МААМ-картинки

Конспект образовательной деятельности по реализации удмуртского НРК «В гости к бабушке Чуж Анай»

Татьяна Манакова
Конспект образовательной деятельности по реализации удмуртского НРК «В гости к бабушке Чуж Анай»

Пояснительная записка к занятию по познавательному развитию

«В гости к бабушке Чуж Анай».

Занятие для детей старшей группы, составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., а также в соответствии с перспективно - тематическим планом. Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

•Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

Публикация «Конспект образовательной деятельности по реализации удмуртского НРК „В гости к бабушке Чуж Анай“» размещена в разделах

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности.

Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой Родине. Соприкосновение ребёнка с народным искусством, традициями историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут:

-духовно обогатить ребёнка;

- поддержать его интерес к прошлому и настоящему;

-воспитать любовь к своей малой Родине.

Цель занятия: воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к национальному искусству, любви к родному краю.

Задачи:

- познакомить ребёнка с прекрасным миром удмуртской природы;

- пробудить любовь ребёнка к Родине, которая начинается с порога, отчего дома;

- научить бережно, относиться к окружающему его миру: растениям, животным, людям;

- знакомить с историческим прошлым и культурой родного края;

- развитие речи, расширение словарного запаса;

- воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, малой родине, а так же интерес и уважение к обычаям удмуртского народа.

Методы и приемы:

• наглядный метод (мультимедийная презентация об Удмуртии, одежда удмуртов, старинная посуда).

• наглядно-практический метод (рассматривание глобуса и флага Удмуртии).

• словесный метод (чтение стихов).

• прием эмоциональной заинтересованности (Гостья – бабушка Чуж Анай).

• игровой прием (игра «Сложи правильно удмуртский орнамент», «Вумурт»).

• Использование проблемных ситуаций.

По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких образовательных областей :

• социально – коммуникативное развитие (игры);

• речевое развитие (составление рассказов о старинной посуде, чтение стихов, речевое сопровождение к игре);

• физическое развитие (физминутка);

• познавательное развитие (рассказ воспитателя, просмотр слайдов);

• художественно – эстетическое развитие (перепечи из соленого теста)

Применение инновационных технологий (ИКТ, презентация, позволяет заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживается мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно начинается, с организационного момента, где активизируется внимание детей и поддерживается на протяжении всего занятия. Во время занятия дети путешествуют по родному удмуртскому краю. Дети отвечают на наводящие вопросы воспитателя, читают стихи, играют и даже сами, лепят форму для перепечей.

После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Список литературы:

1. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно - правовых документов и программно-методических материалов. М., 2001.

2. Николаева Е. А. Друг к другу с добром. Ог-огедлы зечен: Пособие для работников дошкольных учреждений. - Ижевск: Удмуртия, 2004.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика - Синтез, 2005.

4. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1999. Т. 2.

5. Сборник информационно – методических материалов по развитию национального образования в Удмуртской Республике (к 80-летию государственности УР). – Ижевск, Мин. нар. образов. УР, 2000.

6. Рыбалова И. Н. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – с. 45 – 55.

7. Сборник стихов Флора Ивановича Васильева.

Предварительная работа:

• Беседы о Удмуртии;

• Заучивание стихотворений;

• Рассматривание карты Удмуртии;

• Знакомство с подвижными играми народов Удмуртии

Работа с родителями:

• Привлечение родителей к сбору атрибутов национальных костюмов и предметов быта.

Материалы:

Флаг, герб, национальная одежда, природа, предметы быта, фартуки, солёное тесто, салфетки, тарелочки, презентация, макет печки и избы.

Ход занятия:

Слайд 2.

В. В какой стране мы с вами живём? (Россия). В какой республике? (Удмуртия). Сегодня мы с вами поговорим о нашей республике Удмуртии. Удмуртия – край прекрасной природы, богатых недр, интересной истории, замечательных тружеников Удмуртию воспевало множество поэтов

Хватает Волге широты и сини,

Но с Камою она еще синей,

И для меня бы не было России,

Без маленькой Удмуртии моей.

Дети:1 Люблю тебя, Удмуртия моя,

Весь твой народ, как дружная семья,

Твои просторы, как прекрасный сад,

Они чудесной музыкой звучат.

2 Твоя вода, как серебро чиста,

Твоя природа, как сама весна

От соловьёв ночами не до сна.

3. Люблю твой хлеб, душист и мягок он,

Святую силу чувствуем мы в нём,

Ты им вскормила нас, своих детей

И нет тебя, Удмуртия, родней!

Слайд 3.

Ведущий: У нашей республики есть свой флаг, посмотрите какой красивый удмуртский флаг.

Черный цвет является символом земли и стабильности. Красный цвет –символ жизни и солнца. Белый – красоты и чистоты. А восьмиконечный солярный знак является оберегом. Этот знак можно увидеть на каждом доме у удмуртов. И мы хотим, чтоб этот знак оберегал вас тоже.

Слайд 4-5.

Ребята, вы знаете как называют Удмуртию? Край родниковый – почему его так называли? (Потому что в Удмуртии очень много родников, рек.) . Крупная река Кама берет свое начало в Удмуртии.. Начинаясь в Удмуртии скромным ручейком, она возвращается в пределы республики могучей рекой. Много в реках разной рыбы: леща, плотвы, окуня, язя, налима.

Слайд 6-7-8

У нас в Удмуртии много лесов - это Лиственные леса. Довольно много в Удмуртии лесов из мелколиственных пород - березы и осины. В центральной Удмуртии на ровных местоположениях располагаются смешанные липово-березовые леса. Существование животных в тайге тесно связано с хвойными деревьями, а также с некоторыми другими сопутствующими им растениями. Тайга даёт животным пищу, укрытие от непогоды и врагов.

Слайд 9.

Ребята, в Удмуртии живёт многонациональный народ, все мы являемся соседями Кто знает какие национальности живут в Удмуртии? (русские, удмурты, татары, бессермяне и другие). Правильно, много народов живёт в Удмуртии, каждый народ имеет свою культуру, свой язык,свой костюм.

Внимание на экран,сейчас будут появляться изображения людей разных национальностей в своих национальных костюмах, пожалуйста отгадайте костюмы каких народов появляются на экране. (Показ слайдов)

Подведение итогов. Все вы Молодцы! Вы хорошо знаете свою малую родину – Удмуртию.

Ребята, а я вам сейчас предлагаю сходить в гости к бабушке Чуж Анай в гости.

Слайд 10.

Б. Чуж Анай. Здравствуйте гости дорогие (Зеч бур)

Живем мы в деревянных домах, главное украшение жилища удмурта – ворота.

А как прекрасны наши удмуртские наряды! Дети рассматривают костюм бабушки Чуж Анай. Она называет предметы национальной одежды. Головной убор - айшон, сюлык; платье; мониста - нагрудник с серебряными монетами; передник.

Слайд 11.

Народные умельцы Удмуртии делают ювелирные изделия из золота и серебра, катают валенки и шьют шляпы, красиво вышивают, режут по дереву, делают гончарные изделия. В украшении изделий используют рисунки деревьев, зверей и солнца; геометрические узоры, главный элемент орнамента – ромб.

Слайд 12.

Воспитатель: Давайте поиграем в любимую удмуртскую подвижную игру- «Водяной». Как «Водяной» по - удмуртски?

Дети: «Вумурт».

Игра с речевым сопровождением:

Водяной, водяной

Что сидишь ты под водой?

Выйди, выйди хоть на час посмотреть, который час.

Ты глаза не открывай по одежке узнавай.

Чуж Анай :

Слайд 14.

- Удмуртский народ славится своими национальными блюдами - табанями, перепечами.

- А вы хотите научиться делать перепечи?

Для того чтобы приготовить перепечи, надо сделать тесто. Из готового теста катаем шарики (круговыми движениями, раскатываем скалкой лепешку. Края лепешки защипываем, делаем бортики. В серединку заливаем начинку. Начинка у перепечей бывает разной (мясной, капустной, с картошкой).

После объяснения и показа дети стряпают перепечи.

Чуж Анай : Молодцы, вы очень постарались и перепечи у вас получились.

Положим наши перепечи в печь. Вот они уже и готовы. (Сюрпризный момент – достаём готовые перепечи из макета печи).

Чуж Апай:

Хорошо веселиться

Пора и угоститься!

Чуж Анай : - От души Вас угощаю

Из самовара вкусным чаем.

К чаю- с жару, из печи-

Удмуртские перепечи.

Кушайте, не стесняйтесь,

Здоровья набирайтесь!

- А в следующий раз я приглашаю вас посетить Дом ремёсел, где я вам расскажу и покажу, как в старые времена удмурты ткали ткань для одежды и быта. Зеч луэ! (До свидания.)

Публикации по теме:

Конспект занятия «В гости к бабушке» Образовательная область: Коммуникация Раздел: Художественная литература Тема: В гости к бабушке. Цели: Познакомить детей с устным творчеством.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «В гости к бабушке» Задачи:1)закреплять подбирать слова,противоположные по смыслу. 2)Закрепить правильное произношение звуков:Ш,С. 3)Закрепить узнавать животное.

Конспект игрового занятия «В гости к бабушке» Игровое занятие для детей первой младшей группы «В гостях у бабушки» Цель: с помощью среды включение детей в разнообразные виды деятельности:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «К бабушке Варварушке в гости на оладушки» Цель: Вызвать интерес у детей к предметам быта в избе, их назначением, к процессу преобразования предметов человеком. Образовательные задачи:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательным областям на тему «Овощи» Вид: познавательно-исследовательский Цель: обобщить знания детей по теме «Овощи» в младшей группе. Задачи: - систематизировать знания.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей второй младшей группы «В гости к бабушке Наталье» Цель: Развитие любознательности, интересов познавательной мотивации. Развитие представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Задачи:.

Конспект организованной образовательной деятельности «Едем в гости к бабушке» Открытое занятие воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Едем в гости к бабушке, бабушке Любавушке» Образовательная область:.

Конспект занятия «В гости к бабушке Федоре» Воспитатель: Игра «Я твой друг и ты мой друг» Ребята, давайте мы поздороваемся, а значит, пожелаем друг другу здоровья и хорошего настроения.

НОД по театрализованной деятельности «В гости к бабушке Маланье» НОД по театрализованной деятельности «В гости к бабушке Маланье» Задачи: -Обеспечить развитие умения проговаривать заданное слово с определенной.

Конспект «В гости к бабушке» Программное содержание: Учить слушать сказку, следить за развитием действий, понимать содержание. Развить умение отвечать на простейшие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по реализации удмуртского НРК «В гости к бабушке Чуж Анай»
Опубликовано: 29 ноября 2016 в 22:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД