мария кропачева
Технология читательского воображения. Конспект образовательной ситуации «Удивительная история»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной ситуации
с детьми группы в возрасте от 6 до 7 лет
по направлению познавательно – речевого развития
образовательная область «Чтение художественной литературы»
«Удивительная история»
Воспитатель
МАДОУ ЦРР ДС «Загадка»,
г. Новый Уренгой
М. М. Кропачева
Задачи:
Публикация «Технология читательского воображения, Конспект образовательной ситуации „Удивительная история“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
- образовательная : закрепить и систематизировать представления детей знание цвета (красный, желтый, зеленый, синий). Обучение ориентированию в помещении.
- развивающая: развивать воображение и фантазию детей в процессе «преобразования» предметов и героев через графические образы в художественные; развивать монологическую речь детей за счет составления описательного и фантастического рассказа по репродукции картины к сказке «», уделяя особое внимание использованию детьми средств лексической выразительности (эпитеты, метафоры и т. д.); развивать монолог-рассуждение в процессе объяснения функций (характерных действий) героев или свойств предметов для развития сюжета сказки; подвести детей к пониманию того, что каждый герой или предмет в сказке или рассказе имеет свое значение.
- воспитательная: способствовать формированию положительного игрового общения со сверстниками.
Материал: подготовленные цветные карандаши, фломастеры, маркеры; листы бумаги или картона с изображением знаков, символов
Подготовка к деятельности: создание слайдов, презентаций для работы с интерактивной доской.
Организация деятельности
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам встать в круг, улыбнемся друг другу, сделаем шаг вперед и поздороваться необычным способом (дети с воспитателем здороваются пальчиками, ладошками, пяточками и т. д.). Видите, как мы с вами интересно поздоровались. Настроение у нас хорошее, задорное (ответы детей).
Воспитатель: Я сегодня принесла вам подарок (педагог присаживается на ковер, дети садятся рядом, книга лежит в сундучке, а чтобы узнать что это, я вам загадаю загадку:
Не дерево, а слисточками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает (книга).
Ее можно взять в руки и почитать….
(ответы детей). Молодцы отгадали, это книга.
Но прежде чем мы откроем и рассмотрим книгу, скажите, пожалуйста для чего нужна книга? Что мы можем из нее узнать? (историю, ответы детей: узнать учит мудрости). А мудрые люди говорят, что книга это источник знаний.
Воспитатель: Ну, что ребята, давайте откроем с вами книгу и посмотрим какие же сказки, рассказы и стихотворения в ней есть и каких авторов….(открывают и видят пустые странички, удивляются, видят лежит листок с текстом. Думают и предполагают от кого оно. читают).
Воспитатель:(Читает :)
Я маленькая злюка
Всем детям шлю привет
На острове Бабуку
Живу я много лет.
Хотите вернуть книгу
И многое узнать?
Тогда вам всем придется
Задания выполнять.
К волшебному экрану
Спешите поскорей
Вы многое узнаете и станете мудрей.
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, нас попросили выполнить задания. Ну что справимся, все преодолеем. Все готовы?
Воспитатель: Так, так какие же задания нас ждут!
Вот первое задание. Волшебный экран предлагает нам отгадать сказку. Кому принадлежат эти предметы. ( На интерактивной доске появляются картинки: трость, черные очки и шляпа-цилиндр; зернышко, фартуке и норка в поле;). Мы отгадали сказку. Что произошло с Дюймовочкой? ( вопросы: кого она встретила на пути, чем закончилась сказка).
Вы же знаете, что ко всем произведениям создаются иллюстрации и картины. Каждый художник, представляет содержание произведения по-своему. Нашему вниманию представлена иллюстрация художника Б. Дехтерева. (на экране появляется иллюстрация)
А вот чтобы лучше нам ее рассмотреть нам помогут волшебники. Давайте вспомним каких вы волшебников знаете ( ответы детей: волшебник оживления, окаменения, увеличения, уменьшения, разъединения, объединения).
Молодцы, а сегодня я вас познакомлю с другими волшебниками: вижу, слышу, чувствую.
Сейчас я вам предлагаю взять подзорную трубу, бинокли, а волшебник
«Вижу» поможет нам увидеть, что изображено на иллюстрации? (ответы детей)
Воспитатель: Волшебник «Слышу», помоги нам услышать эту картину…Что вы слышите? ( ответы детей: стрекочет кузнечик, пищит мышка, поют птицы, порхание бабочки, шуршание камыша, кваканье лягушек, звенят колокольчики …).
Воспитатель: А волшебник «Чувствую» поможет нам передать все чувства и настроения этой картины. А что вы чувствуете? ( ответы детей: тревогу, переживания, жалость, страх, а что думает жук: он думает как бы спасти или помочь девочке, может быть он смеется над ней. А что думает бабочка, кузнечик. О чем шепчутся колокольчики).
Что бы вы хотели добавить в сюжет этой картины? (ответы детей….)
Ребята, посмотрите нам удалось с вами оживить эту картину. Она стала краше и богаче от того, что мы добавили свои мысли, воображение, фантазию.
Воспитатель: Устали, засиделись. Тогда скорей играть, веселые движения мы будем выполнять. Игра» Хохотунья «(включить музыку).
От имени злюки читает : Ну что, вы отдохнули. Экран опять зовет и новое препятствие появится вот, вот. Послушайте, обсудите и покажите класс какое рифмование получится у вас (на экране появляется иллюстрация и голос говорит несколько строчек из стихотворения).
Плачет киска в коридоре
У нее большое горе
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски. Б. Заходер.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете это сказка, рассказ или стихотворение? (ответы детей).
А почему вы решили, что это стихотворение? ( ответы детей: потому что там все складно, плавно и тд., да ребята вы правы, потому что каждое стихотворение имеет римфу.
Давайте мы сейчас с вами пофантазируем, что могла бы сказать кошка, если бы умела говорить (ответы детей).
А давайте, и мы станем поэтами, и попробуем тоже сочинить стихотворение про эту киску.
Для начала подберем рифму к слову киска: сосиска, миска, ириска, редиска (ответы детей записываются или на доске или на лист, прицепленный на мольберт).Итак, что же у нас получится:
Жила была киска,
Была у нее ириска….
Жила была киска
На полу стояла миска….
В миске вкусная-сосиска…
Давайте представим, какое настроение сейчас у нашей киски? А сейчас какие мысли у нашей киски? ( ответы детей: довольная, счастливая, потому что она поела).
От имени злюки читает :
Какие вы поэты,
Бальзам ушам моим,
Я слушала б часами,
Но мы увы спешим.
Конверт я вам отправила
Он тоже не простой.
Там символы и буквы
и в каждом свой герой.
Рисуйте, сочиняйте,
Получится рассказ
И книга воспитателя появится тот час (воспитатель присаживается за стол, дети подходят к ней). Воспитатель предлагает детям дорисовать любые предметы из цифр и букв и наделить их свойствами или чертами характера.).
Воспитатель: Ребята, чтоб ваши герои не были похожи друг на друга, возьмите свою карточку и выберете себе удобное место для создания образа (дети размещаются по групповой комнате, изображают, по выполнению задания педагог подзывает детей за «круглый» стол). Ребята, расскажите друг другу о своем герое или предмете (дети наделяют своего героя характером, например: у меня получилась лейка, она запасливая, потому что может накопить воду и т. д.
Воспитатель: Ребята, а теперь на мгновенье закройте глаза. (появляется слайд с необитаемым островом).- Что это? Давайте мы представим, что наши нарисованные предметы и герои оказались на необитаемом острове. Берите свои работы и подходите к волшебному экрану. Как ласково греет теплое солнце. Как приятно дует прохладный ветерок, а волны плещут о берег…
Вдруг откуда не возьмись появилась темная туча, подул порывистый ветер, сверкнула молния и полил сильный дождь.
Интересно, а как поведут себя предметы и герои в этом случае.
Что будет делать твой: заботливый герой, любящий герой, трудолюбивый…. А отрицательный герой сказал, я буду делать…
Ребята, а будут ли ваши предметы дружить с отрицательным героем. Почему? (ответы детей).
Ребята, каждый из вас помог друг другу в беде. Как вы считаете, мы можем сказать, что дружба в делах помощница? ( Воспитатель подводит итог при помощи пословиц и поговорок: У страха глаза велики; Нет друга, ищи, а нашел, береги и т. д)
От имени злюки читает :
Вы справились с задание
И показали класс.
Вам книгу возвращаю.
Благодарю всех вас.
Я знаю, не забудете меня вы никогда.
Пишите свою книгу.
А мне, увы, пора.
Рефлексия.
Воспитатель: Какие мы молодцы, мы не только вернули книгу, но и начали создавать свою, где мы сами являемся авторами.
Ребята, скажите, какое из заданий вам больше всего сегодня запомнилось и понравилось?
А какое задание вам было сложнее всего сделать?
Какое из заданий было смешным или особенно интересным?
Ребята, поступило предложение- продолжить писать эту книгу дальше.
Как вы думаете как она будет называться? (ответы детей)
А кому мы можем рассказать об этой книге? ( ответы детей: расскажем мамам, папам, малышам)
Огромное спасибо. Мне было очень приятно с вами сегодня рассуждать, воображать, сочинять.