ольга николаевна зазеко
Технология «Развивающий диалог»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые педагоги! Мы хотели бы познакомить вас с новой образовательной технологией «Развивающий диалог»
На экране слайд 1
Прежде, чем говорить об использовании Р. Д. во взаимоотношении с ребенком давайте разберемся, что собственно такое Р. Д.
Р. Д. - это обсуждение с детьми проблемной ситуации, в результате которого появляются новые идеи и ставятся новые задачи. Развивающий диалог предусматривает не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и сами приходили к правильному ответу.
Слайд 2 и 3 (рассказываю по слайдам цель, задачи)
Публикация «Технология „Развивающий диалог“» размещена в разделах
Везде, где есть трудности, Р. Д. можно применить для того, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
Развивающий диалог – не новый метод, он известен со времен Сократа. Само понятие диалога связывают с именем Сократа, хотя он тоже, конечно, не был первым. Например, поиск противоречия часто обеспечивается доведением до абсурда. Автор этого метода – Зенон Элейский. А Сократ учил диалогу, вступая в диалог (разговаривая) с другими, например, со своими учениками, тем самым, помогая «рождению мысли».
Были школы, созданные Платоном, где практиковался диалог Сократа.
В ХХ веке диалог начали открывать заново. И интересоваться начали именно практической частью диалога.
Бразилец Пауло Фрейер (1921-1997, философ, педагог-практик, начинавший как учитель португальской грамматики, был экспертом ЮНЕСКО по образованию. Он работал с молодежью вечерних школ. Он говорил, что только в процессе диалога можно создать условия, при которых люди не просто научаются читать и писать, а чтение и письмо становятся частью культуры, которую они присваивают себе. Они начинают себя осознавать, как часть большой общечеловеческой культуры.
Метод развивающего диалога многим очень хочется получить, чтобы быстро и эффективно решать зашедшие в тупик проблемы социально-психологической реабилитации, воспитания и образования. Однако проблема заключается в том, что просто язык слов развивающего диалога не работает без его философии.
Функции развивающего диалога :
- развивающая;
- организующая;
- исследовательская.
Слайд 3
Структура развивающего диалога.
У диалога две части : философская и инструментальная.
Самая первая и самая важная часть, без которой техники диалога не «срабатывают», философская – это язык отношений, ценностей.
Понятие развивающий подчеркивает философию диалога, те отношения в диалоге субъект – субъектные, когда опыт каждого важен и ценен.
Вот, например, такая ситуация:
Слайд 4 (фото Владика с тарелками)
Владик хотел помочь накрыть на столы. Он взял вместо одной тарелки сразу несколько и понес их.
Слайд 5 (фото с тарелками на полу)
В результате все тарелки уронил, тк не смог удержать. Первой моей реакцией от увиденного был ужас, но я уже начала изучать Развивающий диалог, по этому, перед тем, как отчитать его, я спросила у себя, что я хочу сейчас получить, то, чтобы у этого ребенка никогда больше не возникло желание помогать? Или я хочу, чтобы он научился правильно накрывать на стол, чтобы он еще ни один раз помог мне. И тогда я сказала:
Слайд 6 (видео с моим диалогом)
- «Какой замечательный эксперимент ты устроил. Теперь ты знаешь, что получится, если взять сразу несколько тарелок, чтоб быстрее накрыть столы. Молодец!
В результате Владик понял, что не нужно торопиться, чтоб не случались больше такие казусы и в следующий раз сделал все, как нужно.
Слайд 7 (что понял Владик)
В любом поведении ребенка есть и положительные стороны. В примере исследования потребностей присутствует позитивная обратная часть.
Диалог – это система отношений, которая позволяет разрешать проблемы развития. Он эффективен даже в тех случаях, когда проблем так много, что не срабатывают традиционные методы обучения и воспитания.
Слайд8
Базовыми отношениями, без которых диалог теряет свою развивающую функцию и без которых технологическая сторона не работает, являются отношения: любви, интереса, веры, уважения, смирения и благодарности.
Интерес – предполагает поисковую активность, направленную на исследование и выявление потребностей. Например, интерес воспитателя к воспитаннику выражается в действии через действие установления личного контакта с ним. Может ли диалог состояться без контакта? Если контакт не установлен, то никакие техники работать не будут. Контакт зависит от того, кто хочет вступить в диалог. Кто отвечает за контакт в отношениях с детьми? – Взрослые!
Любовь – воспитатель видит, слышит, чувствует не только ребенка, но и себя. Чем больше даем любви, слышим ребенка, видим, чувствуем, ребенок начинает чувствовать себя значимым как личность и имеет возможность так же относиться к окружающим.
Вера – педагог должен верить в ребенка, ведь у него может быть много вариантов решения проблемы и он выберет из них лучший. Наша задача создать условия для этого, отказаться от ожиданий по отношению к нему. Ведь ожидания подразумевают лишение другого человека права на свое мнение, на выбор, на ошибку.
Уважение – когда мы уважаем человека, ждем от него то или иное мнение на что-то, его реакцию. Ставим его на свое место в какой-то ситуации, подумав, как он будет чувствовать себя, если я сделаю вот то или это. Мы учитываем мнение уважаемого человека при принятии решений, которые влияют и на его жизнь тоже. Это и есть соблюдение прав. Уважению можно научить через уважение.
Благодарность – это обратная связь, которую мы даем. Радуемся тому, что говорит или делает ребенок, выражает свои эмоции. В Р. Д. взрослый и ребенок становятся со исследователями, исчезает ощущение беспомощности и безвыходности.
Смирение – воспитатель стремится понять важность ситуации, как ребенок видит ее и что это значит для него. Это позиция, противоположная гордыне. Ребенку мы даем самостоятельно действовать, а не навязывать свое то, что считаем нужным. Предоставляем ребенку возможность быть самим собой.
Технологию «Развивающий диалог» начинаем использовать с 4 лет. В возрасте 5-6 лет дети устанавливают и поддерживают контакты с окружающими детьми. Они становятся «почемучками», вопрос Почему? Они задают как взрослым, так и своим друзьям. По этому, в дальнейшем, планируем использовать круги доверия. Они помогут задавать вопросы, которые помогут рассуждать, анализировать, находить пути решения проблемных ситуаций. Так же в планах работа с правилами, где дети придумывают и закрепляют правила поведения.
Для результата Р. Д. требуется время, чтобы произошли изменения, разное количество времени для разных людей и разных проблем.