МААМ-картинки

Технология «Развивающий диалог»

ольга николаевна зазеко
Технология «Развивающий диалог»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые педагоги! Мы хотели бы познакомить вас с новой образовательной технологией «Развивающий диалог»

На экране слайд 1

Прежде, чем говорить об использовании Р. Д. во взаимоотношении с ребенком давайте разберемся, что собственно такое Р. Д.

Р. Д. - это обсуждение с детьми проблемной ситуации, в результате которого появляются новые идеи и ставятся новые задачи. Развивающий диалог предусматривает не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и сами приходили к правильному ответу.

Слайд 2 и 3 (рассказываю по слайдам цель, задачи)

Публикация «Технология „Развивающий диалог“» размещена в разделах

Везде, где есть трудности, Р. Д. можно применить для того, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Развивающий диалог – не новый метод, он известен со времен Сократа. Само понятие диалога связывают с именем Сократа, хотя он тоже, конечно, не был первым. Например, поиск противоречия часто обеспечивается доведением до абсурда. Автор этого метода – Зенон Элейский. А Сократ учил диалогу, вступая в диалог (разговаривая) с другими, например, со своими учениками, тем самым, помогая «рождению мысли».

Были школы, созданные Платоном, где практиковался диалог Сократа.

В ХХ веке диалог начали открывать заново. И интересоваться начали именно практической частью диалога.

Бразилец Пауло Фрейер (1921-1997, философ, педагог-практик, начинавший как учитель португальской грамматики, был экспертом ЮНЕСКО по образованию. Он работал с молодежью вечерних школ. Он говорил, что только в процессе диалога можно создать условия, при которых люди не просто научаются читать и писать, а чтение и письмо становятся частью культуры, которую они присваивают себе. Они начинают себя осознавать, как часть большой общечеловеческой культуры.

Метод развивающего диалога многим очень хочется получить, чтобы быстро и эффективно решать зашедшие в тупик проблемы социально-психологической реабилитации, воспитания и образования. Однако проблема заключается в том, что просто язык слов развивающего диалога не работает без его философии.

Функции развивающего диалога :

- развивающая;

- организующая;

- исследовательская.

Слайд 3

Структура развивающего диалога.

 У диалога две части : философская и инструментальная.

Самая первая и самая важная часть, без которой техники диалога не «срабатывают», философская – это язык отношений, ценностей.

Понятие развивающий подчеркивает философию диалога, те отношения в диалоге субъект – субъектные, когда опыт каждого важен и ценен.

Вот, например, такая ситуация:

Слайд 4 (фото Владика с тарелками)

Владик хотел помочь накрыть на столы. Он взял вместо одной тарелки сразу несколько и понес их.

Слайд 5 (фото с тарелками на полу)

В результате все тарелки уронил, тк не смог удержать. Первой моей реакцией от увиденного был ужас, но я уже начала изучать Развивающий диалог, по этому, перед тем, как отчитать его, я спросила у себя, что я хочу сейчас получить, то, чтобы у этого ребенка никогда больше не возникло желание помогать? Или я хочу, чтобы он научился правильно накрывать на стол, чтобы он еще ни один раз помог мне. И тогда я сказала:

Слайд 6 (видео с моим диалогом)

- «Какой замечательный эксперимент ты устроил. Теперь ты знаешь, что получится, если взять сразу несколько тарелок, чтоб быстрее накрыть столы. Молодец!

В результате Владик понял, что не нужно торопиться, чтоб не случались больше такие казусы и в следующий раз сделал все, как нужно.

Слайд 7 (что понял Владик)

В любом поведении ребенка есть и положительные стороны. В примере исследования потребностей присутствует позитивная обратная часть.

Диалог – это система отношений, которая позволяет разрешать проблемы развития. Он эффективен даже в тех случаях, когда проблем так много, что не срабатывают традиционные методы обучения и воспитания.

Слайд8

Базовыми отношениями, без которых диалог теряет свою развивающую функцию и без которых технологическая сторона не работает, являются отношения: любви, интереса, веры, уважения, смирения и благодарности.

Интерес – предполагает поисковую активность, направленную на исследование и выявление потребностей. Например, интерес воспитателя к воспитаннику выражается в действии через действие установления личного контакта с ним. Может ли диалог состояться без контакта? Если контакт не установлен, то никакие техники работать не будут. Контакт зависит от того, кто хочет вступить в диалог. Кто отвечает за контакт в отношениях с детьми? – Взрослые!

