Марина Маркова
Самообразование инструктора физической культуры «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию на период с 01.09.2020г. по 30.04.2021г., инструктор фк МБДОУ д/с-к/в №3
Маркова Марина Викентьевна
Тема самообразования : «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Самообразование инструктора физической культуры „Здоровьесберегающие технологии в ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберагающие технологии. Самообразование
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Самообразование, саморазвитие
- Физическое воспитание. Планы самообразования
- Темочки
Тема моего самообразования совпадает с моим долгосрочным проектом, моя работа по внедрению здоровьесберегающих технологий, как инновационного процесса работы инструктора ФК, является актуальной и необходимой. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения в условиях распространяющегося нового вируса СOVID-2020, является необходимым условием работы не только инструкторов, но и педагогов, сохранение и укрепление здоровья детей это главная цель ДОУ в условиях ФГОС ДО. Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого подхода всех специалистов ДОУ. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения, поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Актуальность:
Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.
Сухомлинский В. А. писал: «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закаливать физические и нервные силы, предупреждать заболевание …»
Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном укрепляют и сохраняют здоровье ребенка.
Формирование личности, поддержание на необходимом уровне физического и психического здоровья ребенка начинается с его рождения и продолжается в дошкольном возрасте. Воспитание у дошкольников осознанного стремления к здоровому образу жизни способствует сохранению здоровья, данного ему природой.
Главный фактор развития личности - активность, обеспечивающая приспособление организма к условиям окружающей среды. Двигательная активность - необходимое условие, определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность ребенка. Двигательная активность ребенка - естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем. Это способствует всестороннему развитию и воспитанию детей.
Цель:
Укрепление здоровья, повышение иммунитета, физическое совершенствование, развитие личности ребенка.
Задачи:
1. Учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью;
2. Сохранять и стимулировать здоровье детей с помощью различных технологий : гимнастика для глаз, гимнастика для горла, для профилактики плоскостопия. ;
3. В подвижных играх совершенствовать умение двигаться в пространстве, соразмерять движения, быть внимательным к партнёрам по игре;
4. В дыхательных упражнениях проводить тренировку правильного носового дыхания, смыкания губ, укрепление мышц лица;
5. Формировать начальные представления о некоторых видах спорта.
6. Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни.
7. Воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к здоровью;
8. Воспитывать в детях чувство сострадания, стремление помочь больному человеку.
Перечень вопросов по самообразованию :
изучение психолого-педагогической литературы;
разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
проектная и исследовательская деятельность;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
Формировать привычку к здоровому образу жизни у дошкольников;
Формировать осознанное отношение к своему здоровью;
Развивать физические качества у детей;
Расширить индивидуальный двигательный опыт в самостоятельной деятельности.
Развивать интерес и любовь к спорту.
Обогащение социального опыта дошкольников, расширение их кругозора;
Повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
Вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»;
Снижение заболеваемости и детского травматизма среди воспитанников;
Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении.
Описание проекта:
На этапе дошкольного детства складываются начальные основы здорового образа жизни : ребенок получает навыки самообслуживания, личной гигиены, накапливает представления о своем организме, о рациональном питании, закаливании организма, совершенствует двигательные навыки. Таким образом, уже в этот период формируется часть общей культуры человека о здоровье. В работе с дошкольниками по формированию познавательного интереса средствами здоровьесберегающих технологий в рамках основ здорового образа жизни должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь игр, комплексов различных видов упражнений, разных видов гимнастик. В работе с детьми следует использовать здоровьесберегающие технологии различных видов деятельности ребенка: физическую культуру, комплексы закаливающих процедур, просмотр телепередач, экскурсии, беседы, оздоровительные минуты, игры, праздники, литературные произведения и др.
Участники данного проекта: педагоги-дети-родители.
Тип проекта: оздоровительный, долгосрочный.
1 этап: подготовительный.
Разработка и проведение диагностики на выявление знаний детей о здоровье и здоровом образе жизни. Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми. Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Работа с педагогами
Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
1. Подготовить консультацию для педагогов
«Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС ДО»
«Развитие физических качеств у детей»
«Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста»
«Использование дыхательной гимнастики»
«Планирование и организация спортивных игр на прогулке».
«Формирование здорового образа жизни в детском саду»
«Здоровье в порядке – спасибо зарядке»
«Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах»
«Физминутки и динамические паузы как малые формы активного отдыха»
«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»
2. Выступление на педагогическом совете (часе)
3. Предоставление консультаций по данной теме:
«Атрибуты к подвижным и спортивным играм»
«Нетрадиционное физкультурное оборудование»
«Развитие выносливости у детей»
4. Изготовление совместно с музыкальным руководителем «Парашют здоровья»
Работа с родителями:
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Чтобы вырастить нравственно и физически здоровое поколение, необходимы совместные усилия детского сада и семьи, направленные на оздоровление дошкольника, культивирование здорового образа жизни. В целях повышения педагогической культуры родителей и включения их в воспитательно-образовательный процесс предложено:
Буклеты «Профилактика плоскостопия», «Дыхательная гимнастика - возможная профилактика простудных заболеваний!»
Консультации «Физическая культура в детском саду», «Физкультура дома», «На зарядку всей семьей»
Стен- газета «Утренняя гимнастика», «В здоровом теле здоровый дух», «Папа, мама, я- спортивная семья», «Профилактика плоскостопия»
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для основных упражнений (платочки, султанчики, массажных дорожек, провести акцию –мелкие игрушки как средство профилактики плоскостопия.
Работа с детьми:
- утренняя гимнастика
- гимнастика для глаз
- воздушные процедуры
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
- гимнастика пробуждения
- подвижные игры
- ходьба по массажным дорожкам
- закаливание
- артикуляционная гимнастика.
- показ презентаций «Зимние виды спорта», «Здоровый образ жизни», «Летние виды спорта»
2 этап: основной - реализация проекта.
Формировать у детей представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь; закрепить основные понятия: «распорядок дня», «личная гигиена», «витамины», «полезные продукты», «здоровый образ жизни»; воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми:
- Ежедневная утренняя гимнастика на свежем воздухе или в спортивном зале (в зависимости от погодных условий);
- Физкультурные занятия 3 раза в неделю;
- Подвижные и спортивные игры: «Воробушки и автомобили», «Жмурки», «Лиса в курятнике», «Ловишки», «Лохматый пес», «Найди себе пару», «Трамвай», «У медведя во бору», «Цветные автомобили», «Добеги до флажка», «Кто быстрее?», «Самый ловкий», самостоятельная двигательная активность детей;
- Спортивное развлечение «Веселые старты», спортивный праздник «Теремок»; - Физкультминутки на занятиях (в качестве профилактики при утомлении);
- Артикуляционная гимнастика (вырабатывает полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков);
- Бодрящая гимнастика (проводится ежедневно после дневного сна для поднятия настроения и мышечного тонуса);
- Дыхательная гимнастика (способствует правильному развитию дыхания, умению регулировать частоту, глубину вдохов и выдохов);
- Зрительная гимнастика (для укрепления мышц глаза, развития остроты зрения, восприятия);
- Логоритмика (стихотворная ритмическая речь вырабатывает правильный темп речи, ритм дыхания, развивает речевой слух, речевую и двигательную память); - Пальчиковая гимнастика с проговариванием стихотворных форм (для развития мелкой моторики рук, способствующей развитию мозговых центров речи);
- Ритмопластика (развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус, умение правильно и красиво двигаться, укрепляет мышцы и осанку);
- Суставная гимнастика (самомассаж ушей, потирание ладоней);
- Профилактика сохранения правильной осанки и плоскостопия (с помощью традиционного и нетрадиционного спортивного инвентаря);
- Релаксация перед сном (использование спокойной классической музыки, колыбельных песен, звуков природы помогают снять напряжение и успокаивают организм);
- Закаливающие мероприятия: максимальное пребывание детей на свежем воздухе; воздушные и солнечные ванны; хождение босиком по траве, песку и асфальту во время прогулок; ходьба по полу, массажным коврикам, по «дорожкам здоровья» в помещении; обливание ног контрастной водой; проветривание помещений;
- Соблюдение режима дня; режима двигательной активности;
- Правильное сбалансированное питание; витаминизация;
- Соблюдение правил безопасности на улице и в помещении.
- Беседы: «О режиме дома и в детском саду»; «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»; «Я такой. Строение тела человека»; «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!».
- Чтение художественной литературы: А. Барто «Девочка чумазая», «Я расту»; К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»; Ю. Тувим «Овощи»; Е. Шкловский «Как вести себя во время болезни»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», загадки об овощах и фруктах, ягодах.
- Заучивание потешек: «Водичка, водичка, умой мое личико…», «От водички, от водицы…», «Знаем, знаем, да-да-да, где ты прячешься, вода…» (используем при умывании, стихотворений: «По утрам зарядку делай, будешь сильным, будешь смелым», «Никогда не унываю, и улыбка на лице, потому что принимаю витамины А, Б, С».
- Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок о: здоровье, гигиене, витаминах, строении тела человека и т. п. Просмотр мультфильма «Мойдодыр». - Сюжетно-ролевые и дидактические игры, направленные на привитие культурногигиенических навыков, здорового образа жизни : «Поликлиника», «Больница», «Магазин продуктов», «Сделаем куклам красивые прически»; «Оденем куклу на прогулку», «Купание куклы», «Вредно – полезно», «Узнай на ощупь», «Узнай по вкусу», «Умею – не умею».
- Художественное творчество: аппликация «Фрукты на тарелке», лепка из пластилина «Овощи в корзинке», рисование «Натюрморт».
3 этап: обобщающий.
Обобщение результатов работы, анализ и выводы по реализации проекта. Презентация проекта.