Получи документы

Конспект НОД «Ставенки резные, окна расписные»

Юлия Боброва
Конспект НОД «Ставенки резные, окна расписные»

Задачи:

Образовательные:

Учить различать детали орнамента деревянных наличников (крестики, ромбики, волны, кружки, извилистые линии).

Упражнять в создании выразительных узоров, используя бумажный силуэт окна и пластилиновые штампы.

Обогащать словарь детей новыми словами (наличники, ставни, оберег)

Развивающие:

развивать художественно-творческие способности, мелкую моторику рук.

развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство композиции.

Воспитательные:

Публикация «Конспект НОД „Ставенки резные, окна расписные“» размещена в разделах

Создавать условия для воспитания интереса к образцам русского декоративно-прикладного искусства.

создавать условия для воспитания интереса к народным традициям;

вызывать положительный отклик от проделанной работы.

Участники: дети, педагог;

Оборудование: картинки городских многоэтажных домов, изображение дома без окон, картинки с изображением избы, картинки различно оформленных окон с наличниками, ставнями (либо презентация) мультимедийная установка, заготовка окна

Для продуктивной деятельности: картон белый, цветная бумага, ножницы, клей, пластилин, салфетки, гуашь, кисти

Предварительная работа: чтение художественной литературы об обычаях русского народа, деревенском бытовом жизненном укладе, рассматривание иллюстраций.

Ход НОД

На мольберте – изображение дома (без окон)

Воспитатель: Рассмотрите наш дом. По-моему, чего-то не хватает. (ответы детей)

Воспитатель: Зачем в доме нужны окна? Можно ли обойтись без них? (ответы детей)

Воспитатель: Вы говорите верно. Окна это глаза дома, через которые проникают солнечный свет и тепло. В старину, в деревянных домах, было традицией – украшать окна наличниками и дополнять ставнями. Кто из вас знает, что это такое? (ответы детей)

Воспитатель демонстрирует изображение наличников и ставней, элементов декора наличников (можно использовать презентацию)

Воспитатель: Оформление наличников нередко отображало характер хозяина, его вкусы и интересы. Они служили для красоты окна. Ставни защищали от дождя и снега, на ночь их закрывали. С улицы каждый мог видеть, открыты утром ставни – значит, хозяева встали, а закрыты – значит, еще спят или их нет дома.

С давних времен люди строили свои жилища из дерева.

- Как называются такие дома? (изба)

- Со временем люди научились делать стекло. Появились первые мастера, которые стали украшать окна с помощью резьбы по дереву. Так появились ставни и деревянные наличники. Люди стали придумывать разные узоры для них, узоры состояли из различных элементов, каждый из которых имел свое значение:

- Извилистая линия – вода, кружок – солнечный знак, квадрат – символ земли, а треугольник обозначает горы. Украшая символами наличники, люди верили, что это принесет им счастье, здоровье, спасет от непогоды и злых сил.

- Сегодня, предлагаю вам проявить фантазию, и дополнить наш дом окнами, да не простыми, а с наличниками да ставнями. Вы, как мастера можете выбрать любой материал, который находится у вас на столах. Проявите фантазию и выдумку, да не забывайте, что каждый элемент имеет свое значение.

Подготовим наши пальчики для работы (гимнастика)

Я хочу построить дом (руками - крыша)

Чтоб окошко было в нем, (голова-влево, вправо)

Чтоб у дома дверь была. (имитация открывания двери)

Рядом чтоб сосна росла. (руки вверх)

Чтоб вокруг забор стоял. (присесть-встать)

Пес ворота охранял. (хлопки руками)

Солнце было, дождик шел (указательным пальцем по ладошке)

И тюльпан в саду расцвел. (сложить ладони в виде цветка)

Дети проходят на рабочие места, где имеется необходимый набор для творчества. Самостоятельно выбирают цветовую гамму.

1 этап – дети под руководством педагога, вырезают из картона заготовку окна с наличниками и ставнями.

2 этап – лепка необходимых фигур из пластилина, декорирование окна. Дети изготавливают детали из пластилина, используя цвета на выбор.

Воспитатель: Помните: «Поспешишь, людей насмешишь»; «Семь раз отмерь, один отрежь».

Обратите внимание на верхнюю и нижнюю линии наличников, края резные или сделаны волнистой линией и завитками.

Помните, что в узоре элементы должны чередоваться. После этого можно использовать пластилиновые штампы, которые помогут нам красиво и симметрично украсить оконные рамы; превратить получившееся с помощью штампов и линий в настоящие резные деревянные узоры.

В конце занятия работы выставляются в ранее рассматриваемый дом без окон. Дети делятся своими впечатлениями, подводят итоги своей деятельности, радуются результатам сделанного дела.

- Я очень рада, что сегодня мы с вами поговорили об уходящей традиции украшения деревянных домов резными наличниками и, проходя по улицам нашего города, вы будете чаще обращать внимание на внешнее убранство домов.

Тема НОД: «Символы России. Флаг»

Задачи:

Образовательные:

- углубить и расширить представления детей о символике России;

- продолжать формирование представлений о Родине, малой родине;

Развивающие:

- развивать познавательную и творческую активность;

- формировать коммуникативные способности и умение вести диалог;

- развивать память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь.

Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества: патриотизм, гордость за свою Родину, любовь и уважение к родине.

Словарная работа: Россия, герб, флаг, паспорт, президент, россияне

Предварительная работа: чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о России, рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей нашей родины, ее природы, крупных городов.

Оборудование: Карта, глобус, герб, флаг России, изображение флага на корабле, Доме правительства, паспорта.

Для практической деятельности:

- Образец выполненной работы (формат А4);

- клей ПВА;

- заготовки для флага;

- простой карандаш, ластик;

- кисти для клея, кисти для рисования разных размеров;

- емкость с водой;

- акварельные краски;

- салфетки для удаления лишней влаги

- крупная пищевая соль.

Ход

Воспитатель: Живут на свете дети – мальчишки и девчонки. Все они разные голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие в деревне, одни на севере, другие на юге. И все они живут в нашей огромной стране которая, как ребята называется? Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы поговорим о нашей родной стране.

Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия - необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Россия - это большое государство. Вот её граница (показываем на карте границу России). Мы гордимся нашей великой Родиной. Когда в одной части страны люди ложатся спать, то в другой только начинается день. В одно и то же время в одной части России может идти снег (на севере, а в другой – светит яркое солнце (на юге). В нашей стране много городов, деревень, поселков. А в каком городе мы живем, как он называется?» Ростов Великий.

Воспитатель: «А как называется главный город страны?»

А сейчас давайте вспомним, что мы знаем о России.

Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.

- Наша страна называется… Россия.

- Граждане России называются… россияне.

- Столица России - город… Москва.

- Кто президент в России… Путин.

- Кто выбирал президента… российский народ.

- Какой документ имеет гражданин России… паспорт.

В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на глобус. (Воспитатель показывает детям Россию.) Вот так много места занимает территория России.

Воспитатель: Давайте найдем ее на глобусе (рассматривают глобус)

Воспитатель вносит в группу посылку

-Нам прислали нам посылку из г. Москвы из детского сада «Солнышко», дети старшей группы.

Давайте посмотрим, что в ней (открывает)

Воспитатель: что это? (изображение герба и флага России)

Какой страны?»

-У каждой страны есть свой флаг и герб. Флаг и герб является отличительным знаком государства. Государственный флаг обозначает единство страны и её независимость от других государств. Внимательно посмотрим на флаг, какой он формы?

- Ребята, из скольких полос состоит наш флаг?

- Правильно, Российский флаг состоит из трех полос.

