Папки-передвижки

Технология ТРИЗ в детском саду

Нина Козлова
Технология ТРИЗ в детском саду

(1 слайд) ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач.

ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический выход из любой житейской ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы. Также ТРИЗ основана на принципах самостоятельного мышления, где необходимо дать возможность ребенку находить ответ самому, а не повторять заученные фразы или предложения.

2 слайд)

Публикация «Технология ТРИЗ в детском саду» размещена в разделах

Около 50 лет назад, замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер - создал очень интересную и весьма эффективную теорию – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)

(3 слайд)

Теория решения изобретательских задач используется в дошкольной педагогике почти два десятилетия. Методика развивается, трансформируется в различные формы подачи материала. Отмечается достаточно устойчивый характер овладения такими основными понятиями, как формулировка и разрешение противоречий, нахождение и использование ресурсов, стремление к идеальному конечному результату и др.

К счастью, детям не свойственны стереотипы мышления взрослых. Решая тризовские задачи, дошкольники не только совершенствуют навыки творческого мышления, но и расширяют свой кругозор, развивают свои познавательные способности.

(4 слайд)

В основе триз технологий лежит :

Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции и развить творческое воображение (РТВ);

методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач (ОТСМ - общая теория сильного мышления);

воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

(5 слайд)

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.  

ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер и его последователи.

(6 слайд)

Алгоритм решения изобретательских задач

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:

Предварительное описание проблемной ситуации.

Вычленении конкретной задачи из проблемной ситуации.

Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата).

Выявление ресурсов и выход на конкретное решение.

Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.

Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага №3.

Рефлексия.

 Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда нужно указать на противоречие. Тем самым мы ставим ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

(7 слайд)

Эвроритм — прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану:

функция и противоречия в данном объекте

варианты, которыми представлен объект (фантазирова­ ние: каких вариантов не существует)

анализ ситуации: данный объект на земле остался один- единственный, какие последствия этого могут быть?

анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция?

анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется

придумывание новых объектов путем объединения

данного объекта с другими (можно произвольными).

(8 слайд)

Прием разрешений противоречий

Приемы разрешения противоречий — объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками.

Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий:

во времени

в одно время объект обладает одним признаком, в другое - противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая растаяла);

в пространстве

одна часть объекта обладает одним признаком, другая - противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная);

в системах

один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек труд­но сломать);

в отношениях

объект для одного обладает одним признаком, а для другого — противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший, а кому-то нет (плохой).

(9 слайд)

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

Прикреплённые файлы:

triz_krlqs.ppt | 19193,5 Кб
 
Публикации по теме:

ТРИЗ-технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Современное общество предъявляет новые требования.

Консультация для воспитателей «Технология познавательно-исследовательской деятельности в детском саду» Технология познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не.

Метод проектов — современная технология организации деятельности в детском саду Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребенку радость, оказывает.

НОД «Составление загадок по алгоритму» ТРИЗ технология Цель: создание условий для усвоения детьми старшего дошкольного возраста алгоритма составления загадок по моделям. Задачи: • Развивать.

Семинар практикум для педагогов «Образовательная технология ТРИЗ» Семинар – практикум для педагогов детского сада «Образовательная технология ТРИЗ» Цель:Повысить уровень компетенции педагогов в применении.

Презентация «Технология ТРИЗ» ТРИЗ — теория решения изобретательных задач. Это наука о том, как современный человек должен решать задачи. Теория была разработана.

Технология ТРИЗ в современном дошкольном учреждении Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени дошкольному.

ТРИЗ технологиии в детском саду В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств, позволяющих.

ТРИЗ технология мультфильм «Берёза и муха» Видео Метод каталога каталога позволяет расширить творческие способности детей в рассказывании. Все мы ни раз сталкивались с проблемой у детей.

ТРИЗ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования ТРИЗ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования. Егорова Н. Г., старший воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология ТРИЗ в детском саду
Опубликовано: 18 марта 2018 в 19:49
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД