Технология формирования основ коммуникативного общения у детей с грубой задержкой развития (неговорящего ребенка)

Кукла Полина Г.
Технология формирования основ коммуникативного общения у детей с грубой задержкой развития (неговорящего ребенка)

В данной работе рассматривается общение в онтогенезе при нормальном развитии и его специфика при отсутствии речи. Так как общение – это социальная потребность, которая реализуется с помощью различных коммуникативных средств, в том числе, и речи, необходимо формирование предпосылок к общению, освоение различных коммуникативных средств (эмоциональных, жестовых, предметных, речевых).

ОСОБЕННОСТИ НЕГОВОРЯЩЕГО РЕБЕНКА

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с различными задержками психоречевого развития, в том числе, недиффиренцированными, РДА, интеллектуальной недостаточностью, ДЦП, нарушением слуха. Общим для всех детей является:

- отсутствие мотивации к общению;

- неумение ориентироваться в ситуации;

- разлаженность поведения;

- негибкость в контактах;

- повышенная эмоциональная истощаемость;

- снижение внимания, памяти;

- недостаточность целенаправленной деятельности.

Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром. Но при наличии общности проявлений, основные симптомы различаются по качеству протекания и степени выраженности.

Для определения технологии формирования межличностных отношений у детей-инвалидов, имеющих выраженную степень интеллектуального недоразвития необходимо отметить особенности их межличностных отношений.

Прежде всего отмечается эмоциональное безразличие, инертность ребенка к своим действиям и действиям сверстника. Дети, как правило, мало заинтересованы в своей деятельности; они просто манипулируют предметом, не соотнося смысла действий; рассеяны и легко отвлекаются. Значительно больше их привлекает возможность общения со взрослым: они стремятся подойти к нему, прикоснуться; часто посматривают в сторону воспитателя, пытаются угодить ему.

У безречевых детей нередко отмечается неврологическая симптоматика – перинатальная энцефалопатия, ММД, синдромы гипо- и гипервозбудимости, гипертензионно-гидроцефальный и церебрастенический синдром.

Несмотря на неоднородность нарушений – интеллектуальная недостаточность, РДА, ДЦП, различные недифференцированные задержки психического развития – общим для всех неговорящих детей является отсутствие мотивации к общению. Неумение ориентироваться в ситуации общения. Повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному развитию речи и взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Если у ребенка гиповозбудимость, то у него будет прослеживаться малая двигательная и психическая активность, вялость, пассивность, низкая мотивация. При гипервозбудимости отмечается дефицит произвольного внимания, двигательная расторможенность и эмоциональная лабильность. Психоневрологическая симптоматика при гипертензионно-гидроцефальном синдроме проявляется в задержках психомоторного развития, нарушении режимов сна и бодрствования, двигательной расторможенности, капризности. При ММД отмечается задержка сенсомоторного и речевого развития.

При всем многообразии неврологической симптоматики, неговорящим детям свойственно снижение психической активности, внимания, памяти, недостаточность целенаправленной деятельности. Кроме того, симптомы поражения нервной системымогут иметь регредиентный характер. Таким детям свойственны периодические кризы, проявляющихся в приступах плача, рвотном рефлексе, беспокойном поведении, аффективно-респераторных приступах.

Практически всем неговорящим детям свойственна общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомоторных функций, задержка речевого развития, нарушения развития анализаторной деятельности и межанализаторных ассоциаций. Это определяет трудности формирования целостных представлений об окружающем и тормозит потребности ребенка в общении.

К таким особенностям относятся прежде всего недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое, в свою очередь, обуславливает несформированность сложных форм поведения. Эти особенности усугубляются повышенной утомляемостью, пониженной работоспособностью, нарушением целенаправленности и контроля в процессе деятельности. Отсутствие речи определяет специфику сенсорной, интеллектуальной и аффективной сфер или вызывается ею. Многим неговорящим детям присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, недоразвитие мелкой моторики.

Необходимо отметить некоторые ошибки при воспитании ребенка.

Первый ритмический акт, который совершает ребенок – акт сосания. Если же ребенка начинают слишком рано кормить с ложечки, то он недополучает ритмическую информацию. В этом случае ребенок становится вялым и раздражительным, у него нарушаеся режим сна и бодрствования. Это может быть вызвано тем, что ребенку не хватает интерактивных движений, которые предоставляет ритм.

Если ребенка начинают учить основным движениям когда его организм еще не достаточно физически развился и окреп, чтобы выполнять достаточно сложные движения руками, ногами и туловищем, то ребенок не так как надо осваивает пространство, получает другой ракурс внешнего обозрения.

Учитывая то, что для данной категории детей наиболее значимыми являются не академические занятия, а овладение навыками общения, приспособление к ежедневной жизни детей, к стилю жизни в обществе, при организации общения особое внимание должно быть уделено таким специальным предметам, как развитие вербальных и невербальных средств коммуникации и развитие навыков общения.

Бедность мимики, невозможность делать понятные жесты, отклонения сенсомоторной сферы, кинестетического восприятия препятствуют полноценному развитию и невербальных (экспрессивно-мимических и предметно-действенных) средств общения. Ослабленная познавательная деятельность, недостаток опыта общения и слабая активность влияют на формирование не только средств коммуникации, но и возможности применять сформированные средства в ситуациях естественного общения.

Коррекционно-логопедическую работу с такими детьми следует начинать с освобождения их речи и психики от вторичных и менее стойких проявлений: преодоление насильственных движений, обучение глотанию слюны, удержанию рта в закрытом состоянии, развитие психической активности, потребности в общении, слухового внимания и импрессивной речи, способности к подражанию. На начальных этапах необходимо стимулировать голосовые реакции и вызывать звукоподражания, которым придается характер коммуникативной значимости.

При отсутствии речи не рекомендуется употребление слов «повтори», «скажи», поощряется и активизируется употребление невербальных средств. На начальных этапах работы с безречевыми детьми моделируется ситуация стимулирующая их к сопряженному, отраженному и самостоятельному произношению. При переходе от сопряженного к отраженному проговариванию используется беззвучная артикуляция логопеда, сопряженная с проговариванием ребенка. Используются вопросы «Отгадай»; сюрпризный момент; неверное называние или вопрос, заданный игрушкой-посредником.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С НЕГОВОРЯЩИМ РЕБЕНКОМ

Главная задача подготовительного этапа: установить эмоциональный контакт с ребенком, добиться положительного отношения к логопедическим занятиям, снять напряжение, развить предпосылки позитивного общения.

Решение этой задачи создает предпосылки для развития эмоциональных аспектов коммуникации, звуковых вокализаций. Важным перспективным направлением подготовительного этапа является развитие системы межанализаторных связей как основы для выработки коммуникативных умений. Существенную роль на этом этапе играет формирование ориентировочно-поисковой и эмоциональной реакции на звучание предметов и голосов ближайшего окружения ребенка, развитие основ тонких звуковых ориентировок, выделение отдельных слов из речевого потока. Большое значение имеет организация зрительного восприятия в заданном пространстве, развитие прослеживающих движений глаз, активизация ощущений тела как системы координат.

Основные направления работы на подготовительном этапе:

- установление зрительного и эмоционального контакта;

- подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляции;

- настрой ребенка на эмоциональное сопереживание;

- повышение уровня общей активности ребенка;

-организация произвольного внимания – развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.

Ситуацию общения желательно организовать так, чтобы она была комфортной для ребенка, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. «Эмоциональное поглаживание» способствует развитию положительных эмоций – удивления, радости, интереса. Целесообразно использовать игру, рисование, лепку. Эти задания развивают сосредоточение внимания. Эмоциональный смысл вводится в задания, основанные на сенсорной стимуляции – раскачивания, кружения, переливание воды, размазывания крема на различных поверхностях. Все действия сопровождаются эмоциональными комментариями, небольшими ритмичными стихотворными текстами. В простейших играх детей стимулируют на непроизвольные подражания действиям, мимике и интонации взрослых, на эхолалии, обыгрываются их звуковые реакции с помощью эмоционально-смыслового комментария игр и занятий.

Прикреплённые файлы:

tehnologija_u4j23.pptx | 6896,03 Кб | Скачан: 173
 
Публикации по теме:

Портфолио педагога-психолога Т е м а : Использование информационных, коммуникативных технологий и компьютерных игровых средств в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Программа оптимизации общения детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для успешного формирования культуры общения детей среднего дошкольного возраста необходимо учитывать ряд факторов:.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • День Победы, 9 мая
  • Безопасность детей
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология формирования основ коммуникативного общения у детей с грубой задержкой развития (неговорящего ребенка)
Опубликовано: 9 октября 2014 в 06:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

Детский мастер-класс по ручному труду «Зонтик для Осени»
Детский мастер – класс по ручному труду «Зонтик для Осени» ребята выполняли в смешанных техниках – аппликация и природный материал – разноцветные...
Наш цветник в детском саду
Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких, радующих глаз...