Три полоски флага - это неспроста:

Белая полоска - мир и чистота,

Синяя полоска - это цвет небес,

Куполов нарядных, радости, чудес,

Красная полоска - подвиги солдат,

Что свою отчизну от врагов хранят.

Он страны великой самый главный знак -

Доблестный трехцветный наш российский флаг!

- Ребята где можно увидеть флаги или флажки?

- На зданиях, например, на Доме правительства. В праздники - украшают дома, улицы. Флаги можно увидеть на кораблях, самолётах, в руках солдат, спортсменов.

Если флаг на самолёте или корабле, он поможет узнать из какой они страны. Во время больших спортивных соревнований, например, во время Олимпийских игр, можно узнать спортсмены из каких стран будут участвовать в этих соревнованиях. Во время награждения флаг страны победителя поднимается высоко-высоко над стадионом. В это время мы испытываем гордость за наших спортсменов, за нашу Родину.

Практическая работа:

Перед вами стоят контейнеры с сыпучим веществом. Как вы думаете, что это? Где её используют? Для чего она нужна?

- Ребята, положите руки на соль и потрогайте! На что она похожа?

- Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие мелкие частички. А, что чувствуете вы?

- Ребята, какие волшебные свойства соли вы знаете? (Ответы детей)

А я сегодня предлагаю вам сегодня использовать соль необычным способом. Перед вами листы заготовленного изображения флага, но он бесцветный. Что мы можем сделать, чтобы он стал настоящим флагом? (раскрасить). Чем можно раскрасить полосы нашего флага? (варианты ответов детей)

Воспитатель демонстрирует свой образец готового флага, выполненного в технике рисования солью

- Как вы думаете, что мне помогло раскрасить мой флаг? (ответы детей, рассматривание образца)

- Да, мне помогла соль. Попробуйте и вы поработать с ней. Для начала сделаем пробу на чистом листе (у каждого ребенка на столе лист бумаги)

Возьмите клей ПВА и проведите дорожку от одного края листа к другому. Посыпьте ее солью. Лишнюю стряхните. Что случилось с солью?

- Да, соль закрепилась на листе, и теперь ее можно раскрасить в любой цвет.

-Какие цвета нам потребуются для флага?

Затем выполняется практическая работа под руководством воспитателя.

Наносим клей ПВА на поверхность флага

Посыпаем соль, прижимаем, стряхиваем лишнюю

Ждем, когда клей с солью высохнет

Физкультминутка «Мы военные»

Мы станем все военными,

(Шагают на месте)

Большими, здоровенными.

(Руки вытянуть вверх, опустить через стороны)

Будем в Армии служить, стороны. Будем Родину любить.

(Движения повторяются)

Сад и дом свой охранять,

(Наклон вперёд, смотрим в «бинокль»)

Будем мир мы защищать!

(Шагают на месте)

Воспитатель: Отдохнули, а теперь продолжаем работать.

Раскрашиваем полоски флага нужным цветом при помощи акварельных красок.

Далее организовывается выставка детских работ

Итог

-Ребята о чем сегодня говорили?

-Какие символы нашей страны вы знаете?

-Каким необычным способом мы сегодня рисовали?

-Я благодарю вас за хорошую работу. Вы молодцы! Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами - россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

Развлечение

тема: «Славится Россия чудо-мастерами»

Задачи:

расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах (дымковская игрушка, гжель, хохлома, матрёшка);

воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.

Оборудование: образцы дымковской игрушки, гжели, хохломской росписи, матрешки, детские костюмы с элементами росписи (хохлома, гжель)

Для практической работы: деревянные заготовки ложек, краски.

Предварительная работа: заучивание частушек, песни «Игрушкины частушки», танца «Матрешки», рассматривание альбомов с изображением различных народных промыслов, детских игрушек старины.

Ход

Вед: Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев – все мило сердцу русского человека.

Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились русские народные промыслы.

Во что играли дети на Руси?

Так же как и вы, в разные игрушки.

Как вы думаете, из чего делали игрушки русские мастера?

Да из того, что было под рукой: из глины, дерева, соломы, ткани.

Так мастера из села Дымково делали игрушки из глины, так появилась дымковская игрушка.

Посмотрите на них, какие они яркие, веселые, нарядные. Сколько озорства и веселья вложил мастер в эти игрушки.

А вот и:

«Дымковские барыни

В нарядах удивительных

В клеточку, кружок, полоску

Тонко так расписанных.

Глины маленький комок

В чудо превратится,

Если только попадет

В руки мастерицы»

Выходят девочки в костюмах «Дымковских барышень».

Песня «Игрушкины частушки»

Вед: Разные бывают на свете игрушки.

А эта игрушка живет в России более 100 лет. Отгадайте, про кого я говорю?

«Есть у нас одна игрушка

Не лошадка, не петрушка –

Красавица – девица

Каждая сестрица –

Для меньшой – темница». (Матрёшка)

А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые.

Да и игрушка-то, какая радостная. Недаром говорят: «Каков мастер – такова и работа».

А вот и красавицы-матрёшки!

Под музыку выходят девочки-матрёшки (5 человек)

1 Дев. : Мы красавицы – матрёшки

Разноцветные одежки

Раз Матрёна, два Малаша

Мила – три, четыре – Маша

Маргарита – это пять

Нас нетрудно сосчитать.

2 Дев. : Мастер выточил меня

Из куска берёзы,

До чего ж румяна я

Щеки, словно розы.

3 Дев. : Мы матрёшки, мы подружки,

Утром быстро мы встаем,

Впятером поет частушки

И танцуем впятером.

4 Дев. : Никогда мы не скучаем

И для всех платочки есть,

Чашки есть у нас для чая

И салфетки тоже есть.

5 Дев. : А кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе,

Спим мы дружно,

Спим мы все одна в одной.

Вед: Как пойдут плясать и петь

Нам за ним не успеть.

Танец «Матрёшек».

Вед: Ой, ребятки мои,

Развеселые мои.

В круг вставайте поскорей

Веселить будем гостей.

Вед: Слышала я, ребята, сказку про одного купца, который поехал путешествовать в Россию с алой розой, которую подарила ему жена. Но роза от мороза замерзла и посинела.

Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своих изделиях, только не алой, а синей. А купец отвез жене в подарок эту посуду.

Вед: А вот и чудо-мастера.

Выходят ребята в гжельских костюмах

Вед: Здравствуйте, расскажите,

Чем вы занимаетесь, что мастерите?

1 Реб. : Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу

Белый фон снегов белей,

Синий – небушка синей.

2 Реб. : Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель.

3 Реб. : Гжельская роспись на белом фарфоре –

Синее небо, синее море,

Музыка скромной российской природы

Кружит и водит свои хороводы.

Хоровод

Вед: Слышала я еще одну сказку, про чудо-мастера.

Разное про него старики рассказывают.

Будто поселился он за Волгой в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу пшенную варил, да не забывал пшена птицам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке – стала она золотой. Не из этой ли сказки появилась удивительная красота – хохломская роспись.

А вот и чудо-мастера.

Ребята-мастера в русских костюмах занимают свои места за столом.

(как на ярмарке)

1 Реб. : Подходите, дети, к нам

Очень рады мы гостям

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню просеется сама.

2 Реб. : И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома.

Вед (берет не расписанную ложку) :

Не расписанная ложка,

Хоть скромна, но хороша

В этом маленьком кусочке

Чудо-мастера душа.

- А работу для чего делаете?

3 Реб. : Для ярмарки.

Только изделий маловато.

Коль в гости пришли, так помогайте.

Ребята-зрители подходят к ребятам мастерам; у воспитателя большая заготовка на доске

Вед: Кистью плавно закручу

Линию с нажимом

В завиток я превращусь,

Словно я пружина.

Хохломская роспись –

Алых ягод роспись,

Отголоски лета

В зелени травы.

Дети расписывают заготовки ложек (изодеятельность)

Вед: Молодцы! Потрудились на славу.

Ложки золоченые

Узоры крученные

Что играть, что плясать

Никому не устоять.

Оркестр ложечников. Звучит русская народная мелодия «Во кузнице!»

Вед: Ну и удаль, ну и стать!

Как певали мы частушки,

Вы их знаете подружки?

1 Реб. : Как частушки нам не знать!

Любим петь мы и плясать.

Частушки:

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой!

2 Реб. : Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать.

3 Реб. : Хохлома да хохлома –

Разукрашу все дома,

А потом всю улицу

Петуха и курицу.

4 Реб. : Я все небо разрисую –

Разрисую хохломой.

Пусть все летчики летают

Под такою красотой.

5 Реб. : Надою я молока

И налью котенку

Разрисую хохломой

Милую Буренку.

Все вместе. : Ох, Россия, ты Россия

В каждом граде терема.

Всей Земле на удивление

Городец и хохлома.

Вед: Изделия русских народных промыслов широко известны за пределами России.

Таких изделий нет больше нигде в мире.

Поэтому иностранные гости обязательно стараются привезти на память из России: Матрёшку или дымковскую игрушку, хохломскую или гжельскую посуду.

Изделия русских народных промыслов – это наша национальная гордость – мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость.

Публикации по теме:

«Расписные декоративные бутылки»«Расписные декоративные бутылки» С давних времен к нам пришла традиция украшать интерьер элегантными сосудами. Это могут быть вазы, графины, кувшины и бутылки. Их огранка,.

Дымковские «Барыни» — игрушки расписные. Детский мастер-классДымковские «Барыни» — игрушки расписные. Детский мастер-класс Наши руки крендельком, Щёки будто яблоки. С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке. Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские - Щеголихи.

Конспект НОД по рисованию «Расписные ткани» (старшая группа)Конспект НОД по рисованию «Расписные ткани» (старшая группа) Тема: «Расписные ткани». Программное содержание: Познакомить с новой техникой в рисовании батик. Учить детей рисовать узоры по замыслу,.

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Расписные стульчики»Конспект НОД по рисованию в средней группе «Расписные стульчики» Цель: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности.

Мастер-класс — деревянные расписные бусы «Городецкая роспись»Мастер-класс — деревянные расписные бусы «Городецкая роспись» Наступило лето! А когда ещё, если не летом носить яркие, необычные украшения. Предлагаю вашему вниманию мастер - класс по изготовлению.

Наши окна нарядились! 2 класс украшает окна к 9 маяНаши окна нарядились! 2 класс украшает окна к 9 мая Мои второклашки тоже готовятся к празднованию дня Победы. Мы участники акции"Красная гвоздика",посещали музей "Поиск", участвовали в конкурсе.

Оформление окна к 9 МаяОформление окна к 9 Мая Приближается самый главный, самый важный, самый священный праздник для всех нас- ДЕНЬ ПОБЕДЫ! Во всех садах во всех группах ведется большая.

Открытое интегрированное занятие «Тарелочки голубые, красивые расписные»Открытое интегрированное занятие «Тарелочки голубые, красивые расписные» .

«Расписные яйца» — творчество детей«Расписные яйца» — творчество детей Приближается светлый праздник Пасхи! Мы с малышами готовились к празднику вот так! Жили били дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла.

Расписные камни. Творчество детей (подготовительная группа)Расписные камни. Творчество детей (подготовительная группа) Камни- удивительные создания природы. Каждый из них имеет свою форму, цвет, фактуру. И одним этим они уже интересны! А если к ним приложить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Ставенки резные, окна расписные»
Опубликовано: 19 января 2020 в 22:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД