», если дикое, то «обитают». Затем дети «читают» свои предложения. Например: «В Павлодарской области обитают рыси» или «В Павлодарской области разводят овец». На карте-бите ребёнок видит одно животное, а в предложении он называет его во множественном числе.
2.11. Д/игра – соревнование «Лото»
«Животный мир Павлодарской области»
Воспитатель предлагает снова поменяться разделами. Каждая подгруппа получает по два одинаковых набора карточек «Домашние и дикие животные», «Птицы» и «Рыбы». Дети выбирают ведущего в каждой из подгрупп. Ведущие поровну раздают играющим один набор, а второй оставляют себе. Ведущие проводят игру в тихом режиме, все подгруппы одновременно. Ведущий показывает играющим карточку и говорит, например: «У кого ондатра?», тот, у кого есть эта карточка говорит : «У меня ондатра!» Ведущий отдаёт ему эту карточку, играющий закрывает ею изображение ондатры в переворачивая карточку при этом.
Побеждает та команда, которая быстрее всех закроет все карточки.
3. Рефлексивно- корригирующий.
3.1. Д/игра «Оживим карту»
Цель: подвести детей к мысли, что природу нужно беречь, заботиться о ней.
Собирает детей вокруг стола, на котором размещает пустую карту Павлодарской области. Предлагает представить, что будет, если вдруг исчезнут у нас озера, горы, степи и леса, высохнет Иртыш… Предлагает «оживить» карту, разместить на ней Иртыш, горы и леса, в реке поселить рыб, в лесах птиц и зверей.
Дети говорят, что если исчезнет природа и всё живое, то будет очень плохо. Чтобы этого не случилось нужно беречь природу.
Дети размещают на карте объекты живой и неживой природы. Радуются тому, какой красивой стала карта нашей Павлодарской области, и обещают любить и охранять природу.
3.2. Игровой момент «Моё настроение»
Цель: учить оценивать свою деятельность на занятии.
Воспитатель предлагает оценить своё участие в занятии при помощи фишки – взять «Весёлого смайлика», если ребёнку было все понятно, интересно и легко, «Серьёзного смайлика», если было где-то трудно, «Грустного смайлика», если ребёнку было трудно и неинтересно.
Дети делятся впечатлениями о своей работе на занятии. Выбирают смайлик, соответствующий их настроению.