Любовь – воспитатель видит, слышит, чувствует не только ребенка, но и себя. Чем больше даем любви, слышим ребенка, видим, чувствуем, ребенок начинает чувствовать себя значимым как личность и имеет возможность так же относиться к окружающим.

Вера – педагог должен верить в ребенка, ведь у него может быть много вариантов решения проблемы и он выберет из них лучший. Наша задача создать условия для этого, отказаться от ожиданий по отношению к нему. Ведь ожидания подразумевают лишение другого человека права на свое мнение, на выбор, на ошибку.

Уважение – когда мы уважаем человека, ждем от него то или иное мнение на что-то, его реакцию. Ставим его на свое место в какой-то ситуации, подумав, как он будет чувствовать себя, если я сделаю вот то или это. Мы учитываем мнение уважаемого человека при принятии решений, которые влияют и на его жизнь тоже. Это и есть соблюдение прав. Уважению можно научить через уважение.

Благодарность – это обратная связь, которую мы даем. Радуемся тому, что говорит или делает ребенок, выражает свои эмоции. В Р. Д. взрослый и ребенок становятся со исследователями, исчезает ощущение беспомощности и безвыходности.

Смирение – воспитатель стремится понять важность ситуации, как ребенок видит ее и что это значит для него. Это позиция, противоположная гордыне. Ребенку мы даем самостоятельно действовать, а не навязывать свое то, что считаем нужным. Предоставляем ребенку возможность быть самим собой.

Технологию «Развивающий диалог» начинаем использовать с 4 лет. В возрасте 5-6 лет дети устанавливают и поддерживают контакты с окружающими детьми. Они становятся «почемучками», вопрос Почему? Они задают как взрослым, так и своим друзьям. По этому, в дальнейшем, планируем использовать круги доверия. Они помогут задавать вопросы, которые помогут рассуждать, анализировать, находить пути решения проблемных ситуаций. Так же в планах работа с правилами, где дети придумывают и закрепляют правила поведения.

Для результата Р. Д. требуется время, чтобы произошли изменения, разное количество времени для разных людей и разных проблем.

Публикации по теме:

Стихотворение «Диалог бабушки и внука» Тема войны - сложный, серьёзный материал в плане подачи его дошкольникам. Рассказывать о событиях тех далёких дней нужно доступными пониманию.

Беседа-диалог «Семь-Я» по формированию культуры семейных ценностей у детей младшего школьного возраста Цель: скорректировать представления детей о семье; уяснить важность взаимоотношений в семье; развивать чувство эмпатии; развивать внимание,.

Фоторепортаж «Россия и Польша — диалог культур»Фоторепортаж «Россия и Польша — диалог культур» Фоторепортаж «Россия и Польша - диалог культур» Уже второй год продолжается дружба и сотрудничество между нашим детским садом «Золотая.

Фотоотчет «Диалог поколений»Фотоотчет «Диалог поколений» Как рассказать малышам о Великой Отечественной войне? Этот вопрос часто задаём мы себе. Ознакомление детей с этим праздником нельзя начинать.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Мебель» с применением метода «Проблемный диалог» Добрый день дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы. Представляю вашему вниманию конспект занятия по изобразительной деятельности.

Моя поэзия для детей о природе: стихотворения «Земляника» и «Диалог о чернике», загадка о каштанеМоя поэзия для детей о природе: стихотворения «Земляника» и «Диалог о чернике», загадка о каштане Уважаемые друзья и гости моего блога! Хочу представить вашему вниманию фотографии удивительных уголков природы моего края,которые и вдохновляют.

Песня «Диалог учителя и ученика» Песня «Диалог учителя и ученика» ("Давай никогда не ссориться") 1. - Ну что ж не готов к уроку ты? Почему, почему? И хлопоты все.

Песня «Диалог учителя и ученика» Песня «Диалог учителя и ученика» ("Давай никогда не ссориться").1. -- Ну что ж не готов к уроку ты? Почему, почему? И хлопоты все мои.

Развивающий коврикРазвивающий коврик Важную роль в процессе развития и становления личности малыша играет развивающий коврик. Чем больше ребёнок играет, тем он быстрее развивается.

Развивающий коврикРазвивающий коврик Давно хотелось сшить для своей внучки развивающий коврик. Знаю, что они сейчас пользуются большой популярностью у малышей. Ребёнок знакомится.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология «Развивающий диалог»
Опубликовано: 25 января 2023 в 14:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология «Развивающий диалог»» (включая файлы) размещена пользователем ольга николаевна зазеко (УИ 1243209) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД