Подвижные (сюжетные) игры — эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста

Александра Никонова
Подвижные (сюжетные) игры — эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Подвижная игра – это образовательно-оздоровительное средство социализации личности, способное интенсифицировать учебно-воспитательный процесс, обеспечить мотивационную основу для формирования в диалектической взаимосвязи физических и духовных качеств и личностную самореализацию.

С помощью подвижных игр дети развивают не только физические качества и способности, но и познают первые элементы грамотности, изучая наизусть стихи, скороговорки, считалки, развивают математические способности и раскрывают для себя живую историю своего народа, учатся любить народных героев и ненавидеть обидчиков.

Разнообразные подвижные игры являются эффективным средством активного отдыха после умственного труда, эффективно влияют на деятельность сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем организма, поднимают аппетит и способствуют крепкому сну.

Подвижные игры играют важную роль в воспитании как моральной и волевой устойчивости в действиях и поступках, так и воспитаниюкоммуникативных умений и сознательной дисциплинированности: с одной стороны – умению подчинять свое поведение интересам коллектива, а с другой – управлять своими товарищами.

Педагогическая эффективность игры зависит от методики, организаторских способностей руководителя, его умение доходчиво и интересно объяснить игру, умело управлять ее процессом, следить за дозировкой физических нагрузок, быть объективным и внимательным в оценке игровых действий детей; усовершенствованы средства (подвижные и спортивные игры, забавы, эстафеты, теоретический материал, туризм, моральные дилеммы, морально-этические ситуации, методы и формы (игровой и соревновательный, личный пример учителя физической культуры, контроль и самоконтроль, ритуалы поддержки и поощрения учащихся, групповые дискуссии и индивидуальные беседы, наказания и поощрения, стимулирования интереса и осознанного участия учащихся в учебном процессе, уроки физической культуры, соревнования, туристические походы, физического воспитания в контексте формирования гуманных качеств учащихся.

Все вышеперечисленное обусловило цель работы: изучить роль подвижной игры в физическом воспитании дошкольников.

Проблема: как подвижные игры способствуют физическому воспитанию дошкольников?

Объект: физическое воспитание дошкольников.

Предмет: организация и проведение подвижных игр с дошкольниками.

В работе решались следующие задачи:

– рассмотреть исторический аспект возникновения подвижных игр;

– определить роль подвижной игры и ее место в режиме дня;

– изучить классификацию подвижных игр;

– проанализировать особенности подготовки к проведению подвижных игр;

– изучить методику проведения подвижных игр.

Методы исследования: в работе были использованы методы и принципы современной науки, в числе которых определяющими выступали принцип научности и объективности, теоретический анализ педагогической литературы, концепции обновления учебно-воспитательных систем.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. ПОДВИЖНАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Исторический аспект возникновения подвижных игр

Среди большого многообразия средств физического воспитания играм принадлежит особое место. Их значение выходит далеко за рамки тех представлений, с которыми мы обычно подходим к оценке средств физического воспитания.

Появление и использование игр в воспитательных целях относится к самым ранним этапам становления человеческого общества. Игры являются средством передачи опыта и подготовки к жизни. Трудовые процессы, и прежде всего охота первобытного человека, требовали силы, ловкости, выносливости и специальных навыков. Игровая форма обучения, с помощью которой опыт старшего поколения передавался младшему, способствовала накоплению и передаче знаний и в конечном итоге определила победу человека в борьбе с природой. [15, с. 131]

Игровая деятельность присуща человеку. В ней с самых первых шагов жизни находит свое выражение потребность в творческой деятельности. Формы проявления игры чрезвычайно многообразны. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно совершенствуются и усложняются. Область игры сейчас неизмеримо расширилась. Первоначально стремление играть возникает как подражание тому, что привлекает внимание ребенка. Труд родителей, прочитанное и услышанное – все это может стать содержанием игры. И чем больше накопленный опыт, тем богаче сюжет игры, сложнее взаимоотношения между играющими.

Коллективность действий и появление тактики в игре становятся возможными благодаря способности человека мыслить. В свою очередь, и сами эти качества в процессе игры непрерывно совершенствуются. Таким образом,происходит взаимное обогащение: усложняется содержание игровой деятельности и углубляется ее воздействие на формирование этих качественных особенностей человека.

В историческом аспекте игра оказалась одним из тех необходимых мостиков, который соединил поколения, позволил человеку накапливать и передавать опыт.

Возникнув в труде, игра к труду же и готовит. И хотя она отличается от труда, так как не преследует целей создания каких-либо материальных ценностей, но все же отражает его основные признаки. Это, прежде всего реальная сознательная деятельность, вызывающая сходные психические и эмоциональные реакции. Поэтому в жизни ребенка игра предшествует труду.

Содержание игр тесно связано с производственными отношениями и трудовыми процессами. Неизбежные изменения в этой области вызывают отмирание одних и рождение других игр. Этот непрерывный процесс развития лучше всего опровергает утверждения об инстинктивном характере игры и связанной с ним неизменности ее содержания. В этом также коренное отличие игр человека от так называемых «игр животных», содержание которых не поднимается выше врожденного инстинкта [18, с. 607].

Игра как элемент культуры развивается со всей культурой общества,удовлетворяя различные потребности людей: в развлечении, в отдыхе, в развитии духовных и физических сил. Игровая деятельность является не только элементом культуры, она является полезным средством воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивационных действий.

Возможности использования игр в воспитательных целях чрезвычайно разнообразны. Особую ценность представляет тот факт, что в период самого активного формирования – в детские и юношеские годы – игровая деятельность занимает наибольшее место.

Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит упрошенный характер, то позднее она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию.

Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми. Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, сопротивлений и др.) [7с, 43].

Эти двигательные действия мотивированные сюжетом игры. Они направляются на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры.

Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел.

Таким образом, подвижную игру можно отнести к числу потребностей человека, обусловленных самой природой. Это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность в получении новой информации. Механизм игровой деятельности, всегда опирается на объективные физиологические и психологические закономерности.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Библиотека изображений:
  • Консультации, папки-передвижки
  • Спорт и физкультура
  • Лэпбуки: купить, скачать шаблоны
Автор публикации:
Подвижные (сюжетные) игры — эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 октября 2021 в 22:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 декабря. Всемирный день футбола

Игра с мячом, покорившая весь земной шар, сегодня отмечает свой праздник. Фанаты футбола, футболисты и все, кто помогает им побеждать в футбольных матчах, празднуют 10 декабря Всемирный день футбола.

10 декабря. День прав человека

У тебя есть права! Не хочешь, чтобы они нарушались? Тогда не молчи, не стесняйся бороться за них! – Об этом напоминает каждому ребёнку День прав человека – официальный праздник ООН, отмечаемый с 1950...


Горячие темочки