Самообразование инструктора физической культуры «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Марина Маркова
Самообразование инструктора физической культуры «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

План по самообразованию на период с 01.09.2020г. по 30.04.2021г., инструктор фк МБДОУ д/с-к/в №3

Маркова Марина Викентьевна

Тема самообразования: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

ВВЕДЕНИЕ

Тема моего самообразования совпадает с моим долгосрочным проектом, моя работа по внедрению здоровьесберегающих технологий, как инновационного процесса работы инструктора ФК, является актуальной и необходимой. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения в условиях распространяющегося нового вируса СOVID-2020, является необходимым условием работы не только инструкторов, но и педагогов, сохранение и укрепление здоровья детей это главная цель ДОУ в условиях ФГОС ДО. Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого подхода всех специалистов ДОУ. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения, поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Актуальность:

Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.

Сухомлинский В. А.писал: «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закаливать физические и нервные силы, предупреждать заболевание …»

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном укрепляют и сохраняют здоровье ребенка.

Формирование личности, поддержание на необходимом уровне физического и психического здоровья ребенка начинается с его рождения и продолжается в дошкольном возрасте. Воспитание у дошкольников осознанного стремления к здоровому образу жизни способствует сохранению здоровья, данного ему природой.

Главный фактор развития личности - активность, обеспечивающая приспособление организма к условиям окружающей среды. Двигательная активность - необходимое условие, определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность ребенка. Двигательная активность ребенка - естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем. Это способствует всестороннему развитию и воспитанию детей.

Цель:

Укрепление здоровья, повышение иммунитета, физическое совершенствование, развитие личности ребенка.

Задачи:

1. Учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью;

2. Сохранять и стимулировать здоровье детей с помощью различных технологий: гимнастика для глаз, гимнастика для горла, для профилактики плоскостопия. ;

3. В подвижных играх совершенствовать умение двигаться в пространстве, соразмерять движения, быть внимательным к партнёрам по игре;

4. В дыхательных упражнениях проводить тренировку правильного носового дыхания, смыкания губ, укрепление мышц лица;

5. Формировать начальные представления о некоторых видах спорта.

6. Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни.

7. Воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к здоровью;

8. Воспитывать в детях чувство сострадания, стремление помочь больному человеку.

Перечень вопросов по самообразованию:

изучение психолого-педагогической литературы;

разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

проектная и исследовательская деятельность;

анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;

продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;

планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

Формировать привычку к здоровому образу жизни у дошкольников;

Формировать осознанное отношение к своему здоровью;

Развивать физические качества у детей;

Расширить индивидуальный двигательный опыт в самостоятельной деятельности.

Развивать интерес и любовь к спорту.

Обогащение социального опыта дошкольников, расширение их кругозора;

Повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;

Вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»;

Снижение заболеваемости и детского травматизма среди воспитанников;

Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении.

Описание проекта:

На этапе дошкольного детства складываются начальные основы здорового образа жизни: ребенок получает навыки самообслуживания, личной гигиены, накапливает представления о своем организме, о рациональном питании, закаливании организма, совершенствует двигательные навыки. Таким образом, уже в этот период формируется часть общей культуры человека о здоровье. В работе с дошкольниками по формированию познавательного интереса средствами здоровьесберегающих технологий в рамках основ здорового образа жизни должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь игр, комплексов различных видов упражнений, разных видов гимнастик. В работе с детьми следует использовать здоровьесберегающие технологииразличных видов деятельности ребенка: физическую культуру, комплексы закаливающих процедур, просмотр телепередач, экскурсии, беседы, оздоровительные минуты, игры, праздники, литературные произведения и др.

Участники данного проекта: педагоги-дети-родители.

Тип проекта: оздоровительный, долгосрочный.

1 этап: подготовительный.

Разработка и проведение диагностики на выявление знаний детей о здоровье и здоровом образе жизни. Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми. Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Работа с педагогами

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

1. Подготовить консультацию для педагогов

«Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС ДО»

«Развитие физических качеств у детей»

«Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

«Использование дыхательной гимнастики»

«Планирование и организация спортивных игр на прогулке».

«Формирование здорового образа жизни в детском саду»

«Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

«Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах»

«Физминутки и динамические паузы как малые формы активного отдыха»

«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»

2. Выступление на педагогическом совете (часе)

3.Предоставление консультаций по данной теме:

«Атрибуты к подвижным и спортивным играм»

«Нетрадиционное физкультурное оборудование»

«Развитие выносливости у детей»

4. Изготовление совместно с музыкальным руководителем «Парашют здоровья»

Работа с родителями:

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Чтобы вырастить нравственно и физически здоровое поколение, необходимы совместные усилия детского сада и семьи, направленные на оздоровление дошкольника, культивирование здорового образа жизни. В целях повышения педагогической культурыродителей и включения их в воспитательно-образовательный процесс предложено:

Буклеты «Профилактика плоскостопия», «Дыхательная гимнастика - возможная профилактика простудных заболеваний!»

Консультации «Физическая культура в детском саду», «Физкультура дома», «На зарядку всей семьей»

Стен- газета «Утренняя гимнастика», «В здоровом теле здоровый дух», «Папа, мама, я- спортивная семья», «Профилактика плоскостопия»

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для основных упражнений (платочки, султанчики, массажных дорожек, провести акцию –мелкие игрушки как средство профилактики плоскостопия.

Работа с детьми:

- утренняя гимнастика

- гимнастика для глаз

- воздушные процедуры

- пальчиковая гимнастика

- дыхательная гимнастика

- гимнастика пробуждения

- подвижные игры

- ходьба по массажным дорожкам

- закаливание

- артикуляционная гимнастика.

- показ презентаций «Зимние виды спорта», «Здоровый образ жизни», «Летние виды спорта»

2 этап: основной - реализация проекта.

Формировать у детей представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь;закрепить основные понятия: «распорядок дня», «личная гигиена», «витамины», «полезные продукты», «здоровый образ жизни»; воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии,применяемые в работе с детьми:

- Ежедневная утренняя гимнастика на свежем воздухе или в спортивном зале (в зависимости от погодных условий);

- Физкультурные занятия 3 раза в неделю;

- Подвижные и спортивные игры: «Воробушки и автомобили», «Жмурки», «Лиса в курятнике», «Ловишки», «Лохматый пес», «Найди себе пару», «Трамвай», «У медведя во бору», «Цветные автомобили», «Добеги до флажка», «Кто быстрее?», «Самый ловкий», самостоятельная двигательная активность детей;

- Спортивное развлечение «Веселые старты», спортивный праздник «Теремок»; - Физкультминутки на занятиях (в качестве профилактики при утомлении);

- Артикуляционная гимнастика (вырабатывает полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков);

- Бодрящая гимнастика (проводится ежедневно после дневного сна для поднятия настроения и мышечного тонуса);

- Дыхательная гимнастика (способствует правильному развитию дыхания, умению регулировать частоту, глубину вдохов и выдохов);

- Зрительная гимнастика (для укрепления мышц глаза, развития остроты зрения, восприятия);

- Логоритмика (стихотворная ритмическая речь вырабатывает правильный темп речи, ритм дыхания, развивает речевой слух, речевую и двигательную память); - Пальчиковая гимнастика с проговариванием стихотворных форм (для развития мелкой моторики рук, способствующей развитию мозговых центров речи);

- Ритмопластика (развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус, умение правильно и красиво двигаться, укрепляет мышцы и осанку);

- Суставная гимнастика (самомассаж ушей, потирание ладоней);

- Профилактика сохранения правильной осанки и плоскостопия (с помощью традиционного и нетрадиционного спортивного инвентаря);

- Релаксация перед сном (использование спокойной классической музыки, колыбельных песен, звуков природы помогают снять напряжение и успокаивают организм);

- Закаливающие мероприятия: максимальное пребывание детей на свежем воздухе; воздушные и солнечные ванны; хождение босиком по траве, песку и асфальту во время прогулок; ходьба по полу, массажным коврикам, по «дорожкам здоровья» в помещении; обливание ног контрастной водой; проветривание помещений;

- Соблюдение режима дня; режима двигательной активности;

- Правильное сбалансированное питание; витаминизация;

- Соблюдение правил безопасности на улице и в помещении.

- Беседы: «О режиме дома и в детском саду»; «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»; «Я такой. Строение тела человека»; «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!».

- Чтение художественной литературы: А. Барто «Девочка чумазая», «Я расту»; К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»; Ю. Тувим «Овощи»; Е. Шкловский «Как вести себя во время болезни»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», загадки об овощах и фруктах, ягодах.

- Заучивание потешек: «Водичка, водичка, умой мое личико…», «От водички, от водицы…», «Знаем, знаем, да-да-да, где ты прячешься, вода…» (используем при умывании,стихотворений: «По утрам зарядку делай, будешь сильным, будешь смелым», «Никогда не унываю, и улыбка на лице, потому что принимаю витамины А, Б, С».

- Рассматривание иллюстраций,сюжетных картинок о: здоровье, гигиене, витаминах, строении тела человека и т. п. Просмотр мультфильма «Мойдодыр». - Сюжетно-ролевые и дидактические игры, направленные на привитие культурногигиенических навыков, здорового образа жизни: «Поликлиника», «Больница», «Магазин продуктов», «Сделаем куклам красивые прически»; «Оденем куклу на прогулку», «Купание куклы», «Вредно – полезно», «Узнай на ощупь», «Узнай по вкусу», «Умею – не умею».

- Художественное творчество: аппликация «Фрукты на тарелке», лепка из пластилина «Овощи в корзинке», рисование «Натюрморт».

3 этап: обобщающий.

Обобщение результатов работы, анализ и выводы по реализации проекта. Презентация проекта.

Публикации по теме:

Циклограмма распределения рабочего времени инструктора по физической культуреЦиклограмма распределения рабочего времени инструктора по физической культуре Циклограмма распределения рабочего времени инструктора по физической культуре Морозовой Марины Владимировны на 2017 – 2018 учебный год.

Годовой отчет инструктора по физической культуре за 2016–2017 учебный год Физическое развитие в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования.

Годовой отчёт инструктора по физической культуре за 2016–2017 учебный годГодовой отчёт инструктора по физической культуре за 2016–2017 учебный год Представляю вашему вниманию свой годовой отчёт о проделанной работе за 2016-17 учебный год. "Здоровье — это вершина, которую должен каждый.

Библиотека изображений:
  • Найди отличия
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Самообразование инструктора физической культуры «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Опубликовано: 15 сентября 2021 в 09:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 сентября. День Тигра в России

Очередной тематический день посвящен большой дикой кошке, обладающей царственным видом, но свирепым нравом. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о тиграх и увлечь их...

25 сентября. Всероссийский день бега «Кросс нации»

Праздник «Всероссийский день бега «Кросс нации»» в 2021 году отмечается 25 сентября, в субботу. В нём участвуют все регионы нашей большой страны. Это праздник всех, кто предпочитает активный досуг и...


Горячие темочки