Папки-передвижки

Формирование финансовой грамотности у дошкольников

ОЛЕСЯ ПЕРЕЛЫГИНА
Формирование финансовой грамотности у дошкольников

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего доклада

«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

Слайд2.

Экономическое воспитание дошкольников -это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

Актуальность темы:

Публикация «Формирование финансовой грамотности у дошкольников» размещена в разделах

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут. Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Слайд 3. С этой целью и была выбрана мной тема самообразования: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» ,была поставлена цель и задачи.

Цель: Создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

Задачи:

1. Дать простые экономические знания.

2. Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.

3. Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т. д.

4. Развить познавательный интерес дошкольников к вопросам

финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.

Работу проводила в три этапа:

• 1 этап – организационно-ознакомительный: Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; прохождение курсов повышения квалификации по выбранной теме; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.

• 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях ДОУ.

• 3 этап – заключительный. Анализ результативности.

Слайд4. (диаграмма)

Прежде чем начать работу по данной теме, необходимо было понять, насколько дети группы готовы к экономическому воспитанию. В начале нового учебного года на родительском собрании было проведено анкетирование родителей воспитанников с целью выявления знаний по вопросам экономического воспитания. В анкете затрагивались вопросы о том, имеет ли ребенок представление об экономике, деньгах, умении отказать ребенку в не всегда необходимых покупках, есть ли у детей копилка. 69% анкетируемых ответили положительно, 26% затруднились с ответом и лишь 5% родителей не считают это необходимым. Согласно результатам анкетирования, у детей старшего дошкольного возраста, недостаточно знаний о финансовой грамотности, в семьях нерегулярно ведется работа по экономическому воспитанию детей. Родители хотели бы, чтобы в детском саду детям дали первоначальные представления об экономике.

к концу была проведено повторное анкетирование результаты показали, что 90% опрошенных хотят, чтобы их ребенок с дошкольного возраста имел первоначальные представления об экономике, 10% пока сомневаются в такой необходимости.

Слайд 5,6

Родителям были предложены консультации «Финансовая грамотность вашего ребёнка»,на родительском собрании даны практические советы по формированию финансовой грамотности у детей. Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях детского сада.

Слайд 7,8. В группе был создан мини-уголок «Финансовой грамотности» в который вошли, коллекция монет, настольные игры «Денежка» и «Монополия», «Картотека игр по финансовой грамотности». Также был создан творческой группой детского сада мини-музей.

Далее работу по экономическому воспитанию была разделена на 3 блока, связанных между собой задачами и содержанием:

1. «Труд (профессии) и продукт труда».

2. «Деньги и цена» (стоимость).

3. «Бюджет семьи доходы и расходы», «Экономические навыки и привычки в быту».

Слайд9. Использовала следующие методы и приё мы работы:

Формы и методы :

• Беседы;

• Чтение произведений художественной литературы;

• Просмотр презентаций;

• Дидактические игры;

• Сюжетно-ролевые игры;

• Игры- путешествия;

• Настольные игры;

• Игры-коллекции.

Слайд 10,11,12. В разделе «Труд и продукт труда».

Были поставлены следующие задачи:

формировать представления о содержании деятельности людей разных профессий, профессии родителей детей группы ;

• учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

• стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Был создан лепбук «Профессии», различные д/и, также созданы центры для с/р родители приобрели костюмы, экскурсия в Сбербанк.

Слайд 13,14. Следующий раздел «Деньги и цена» (стоимость).

Включал в себя следующие задачи:

• познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;

• воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);

• дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

Слайл 15,16. Следующий раздел, «Экономические навыки и привычки в быту».

Задачи:

• научить детей бережному отношению к вещам;

• подсказать ребенку, какими вещами он может самостоятельно распоряжаться, а какими – только с ведома взрослых;

• научить ребенка прогнозировать последствия своих решений;

• рассказать о правильном распределении доходов в семье

• помочь выработать основные полезные привычки.

Основные понятия: «бережливость», «бюджет», «копилка», «хозяйственный», «запасливый».

Особое место в экономическом воспитании занимают сюжетно-ролевые игры. Самая популярная игра «Магазин».

Эта игра формирует умение широко и творчески использовать полученные знания об экономических понятиях.

Развивает способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

Закрепляет умение соотносить товар с определенным количеством денег, решать простые задачи на вычитание и сложение.

Также она формирует взаимоотношения сотрудничества. Воспитывает культуру речевого общения.

Слайд 17

Экономическое воспитание невозможно без развития речи.

Дети учатся выражать свои мысли, составлять рассказы, описывать явления. Большую помощь оказывает чтение художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки.

Важную роль в экономическом воспитании отводиться использованию сказок. Народные сказки, используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей -экономическую.

Вывод. Таким образом созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет огромное значение для формирования личности человека 21 века.

В рамках повышения квалификации в 2022 году мною были пройдены курсы «Методика обучения финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» в обьёме 36 ч. Также была участником регионального заочного конкурса «Лучшая методическая разработка мероприятий по финансовой грамотности» среди педагогических работников образовательных организаций Амурской области в 2022 году.

Слайд!8.

Прикреплённые файлы:

finansovaja-gr-t_8nhch.pptx | 4206,83 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Конспект НОД по финансовой грамотности для дошкольников «Деньги»Конспект НОД по финансовой грамотности для дошкольников «Деньги» Конспект НОД "Деньги" Цель: уточнение и расширение знаний детей о деньгах и их роли в жизни человека. Ход НОД: Воспитатель: Колокольчик.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование финансовой грамотности у дошкольников
Опубликовано: 17 сентября 2023 в 13:12
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД