наталья конова
Игровые технологии для коррекции гиперактивного поведения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Игровые технологии для коррекции гиперактивного поведения дошкольников».
Поведение современных детей – проблема образ жизни дошкольника с которой чаще всего сталкиваются многие взрослые: воспитатели, родители.
Публикация «Игровые технологии для коррекции гиперактивного поведения дошкольников» размещена в разделах
Нарушения поведения являются причиной многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на здоровье, и в конечном счете, могут привести к искаженному развитию личности.
Типичными формами неконструктивного поведения в старшем дошкольном являются : импульсивное поведение; демонстративное, протестное, агрессивное, конформное, недисциплинированное поведение, в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенности семейного воспитания и др.
Гиперактивное поведение дошкольников проявляется в агрессивности, капризах, несдержанности, гиперактивности и т. п.
Возникает масса вопросов: можно ли считать эти недостатки поведения типичные для дошкольников? Какова их причина? Как эффективно решить уже возникающие проблемы?
Умение управлять собой, своим поведением даётся дошкольникам с большим трудом. Желая как можно быстрее развить в ребёнке способность осознанно управлять своим поведением, взрослые нередко прибегают к малоэффективным средствам:
• читают нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности;
• дают массу инструкций, убивая этим самым самостоятельность;
• наказывают за малейшую провинность.
Приказами, наказаниями можно добиться подчинения, но нельзя научить ребенка управлять своим поведением.
Как же научить дошкольника управлять своим поведением без принуждения?
Помогут в этом, конечно, игры, которые являются частью воспитательно-образовательной работы и имеют большое значение для развития личности ребенка-дошкольника.
Игры в детском саду, направленные на коррекцию неконструктивного поведения, помогают детям выплеснуть гнев, снять мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное "созидающее" русло, настроить на спокойный, позитивный лад. Эти игры можно проводить в качестве физкультурной минутки на занятии, во время свободной деятельности детей, в перерывах между занятиями или вечером.
Рассмотрим формы неконструктивного поведения : агрессивное, протестное, демонстративное и познакомимся с играми, корректирующие такое поведение.
Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение.
Направления коррекции агрессивного поведения дошкольников :
1 направление: коррекция способов выражения эмоций и снятие психоэмоционального напряжения
Игра "Обзывалки"
Цель: Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Возраст: от 4 лет
Игровой реквизит : мячик
Ход игры: Предлагается передавать мяч друг другу, обзывая друг друга необидными словами, например, названия овощей и фруктов, обязательно называя имя того, кому передается мячик. Обязательно предупредить, что обижаться нельзя. Завершать игру хорошими словами "Маринка -малинка"
2 направление: игра, направленная на развитие умения сопереживать другому
Игра «Щепки плывут по реке»
Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности, развитие навыков невербального общения.
Возраст: от 5 лет
Игровой реквизит : Аудиозапись со спокойной музыкой.
Проведение: Дети встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один ребенок – щепка. Он медленно «проплывает» между «берегами». «Берега» мягкими прикосновениями помогают «щепке». Говорят ей ласковые слова, называют по имени. «Щепка» сама выбирает, с какой скоростью ей двигаться. Упражнение можно проводить с открытыми или закрытыми глазами.
3 направление: игра, направленная на повышение самооценки, формирование позитивного самовосприятия и опыта уверенного поведения.
Игра «Рисуем свою гордость»
Цель: повышение самооценки ребенка.
Возраст: 6 – 7 лет.
Игровой реквизит : лист А4, фломастеры, карандаши.
Ход игры: Ведущий предлагает каждому из детей следующее задание: «Подумай, в каких случаях ты гордишься собой? Что ты чувствуешь при этом в своём теле? Как ты дышишь? Как ты держишь голову и спину?
Нарисуй картинку, которая показывает, как ты гордишься собой. Можешь нарисовать свою гордость, как ты ее представляешь, или самого себя в этот момент, как ты горд. Возможно, ты хочешь нарисовать то, что хорошо умеешь или любишь делать, или то, как ты помогаешь другим или, преодолевая себя, делаешь что-то трудное…» (10-15 мин.).
После этого дети собираются в четверки, показывают друг другу рисунки и обсуждают их. Спросите детей, как они себя чувствовали, когда показывали друг другу свои рисунки. Как обстоит дело в их семьях – могут ли дети демонстрировать домашним свою гордость? Разделяют ли родители их чувства?
Предложите детям выступить перед группой, показать всем свои рисунки и рассказать, чем они гордятся. После каждого рассказа группа встает и аплодирует. Этот маленький ритуал поможет усилить групповую сплоченность. Обсудите с детьми значение гордости.
• почему так важно позволять себе испытывать гордость?
• когда гордость превращается в хвастовство?
• что хорошего и что плохого в том, что мы сравниваем себя с другими?
Формы протестного поведения детей - негативизм, строптивость, упрямство. Типичные проявления детского негативизма - это беспричинные слезы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость.