МААМ-картинки

Технология макетирования в образовательном процессе ДОУ

екатерина тесленкова
Технология макетирования в образовательном процессе ДОУ

Технология макетирования в образовательном процессе ДОУ

Подготовил воспитатель

Тесленкова Е. В.

Первой квалификационной категории

МБДОУ – детский сад №28 «Ёлочка»

г. Клинцы Брянской области

Аннотация. Данная статья раскрывает суть технологии макетирования в образовательной деятельности. Доказывается целесообразность использования технологии макетирования в образовательном процессе, как средство всестороннего развития личности дошкольников. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследует окружающий мир - для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Дошкольный возраст признан уникальным по своей значимости, в этом возрасте маленький человек активно познает окружающего мир. Особую значимость обретает развитие эмоциональных и творческих способностей.

Публикация «Технология макетирования в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах

Именно в детском саду различные виды деятельности способствуют этому, это - занятия, игры, наблюдения, чтение художественной литературы. Но часто такие виды деятельности носят недостаточный развивающий эффект, они не имеют новизны и креатива. Поэтому все более актуальными становятся нетрадиционные технологии, они способствуют развитию фантазии, воображения, самостоятельности мышления, творчества и многому другому очень важному и необходимому, а главное - они интересны детям, ведь в основном такие методы основаны на игре, а она, как известно, является ведущей деятельностью дошкольников. Детскую игру вообще нельзя представить без конструирования. Конструирование в детском саду было, есть и будет. На его основе успешно развивается технология макетирования, которая все больше обращает на себя внимание. Ключевые компоненты данной технологии — это творчество и игра, именно они объясняют всё возрастающий интерес к ней. Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. [4]

Макеты - это модели, которые представляют собой уменьшенные объекты реальности. А сам процесс макетирования – совместная творческая деятельность детей, родителей и педагога по созданию объектов для организации мобильного игрового пространства. [2] Благодаря этому процессу, дети создают себе игру, которая является главным содержанием детской жизни. В процессе игры ребенок познает мир и приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме учась выстраивать их в реальности. Поэтому макеты способствуют развитию творческого мышления, поисковой деятельности и познавательной активности ребенка; формируют пространственное и логическое мышление, развивают элементарные представления. Занятия макетированием способствуют освоению навыков общения в игре, формируют элементарные навыки планирования и проектирования. Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно - ролевых игр, она востребована детьми и способствует их всестороннему развитию. Используя макеты для организации предметно – игровой среды педагог имеет возможность решать задачи, связанные с интеллектуальным, эмоциональным, творческим развитием воспитанников. Дети учатся целеполаганию, применяют продуктивную деятельность дополняют макеты предметами по своему желанию. Задавая вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека) у них повышается уровень любознательности. [1] Макет, являясь результатом конструктивно - творческой деятельности, служит объектом описания и сравнения, на его основе дети повествуют о различных явлениях и объектах, тем самым пополняя словарный запас. Благодаря макетам дети находятся в игровой среде, где можно развернуть множество игровых сюжетов, создавать воображаемые ситуации, а главное ребенок может проиграть одну или несколько ролей, тем самым формируется его личность. [1] Немаловажным является то, то создание макетов – это совместная деятельность детей и родителей по созданию развивающей предметно – пространственной среды группы. В такой деятельности укрепляется эмоциональная связь детей и родителей. Итак, игры с макетами способствуют интеллектуальному развитию детей, с их помощью у детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса, что является основополагающей задачей дошкольного образования. С точки зрения Н. А. Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло – детской и свободной детской активности - чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры. Л. Ф. Обухова отмечает, что с помощью различных моделей, макетов и схем ребенок материализует математические, логические, коммуникативные, пространственные, временные отношения. Одной из целей макетирования является обеспечение успешного освоения детьми знаний об особенностях объектов и окружающей действительности, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. [1]

Н. А. Короткова условно делит макеты на два типа : модели и карты. Макеты - модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на неустойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» - это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван). Макеты- карты, это плоскости (не менее50x60 см) с планом — схемой и объектами-x60x60 см) с планом — схемой и объектами- см) с планом — схемой и объектами- маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост). В процессе игры могут соединяться два или три макета, например, «Улица города», «Дорожное движение», «Кукольный домик».

Макет может быть напольным, при этом он имеет более крупные конструкционные объемы; настольным, ограниченный размером стола; подиумным, находящимся на специальных подставках-подиумах; настенными ввиде объемных предметных картин с передним предметным планом. [1]

Основными требованиями к макету являются следующие : макет, как игровой инструмент можно изготовить из доступных материалов - фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума. При этом важно помнить об эстетическом аспекте оформления и безопасности для ребенка. В результате создания макет должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений, и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры. Для плодотворной работы к макету необходимо изготовить дидактический материал – фигурки людей, животных, аксессуаров к ним. Храниться материал должен так, чтобы в любой момент дети могли им воспользоваться. [4] Как и любой вид деятельности работа по созданию макета должна быт организована и требует от педагога подготовки и умения организовать деятельность воспитанников.

На первом этапе проводится предварительная работа - подготовка и сбор материала для создания макета, актуализация личного опыта детей -проведение бесед, рассматривание картин и иллюстраций, чтение художественной литературы по определенной тематике. Главной составляющей этого этапа является вовлечение детей в активную деятельность.

На следующем этапе происходит изготовление основы макета - совместная деятельность педагога и родителей с детьми. Деятельность строится на основе конструирования и художественно - изобразительного творчества. Подбор материалов, и технологий для изготовления основы. При этом формируются представления о природных и культурных ландшафтах, искусстве, архитектуре. Дальше необходимо наполнить макет предметным материалом – создать персонажей, дополнительные элементов, которые будут являться неотъемлемой частью макета и позволят превратить его в игровое пространство. Элементы изготовляются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. Основополагающим принципом в работе по созданию макета является то, что каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности - конструирование, моделирование, лепку, аппликацию. Таким образом в деятельность включаются все воспитанники, их родители и педагог, создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей.

На последнем этапе происходит непосредственное развитие, и активизация игры с макетом - созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают ситуации, рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами. [4] Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что каждый этап работы с макетами обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения, благодаря которому воспитанники развиваются всесторонне.

Итак, макет - центральный элемент, организующий развивающую предметную - пространственную среду для игры с мелкими игрушками, а также связующее звено разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности. Макеты используются в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской, музыкально - художественной.

Использование технологии макетирования позволяет повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Основополагающим требованием общества к современному ребёнку является формирование интегративных качеств личности, которые включают в себя умение самостоятельно решать различные задачи, творчески мыслить, высказывать и отстаивать свою точку зрения – именно эти качества формирует данная технология, поэтому ее использование является целесообразным.

Список литературы

1. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие длявоспитателя»[Текст]/Н. Я. Михайленко, Короткова Н. А., 2-е изд., испр. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 20x60 см) с планом — схемой и объектами-0x60 см) с планом — схемой и объектами-0x60 см) с планом — схемой и объектами-. - 96 с.

2. Нищева, Н. В. Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации [Текст]/Н. В. Нищева - Детство-Пресс: 20x60 см) с планом — схемой и объектами-10x60 см) с планом — схемой и объектами-. – 123 с.

3. Дыбина, О. В. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск

5. [Текст]/Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. — Тольятти: ТГУ, 20x60 см) с планом — схемой и объектами-0x60 см) с планом — схемой и объектами-7. — 116 с.

4. Ясвин, В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию[Текст]/В. А. Ясвин/ Москва:20x60 см) с планом — схемой и объектами-0x60 см) с планом — схемой и объектами-0x60 см) с планом — схемой и объектами-. 10x60 см) с планом — схемой и объектами-2с

Публикации по теме:

Технология проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОКЛАД на тему: «Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Применение социальных Интернет-сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своей новостью. В настоящее время прохожу курсы «Применение социальных Интернет-сервисов.

Использование и развитие игры «Танграм» в образовательном процессе ДОУИспользование и развитие игры «Танграм» в образовательном процессе ДОУ Головоломка Танграм успешно используется в работе с детьми, интерес к ней то угасает, то вновь возрастает. Хочу поделиться своим опытом,.

Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессеМетеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология макетирования в образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 15 марта 2022 в 16:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД